|
|
ИБ для ИТ-компаний и государстваКак показало проведенное исследование, вопросы информационной безопасности интересуют в первую очередь ИТ-компании и госструктуры. Кроме того, активность малого и среднего бизнес по-прежнему невелика. Как показал анализ ответов на анкеты, основной частью респондентов являются представители крупных (с численностью сотрудников более 300 человек) и средних (с численностью от 50 до 300) организаций. Внимание к вопросам ИБ в крупных организациях явно прослеживается и по активности использования услуг ИБ. Потребность в отдельных видах услуг (услуги либо использовали, либо планируют использовать) наблюдается максимум у 75% крупных организаций и лишь у 41% средних. По отраслевому признаку вопросы ИБ в целом и услуги ИБ в частности, в первую очередь, интересуют Состав респондентов по отраслям Источник: «ЭЛВИС-ПЛЮС», 2006 г. На выставках в достаточном количестве присутствуют представители высшего руководящего состава, что свидетельствует о внимании к проблемам ИБ. Положительным фактом в дальнейшем развитии ИБ является и наличие практически в любой организации сотрудников, деятельность которых ориентирована на решение проблем ИБ. Более того, в большинстве компаний уже созданы специальные подразделения, что говорит как об определенном уровне зрелости организаций в подходах к обеспечению информационной безопасности, так и о необходимости такого решения в связи с масштабами деятельности организаций. Активность со стороны госструктур и организаций, напрямую не связанных со сферой ИТ и ИБ, в плане посещения специализированных выставок говорит об актуальности для них вопросов в сфере ИБ и необходимости их решения в ближайшее время. По поводу цен на услуги ИБ голоса разделились. Число респондентов, считающих цены на услуги ИБ завышенными, несколько больше, чем тех, которых они устраивают, причем здесь больше голосов респондентов средних компаний. Доля респондентов, считающих что цены неприемлемыми, совпадает с долей респондентов, считающих, что услуги следует реализовывать своими силами. Пятая часть респондентов вообще не осведомлена о сложившемся уровне цен на рынке услуг, что говорит о закрытости рынка и отсутствии в свободном доступе информации о ценах на услуги. Хотелось бы обратить внимание еще на один важный момент. Достаточно большое количество респондентов, присутствующих на выставке и относящихся к сфере «Образование» может свидетельствовать о том, что в России еще нет «потокового» обучения специалистов, предоставляющих услуги в области ИБ (за исключением, может быть, услуг технической направленности). Кроме того, отсутствуют и «классические» методики подготовки таких специалистов, поэтому как преподавателям, так и студентам, приходится самим «выискивать» возможности для получения знаний например, на подобных выставках и конференциях (а где, собственно, еще?). Также количество респондентов, относящееся к «миру науки», может быть вызвано и быстротой качественного изменения самой сферы ИБ и услуг в этой сфере в частности. В заключение необходимо отметить, что развитие рынка услуг ИБ тормозится из-за отсутствия относительно четких формулировок в названиях услуг и малой осведомленности потенциальных заказчиков хотя бы о порядке их стоимости. В то же время, заметна положительная тенденция к более систематизированному комплексному подходу как в предложении услуг, так и в их потреблении. Интерес к услугам ИБ заметен в компаниях разных размеров, не зависимо от сферы их деятельности. Однако наибольшую заинтересованность в решении проблем ИБ пока все-таки проявляют крупные организации. Анна Соколова |