|
|
Услуги в сфере ИБ на исходной точке формированияНа российском рынке услуг ИБ наблюдается интенсивный рост спроса и предложения. Даже ИТ-компании, которые не специализируются на ИБ, начинают активно включать те или иные услуги ИБ в перечень предлагаемых работ. Однако на рынке нет ни одной компании, предлагающей «эксклюзивный» комплекс услуг. История развития российского рынка ИБ показывает, что большинству компаний для формирования предложения в сфере услуг потребовалось значительное время. Период массового появления ИБ-компаний пришелся на 1992 год, а активное продвижение услуг ИБ на рынке началось лишь в 2003-2005 гг. Сегодня на рынке ИБ условно можно выделить три большие группы компаний, в зависимости от профиля их деятельности: системные интеграторы широкого профиля, специализированные системные интеграторы и другие компании. Для системных интеграторов, работающих в сфере информационных технологий, обеспечение информационной безопасности является одним из направлений деятельности, но не основным. Однако если раньше при реализации проектов, включающих тематику по информационной безопасности, они предпочитали привлекать специализированную стороннюю организацию, то сейчас уже практически во всех из них созданы соответствующие подразделения. Появление направления ИБ и у этой группы компаний стало следствием расширения деятельности, поэтому не было представлено в полную силу с самого начала. Сравнительно быстрый выход системных интеграторов на рынок услуг ИБ обеспечивался за счет уже сложившегося имиджа в ИТ-сфере. Приоритетным направлением специализированных системных интеграторов является деятельность именно в сфере информационной безопасности. Третья группа состоит из компаний, имеющих отношение к сфере информационной безопасности, но оказывающих узкий спектр услуг или сфокусированных на предложении средств защиты (как компании-производители, так и компании-дистрибьюторы). Хотя рынок услуг ИБ активно растет, анализ предложения по услугам ИБ показал, что сейчас идет лишь этап формирования. Все компании оказывают «базовый» набор услуг (на схеме: технико-аналитический блок), однако заметно отличаются спектром дополнительных услуг. На рынке нет ни одной компании, предлагающей «эксклюзивный» (или уникальный) комплекс услуг.Далеко не все компании публикуют систематизированную и обновленную информацию на своих сайтах, до сих пор даже не на всех сайтах присутствует специальный раздел «Услуги», часто он объединяется с разделом «Решения». Очевидно, что в таком случае направление услуг не только не считается приоритетным, но и воспринимается компаниями как дополнение к техническим решениям, формируя тем самым такое же восприятие и у заказчиков. Кроме того, на рынке до сих пор не сформированы общепринятые наименования видов услуг и тем более их классификация. Так, в одних компаниях под одной услугой подразумевается целый комплекс работ, а в других аналогичные работы представлены как самостоятельные услуги, даже одно и то же название не всегда гарантирует одинаковую интерпретацию состава услуги. Сейчас для рынка услуг ИБ характерно и практически полное отсутствие в открытом доступе Виды услуг в сфере информационной безопасности
В целом можно выделить два вида «поведения» компаний на рынке. К первому виду относятся компании, ориентированные на традиционный подход к информационной безопасности, они предлагают в основном услуги технического плана. Кроме того, у них относительно развито предложение в сфере образовательных услуг. Как конкурентное преимущество компаний этой категории можно отметить предложение по проведению сертификационных испытаний (наличие собственных лабораторий). Перспективные направления услуг данными компаниями практически не поддерживаются. При отсутствии достаточного внимания к развитию перспективных направлений услуг такие компании скоро могут потерять свои позиции на рынке ИБ, не выдержав конкуренции, либо сузить предложение до тех услуг, оказание которых требует наличия специальных лабораторий. Компании второй категории, помимо «традиционных», развивают и сравнительно новые и перспективные виды услуг, например, расчет финансово-экономических показателей, анализ информационных рисков и т.п. Сертификационные испытания своими силами эти компании не проводят. Однако они имеют больше шансов закрепиться на рынке услуг ИБ и перейти от схем работы по поставкам к экспертным и консультационным услугам. В настоящее время сформировалось некое «базовое ядро» услуг, предлагаемых практически всеми компаниями, полноценно присутствующими на рынке. Все эти услуги в большей части относятся к технической стороне обеспечения информационной безопасности. Это разработка, апробация и внедрение технических решений, установка и настройка программно-технических средств и, наконец, техподдержка и сопровождение СОБИ. Кроме того, сравнительно недавно наметилась тенденция в значительном увеличении популярности и росте спроса на услуги комплексного обследования защищенности ИС (аудита информационной безопасности) и разработки организационно-распорядительной и нормативной документации в области ИБ, поэтому эту услугу также уже можно присоединить к базовому набору. В выделившемся «ядре» услуг прослеживается логическая последовательность их «правильного» использования: «Аудит проектирование внедрение сопровождение», что говорит о достижении рынком услуг ИБ того уровня развития, при котором уже сформированы определенные принципы потребления, т.е. потребление услуг перестало носить хаотичный характер. Здесь явно прослеживается тенденция к комплексному подходу потребления услуг. В общем спектре предлагаемых услуг сейчас можно выделить три большие группы (технико-аналитические, экспертно-аналитические и дополнительные), которые будут рассмотрены ниже вместе с анализом спроса на эти услуги. Анна Соколова |