|
|
Спам криминализируется, но не в России
Доля спама в почтовом трафике Рунета составляет, по данным «Лаборатории Касперского», По данным «Лаборатории Касперского», более Показатель, разумеется, усреднен. В трафике почтовых служб доля спама может быть выше (подниматься до 90 %), так как они традиционно являются мишенями атаки спамеров. В корпоративной почте отдельной компании доля спама может быть ниже усредненных цифр, но вряд ли опустится ниже 50 %. При этом конечный пользователь, защищенный эффективным фильтром на уровне провайдера, почтовой службы или корпоративного почтового сервера, может вообще не осознавать, сколько мусора спамеры пытались направить в его ящик. Для него количество спама ограничивается единичными письмами за месяц. Доля спама в Рунете в 2005 г. Источник: «Лаборатория Касперского», 2006 Высокая доля «мусорной почты» характерна не только для России. На первом европейском Спам интернационален Спам не связан ни географическими границами, ни границами доменных зон интернета. Спамеры атакуют пользователей с помощью Хотя многие крупные Криминальный спам в России Что действительно меняется в спаме, причем существенно, — так это его содержание. Спам — это в первую очередь реклама, поэтому существует определенный набор «сезонных предложений» товаров и услуг, продвигаемых с помощью спама. Например, зимой спамеры продают подогреватели для автомобильных сидений, а летом — кондиционеры. Идет чемпионат мира по футболу — и спамеры предлагают билеты на финал, майки и часы тех фирм, которые носят известные футболисты. Такие сезонные изменения содержания спама носят циклический характер и вполне предсказуемы. Но есть и другие изменения в содержании спама, гораздо более серьезные и не связанные с сезонными особенностями рекламного рынка. Речь идет о постепенной криминализации рынка спама. Это процесс глобальный, он наблюдается во всех региональных зонах. Наиболее быстро и заметно для пользователя спам криминализируется в тех регионах, где происходит усиление законодательства, направленного на урегулирование отношений на рынке электронной рекламы. Как только вступают в силу законы, запрещающие или резко ограничивающие спам (как это произошло в Австралии и США), начинается отток законопослушных рекламодателей с этого рынка. На их место приходит криминал, что сразу же сказывается на содержании спама. В изобилии появляется реклама виагры и прочих препаратов для усиления потенции, поддельных, контрабандных или контрафактных товаров (дешевые часы известных марок, дешевый софт и т.п.) Процесс криминализации хорошо заметен пользователям западной части интернета. В Рунете ситуация немного другая. Часть российского малого бизнеса активно использует спам для рекламы товаров и услуг, пользуясь тем, что вплоть до 1 июля 2006 года реклама по электронной почте не была оговорена в существующем законодательстве (с Но Рунет изобилует и криминализированным спамом. Распределение тематик спама в Рунете в 2005 г. Источник: «Лаборатория Касперского», 2006 В Рунете есть своя специфика криминализации спама: спамеры используют свои возможности не только для продвижения товаров/услуг, но и для нечестной конкурентной борьбы (рассылки спама от имени конкурента с целью вызвать негативный отклик Прогнозы развития спама неутешительные. Скорее всего, процесс криминализации будет продолжен. Спам приносит деньги, и желающие получить эти деньги всегда найдутся. По крайней мере, до тех пор, пока развитие антиспамерского ПО не сделает спамерский бизнес невыгодным. Или пока пользователи не перестанут реагировать на спам так, как этого хотят спамеры — покупать товары, переходить на сайты, ввязываться в сомнительные авантюры по «нигерийским» письмам и доверчиво выдавать свою информацию фишерам. Анна Власова |