|
|
Серверные короли делят Россию
Поставки серверов мировых и локальных брендов в России примерно равны. Агрессивному продвижению зарубежных поставщиков отечественный производитель все еще может противопоставить ряд собственных преимуществ, например, гибкую систему ценообразования. Перспективы же этого сектора рынка достаточно туманны. Особенностью российского рынка в целом является растущая бизнесактивность и постоянный приток новых компаний. Достаточно продолжительное время руководители вновь создаваемых компаний не стремились инвестировать в ИТ-инфраструктуру. Часто роль сервера выполнял один из офисных компьютеров, а обязанности системного инженера — кто-то из менеджеров. Подобная специфика бизнеса диктовала производителям и интеграторам определенные условия игры — в первую очередь, низкую стоимость продукта. "Тяжелые" и дорогостоящие же системы здесь долгое время оставались непопулярными — в подавляющем большинстве случаев локальный заказчик предпочитал (и все еще предпочитает) решения начального и среднего уровней. Российский рынок остается довольно сильно смещенным в сторону дешевых моделей. Здесь вполне достойно конкурируют с мировыми брендами отечественные поставщики. В секторе "тяжелых" серверов, напротив, доминируют зарубежные производители. В настоящее время "тяжелые" серверы являются центральным звеном многих ИТ-решений. Сделав однажды выбор в пользу RISC-сервера западного вендора, заказчик уже не хочет устраивать "зоопарк" и предпочитает все остальное окружение строить на оборудовании того же производителя, так как приобретается не только сервер, но и целый комплекс услуг по введению всей системы в эксплуатацию и дальнейшей ее поддержке. С технологической точки зрения, российские разработчики находятся в процессе преодоления архитектурных ограничений, унаследованных со времени начала построения микропроцессорных систем. Происходит смена процессорных микроархитектур, переход к последовательным системным шинам. Отмечается тенденция к увеличению доли комплексных решений на базе серверов, в частности, кластеров высокой надежности (HA) и вычислительных кластеров (HPC). Ожидается, что blade-серверы ("лезвия") в будущем смогут занять более 70 % рынка. Правда, российские производители долго не спешили выходить в этот сектор. Основных причин было две: сложные технологии и недостаточная готовность отечественного рынка к потреблению этих устройств на текущий момент. Но все меняется — модульные серверы в России теперь поставляют не только IBM, HP, Dell, FSC и Sun, но и отечественные Kraftway, "К-Системс" и R-Style. Русская "пятерка" Среди отечественных поставщиков серверов, который удается сохранять свои позиции перед натиском мировых брендов, наиболее заметна "большая пятерка": Kraftway, "Аквариус", "К-Системс", DEPO Computers и Arbyte. Kraftway — один из старейших отечественных производителей серверов. Первые модели были выпущены еще в 1993 г. Компания конкурирует с западными вендорами (HP и IBM) в сегменте средних и "легких" решений. Число региональных дистрибьюторов Kraftway достигло 33, московских — десяти. В Новосибирске компания открыла свое представительство. В текущем году планируется более активно развивать бизнес в сегменте малых и средних предприятий, сосредоточив внимание на подготовке оптимальных конфигураций оборудования и специальные маркетинговые программы для СМБ. За 2007 год, который компания рассматривает как последний подготовительный этап к "прыжку", Kraftway рассчитывает заработать порядка 200 млн. долл. (совместно с производством ПК). В рамках стратегии увеличения продаж оборудования в секторе малого и среднего бизнеса компания приступила к выпуску нового сервера начального уровня Express Start. Компания активно продвигает лезвийные серверы, линейка которых в прошлом году была будет модернизирована. С точки зрения ПО, Kraftway уделяет большое внимание технологиям на базе Open Source — подписано соглашение с Red Hat и с Linux Novell. Кроме того, Kraftway готовит к выходу собственную ОС. Созданный в 1989 году, "Аквариус" первым в России (1990 г.) открыл завод по производству компьютеров под собственной торговой маркой Aquarius в городе Шуя Ивановской области, а в 2001 году — сборочный цех на базе НИИ "Восход" в Москве. Сегодня линейка серверов Aquarius включает более 20 позиций — от простых веб-серверов на co-location у провайдера связи до счётных кластеров и кластеров высокой надёжности для обработки больших баз данных. Самыми востребованными остаются серверы Aquarius общего назначения, DC (domain controller), mail, ftp, файловые и 1С — серверы. При том, что "Аквариус" давно и прочно сотрудничает с Intel (имея статус Intel Server Leader), это была первая российская компания, начавшая массовый выпуск ПК на базе процессоров AMD. Сегодня они присутствуют в линейках серии Aquarius Standard и Professional. "К-Системс" работает на отечественном рынке ИТ с 1994 года. Компания предлагает широкий спектр серверов, в частности, линейку Patriot 700 на базе процессоров AMD Opteron 2XX и 8XX. Arbyte, начавшая бизнес в 1992 году, разрабатывает вычислительные комплексы, оптимизированные под ПО заказчика. Современное ПО — сложные комплексы трехмерного моделирования, САПР для машиностроения и т.д. — стоит очень дорого, и адаптировать для него оборудование бывает выгоднее, чем заниматься перепроектированием программных продуктов. DEPO Computers появилась на этом рынке несколько позже предыдущих игроков. Завод компании оборудован с учетом мировых стандартов и производит более 10 тысяч серверов в год. Перспективы Несмотря на определенные успехи российских разработчиков, их перспективы несколько туманны. Развитие бизнеса и технологий требует инвестиций — либо из собственного кармана, либо путем кредитования. Внешним инвесторам российская ИТ-отрасль кажется пока слишком рискованной. Российские компании достаточно уверенно чувствуют себя на рынке серверов стандартной архитектуры и пока не собираются сдавать свои позиции. Если же идея господдержки наукоемких секторов экономики найдет реальное подтверждение, то возможно размещение в России сборочного производства серверов зарубежных производителей. Попытки собирать ПК в России уже были — например, у HP и у Fujitsu Siemens Computers. Возможно, именно теперь созрели условия для долгосрочных инвестиций в массовое производство компьютерной техники на российской территории. Относительно конкуренции российских сборщиков с западными вендорами эксперты считают, что она становится головной болью для небольших локальных сборщиков и упрощается для крупных. Это обусловлено тем, что остается все меньше инструментов конкуренции, доступных для локальных компаний. Это близость к заказчику (т.е. склад и сервис), гибкость в конфигурациях (что труднее осуществимо при платформенном подходе вендоров), соответствие отечественным нормативам. К недостаткам относятся слабая поддержка систем специализированным ПО, недостаток технической экспертизы, отсутствие ресурсов для решения нетривиальных проблем. Елена Турдакина / CNews Сергей Телевинов: Российский потребитель все больше доверяет отечественному производителю серверовНа вопросы CNews отвечает Сергей Телевинов, директор по техническому развитию Helios CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, определяют развитие рынка серверов в России сегодня? Сергей Телевинов: На мой взгляд, одна из основных тенденций, которая прослеживается на текущий момент — то, что многие корпоративные клиенты стараются уйти от «зоопарка» серверов, который они накопили за предыдущие годы, выбрать одного надежного производителя, который бы удовлетворял их и по качеству предлагаемой продукции, по профессионализму решений. Клиентам нужно, чтобы они обрисовали проблему, а мы бы им предложили грамотное решение, при этом помогли бы разработать ТЗ, составили коммерческое предложение, осуществили поставку и инсталляцию, а потом взяли на обслуживание. Так сказать — сделали бы «решение под ключ». Вот, на что будет ориентироваться потребитель. Стоимость таких решений тоже играет не последнюю роль, особенно при выборе отечественной компании. |