|
|
Олег Изумрудов: Возможности оборудования опережают потребности программного обеспечения
CNews: Какие инновации в серверных технологиях за последний год вы назвали бы наиболее значимыми? Олег Изумрудов: Хотелось бы отметить сразу несколько технологий, которые, по моему убеждению, оказали значительное влияние на серверный рынок в прошедшем году. Нельзя обойти вниманием увеличение доли четырехъядерных процессоров в общей массе предложения производителей серверов. С учетом готовящегося в ближайшем будущем выпуска четырехъядерных процессоров AMD Opteron борьба двух процессорных гигантов вспыхнет с новой силой — к вящей радости потребителей. Приходится в очередной раз констатировать, что возможности оборудования опережают потребности программного обеспечения. В 2007 году мы стали свидетелями победной поступи технологии SAS (Serial Attached SCSI) для жестких дисков, которая по праву заняла значительную долю рынка. Что закономерно, поскольку именно эта технология позволяет достичь унификации дисковой инфраструктуры в серверных платформах, и в конечном итоге уменьшить совокупную стоимость владения для потребителей. В настоящее время мы наблюдаем массовый переход на SAS-диски, в том числе и на диски малого форм-фактора 2.5 дюйма. Виртуализация — еще одна технология, заслуживающая упоминания. Возможности виртуализации операционных систем и прикладных приложений, консолидация серверов и разделение ресурсов — все это создает дополнительные удобства для управления сложной ИТ-инфраструктурой, что сегодня не редкость. Что касается нас, то мы не отстаем от прогресса и предлагаем клиентам самые современные с точки зрения технологии решения. CNews: Какие изменения, по-вашему, претерпевает рынок в контексте пертурбаций, вызываемых противостоянием компаний Intel и AMD?
Кроме того, у ускоренного вывода продуктов на рынок есть еще одно неприятное следствие. В связи с сокращением сроков тестирования и вывода на рынок, потребителям достаются несколько более «сырые» продукты, в которых присутствуют мелкие недоработки. Например, старт технологии SAS был вовсе не таким безоблачным, каким планировался в пресс-релизах. Конечно, лидеры сегодняшнего серверного рынка обладают необходимыми ресурсами для того, чтобы устранить указанные недостатки, а вот покупателям традиционных «конструкторов» приходится несколько более туго. В результате, прямым следствием обострившейся конкурентной борьбы между Intel и AMD стала усиленная конкуренция между поставщиками серверных решений. CNews: Какие тенденции вы можете выделить на российском серверном рынке?
Какие общие тенденции можно выделить, исходя из вышесказанного? Маленькие локальные игроки, канальные сборщики, использующие продукты от Intel, Supermicro, будут чувствовать себя все хуже и хуже. Это заметно по схлопыванию канала. Компании, которые не могут обеспечить различие в технологическом плане, могут бороться только ценой. И мы прекрасно знаем, чем заканчиваются все демпинговые войны. Маржа будет все меньше, так как нашим рынком заинтересовались и крупные западные игроки, и крупные российские сборщики, предлагающие более эффективные решения по привлекательным ценам. Понятно, что у канальных игроков очень маленький задел в игре с маржой — часть ее они отдают строителю канала — вендору платформ, часть дистрибутору, и зачастую — еще и реселлеру, если компания небольшая. Для крупных традиционных российских производителей ситуация несколько проще — мы уже находимся на позиции, когда можем предвидеть подобную ситуацию, и, соответственно, заранее на нее среагировать. Аналогию здесь можно провести с рынком ноутбуков и тем, как он развивался в России в последние годы. Это была, по сути, квинтэссенция развития канального бизнеса в целом. Напомню, в 2003 году Intel выступил с инициативой мобильной открытой платформы. Многие компании поддержали эту программу. Через некоторое время аналогичные предложения сделала AMD. К чему это привело? За короткое время, 2003-2004 годы, количество локальных сборщиков и на российском, и на других рынках, стремительно выросло. Всего в 2004 году в России было представлено порядка 20-30 игроков. Все было замечательно, но традиционные производители, которые обладали собственной производственной базой — сначала крупные китайские, затем корейские компании — практически смели весь рынок. И уже к концу 2005 года от большинства прежних брендов остались одни воспоминания — выжили только сильнейшие игроки, давно здесь присутствовавшие Даже такая компания как IRU, успешная с точки зрения восприятия пользователя, имевшая большие финансовые вложения в продвижение продукта, просто исчезла. Причина проста — крупные компании, такие как Acer, Samsung, представили свои модели low-end. При сопоставимой стоимости модели от всемирно известных брендов для рядового потребителя явно привлекательней. Соответственно, маржа уменьшилась, интерес к бизнесу на этом поле пропал, часть игроков ушла. На серверном рынке тенденции схожи, хотя и существуют некоторые отличия. Схожесть проявляется, например, в методике вхождения в канал. Практически все канальные игроки используют платформу производства Intel, минимально отличаясь друг от друга — порой лишь наклейкой на продукте. И говорить здесь можно только о разнице в сервисе у конкретных производителей, разнице в поддержке, но никак не о технологических различиях. Через некоторое время ценовое предложение мировых брендов и их системный подход к сопровождению своей продукции внесет большую смуту в настроения потребителей. Понятно, что при прочих равных условиях выбор будет сделан в пользу более крупного и более известного бренда. Поэтому мы и говорим о том, что у небольших компаний будущее не слишком безоблачное. В этой ситуации мы сделали ставку на продукцию собственного, уникального дизайна, позволяющего на равных конкурировать по техническим возможностям платформ с продукцией А-брендов. Это, с одной стороны, усложняет нашу задачу (поскольку требует затрат на дизайн и сопровождение моделей), а с другой, позволяет уверенно себя чувствовать в условиях жесточайшей конкуренции на серверном рынке. CNews: Как поделен российский рынок серверов сегодня? Какая доля приходится на российских производителей серверов, и какая — на западные?
Мы предлагаем топовые решения на базе 16, а теперь уже и 32 ядерных систем — крупные HPC-системы. Что касается моделей среднего ценового диапазона, то здесь ситуация интереснее. Здесь крупные бренды играют примерно по таким же правилам, что и локальные производители. В целом, по нашему мнению, наблюдается небольшой перевес в сторону западных компаний. Он обусловлен тем, что крупные заказчики обычно имеют так называемые корпоративные стандарты в сфере ИТ. И если в качестве такого стандарта выбран западный бренд, то у российского производителя практически нет шансов вытеснить его. В результате крупные западные вендоры работают с крупными российскими компаниями-потребителями, оставляя отечественным производителям менее прибыльный и менее масштабный рынок средних и мелких компаний. С другой стороны, все большие компании a priori более консервативны, и следовательно менее динамичны в плане ответа на моментальные запросы потребителей. Таким образом, у локальных российских компаний остается поле для маневра, для предложения уникального продукта и сервиса. Если же говорить о базовых моделях, то здесь ситуация другая, потому что большие компании предоставляют, как правило, стандартный набор как компонентов, так и решений, предоставляют на них достаточно привлекательные условия для заказчиков. Но при изменении этих конфигураций цена уже является определяющим фактором. И здесь появляется поле для маневра у российских компаний. Поэтому, если мы говорим о секторе мелких и средних потребителей, то здесь российские компании чувствуют себя значительно уверенней. На открытых тендерах этого уровня они часто побеждают, поскольку готовы предоставить необходимую заказчику поддержку, более гибки в отношении сроков и условий поставки, их не пугают нестандартные требования по конфигурациям систем. Последнее — заметная трудность для западных компаний. Чем крупнее производитель серверов, да и любая компания, тем менее гибкая у него политика. И когда у клиента появляются специфичные требования, западные вендоры не могут быстро изменить свои продукты или предоставить нестандартные сервисы. Шансов у российских компаний здесь больше, и они активно этим пользуются. Кроме того, в данном сегменте очень важен сервис. Большая компания может предложить интересные решения по сервису только по своим стандартам, и эти стандарты должны у нее совпадать в любой точке мира, куда заказчик может обратиться. Но, в случае предоставления уникальных услуг по сервису, компании такого уровня обычно не могут отступиться от своих собственных внутренних стандартов. Альтернативному поставщику зачастую проще предложить именно то, что нужно. Таким образом, одним из реальных конкурентных преимуществ мелких российских производителей является более быстрая реакция на потребности клиента, возможность уделять каждому покупателю больше времени, внимания, сил, возможность предоставлять более специфические условия сервиса. Собственно, это та ниша, которая не дает полностью исчезнуть небольшим компаниям "шаговой доступности" Специфическая ситуация сложилась в области госзаказов. С одной стороны, во всех открытых государственных тендерах в основном участвуют именно западные компании и их партнеры — это масштабные, интересные для них поставки с прогнозируемым графиком. С другой стороны, западные компании a priori не могут получить доступа в некоторые учреждения или проекты (особенно если они связаны с различными категориями секретности). И здесь для российских компаний открывается широкий простор для деятельности. Если кратко резюмировать, то по количеству клиентов перевес на стороне российских компаний. В денежном же выражении выигрывают западные производители. CNews: Как вы считаете, удалось ли Dell захватить значительную часть отечественного рынка?
В России ситуация обратная: из-за непрозрачности таможни и логистических маршрутов Dell вынуждена была прибегнуть к классической схеме. Поэтому именно в России Dell действует через дистрибьюторов. В то же время Dell пошла в ритейл с такой продукцией, как десктопы, и активно начала вытеснять российских сборщиков. На серверном рынке Dell активизировалась осенью прошлого года, когда происходила смена платформ Intel — старые уступали место новым производительным системам на базе процессора Woodcrest. Dell произвел в России успешную показательную акцию по распродаже стоков с непобедимыми для других игроков рынка ценами. Тот период был очень интересен для компании Dell, потому что именно тогда она впервые выходила на рынок с решением на базе AMD. До этого Dell заявляла, что она навсегда вместе с Intel. Если мы до 2006 практически не рассматривали Dell в качестве конкурента, то в конце 2006 — начале 2007 гг. все изменилось. Пока ее доля рынка относительно других крупных игроков невелика, но, тем не менее, Dell по данным IDC, входит в пятерку по продажам серверов стандартной архитектуры. И это существенный результат. CNews: Как изменится, по вашим ожиданиям, ситуация в дальнейшем?
Поэтому, в целом, здесь ситуация будет развиваться как и везде: консолидация усилиться, крупные компании будут забирать все большую долю рынка, но и нишевые игроки тоже укрепят свои позиции. А стандартных, однотипных предложений на рынке будет меньше. Будет меньше таких вещей, к которым мы привыкли, когда продукт из канала отличается только этикеткой, и заказчик выбирает только по цене, либо по доступности. CNews: Каковы показатели вашего роста по итогам года?
Причина нашего роста довольно проста и тривиальна. Когда компания выходила на рынок, мы делали ставку на альтернативного поставщика решений — на тот момент именно компания AMD предлагала лучшие по производительности решения. Разумеется, мы выросли вместе с рыночной долей компании AMD, в то время, как все традиционные игроки достаточно долгое время были привязаны к своему основному вендору и быстро перекинуться на другого без хорошей технической экспертизы, без того, чтобы испортить отношения с прежним партнером, не могли. Да и мало кто мог поверить, что ситуация так изменится. Серверный рынок достаточно консервативен, и предугадать появление достойной альтернативы было сложно. Нам, в том числе, было сложно, когда мы убеждали своих заказчиков, что решения на базе архитектуры AMD интересны. Сейчас ситуация опять несколько изменилась. Все крупные игроки предлагают решения на базе продукции AMD, и тут опомнился от спячки Intel, представив в конце прошлого года новое поколение как чипсетов, так и процессоров, показывающих производительность, большую по сравнению не только со старым поколением от Intel, но и с текущим поколением от AMD. В результате происходит очередной передел рынка одно- и двухпроцессорных систем. Но к любому развитию событий мы готовы, поскольку имеем решения на базе обоих производителей. CNews: В каких регионах вы оказываете сервисную поддержку сегодня?
У нас есть, в том числе, индивидуальные сервисные планы, когда требуется учитывать специфические требования заказчиков. Тех, с которыми мы ведем долговременные проекты, связанные с разработкой программного обеспечения и со специфическими гарантийными планами. Мы представляем им расширенный комплекс поддержки для всех региональных отделений, для централизованной системы обмена продукции вышедшей из строя, или с подозрением на это, для обеспечения спокойствия и уверенности в качестве и надежности нашей продукции. CNews: Какие отрасли, на ваш взгляд, сегодня наиболее заинтересованы в серверах? Можно ли выделить ключевых потребителей?
Отмечу также, что сегодня быстро растет рынок, связанный с хранением данных. Интернет-каналы становятся шире, растет объем передаваемых данных. Практически везде есть широкополосный доступ. Поэтому если в советское время была фраза про архивы "Контора пишет", то теперь актуальна "Контора хранит". Соответственно, растет спрос на системы хранения данных, мы считаем это направление очень перспективным и предлагаем, в том числе, такой продукт как storage server. Иногда новые рынки открываются в связи с изменениями законодательства. Например, до введения ОСАГО объемы данных, хранимые страховыми компаниями, были весьма малы, и им хватало серверов начального уровня. После введения ОСАГО страховщики стали лидерами по потреблению серверов из-за безумного количества данных, которые они вынуждены хранить и обрабатывать, ведь количество их клиентов приблизилось к количеству населения страны. Аналогичная ситуация связана с введением системы ЕГАИС — соответствующее программное обеспечение стало очень востребовано, а ведь систему надо было на чем-то устанавливать, она требовалась в каждом регионе. Так появился еще один рынок. Исторически активными потребителями серверов являются интернет-провайдеры — те, кто наиболее заинтересованы в серверах начального уровня и специальных машинах. Достаточно большое количество потребителей заинтересовано в серверах под базы данных — все предприятия пользуются такими системами, как "1С" или "Парус", например. Это отрасль корпоративных систем, и отмечу, что под все программные продукты, от "1С" до SAP, мы поставляем серверы. Каждая компания должна иметь решения для ведения бухгалтерского учета. Практически все современные компании различных сфер деятельности используют ERP, CRM-системы — а это достаточно большой и развивающийся рынок. Поэтому наша продукция востребована всеми. Также заинтересованы в серверах различные интернет-проекты, системы обеспечения безопасности. Традиционные клиенты производителей вычислительной техники — научные институты, им поставляются наиболее интересные с технической точки зрения многопроцессорные системы, кластеры. Мы, например, поставляли оборудование в МГУ, в Казанский и Пермский госуниверситеты. На этих кластерах сегодня ведется научно-исследовательская деятельность, что не может не радовать. CNews: Сегодня многие аналитики говорят о технологиях виртуализации — каково ваше отношение к этому явлению? Отмечаете ли вы интерес своих клиентов к данной технологии? Чего она позволяет достичь?
Кто заинтересован в применении технологий виртуализации? Те, кто используют устоявшиеся, удобные в работе большие коммерческие пакеты программного обеспечения. Например, телевизионщики, которые не могут каждые полгода менять полностью программный продукт и находить в нем новые "глюки". Но аппаратное обеспечение за несколько лет может претерпеть тотальную амортизацию, т.е., практически, оно сработано на износ, необходима его замена. Очень часто и мы, и наши интеграторы сталкиваемся с такими проблемами, когда невозможно запустить устаревшее программное обеспечение, на современных системах. Технология виртуализации позволяет эмулировать другую аппаратную платформу с увеличением производительности на ней. Также в качестве примера можно привести такую отрасль, как медицина. Здесь скорость разработки ПО отстает от средней по другим отраслям в десятки раз в связи с высокой ответственностью приложений в этой области. И зачастую программные продукты, которые нужны для обеспечения работы медучреждений, написаны не просто на устаревшем программном коде, но под устаревшие операционные системы, которые ныне уже безвозвратно покинули столь переменчивый мир обычных компьютеров. Также в виртуализации заинтересованы компании, которым необходимо одновременно запускать большое количество различных приложений. Мое отношение к технологиям виртуализации следующее: это одно из самых интересных направлений, которое сейчас существует. Связано это еще с тем, у Intel изменилась маркетинговая политика. Раньше заказчик покупал мегагерцы. Сейчас мы видим, что тактовая частота процессоров уже несколько лет практически не растет. Производители процессоров нашли более эффективный способ — это не увеличение тактовой частоты, а увеличение количества ядер на одном кристалле, что обеспечивает небольшому серверу производительность HPC-системы, ранее доступную только крупным компаниям. Но встает вопрос — как использовать это оборудование, как использовать один кристалл с большим количеством ядер? С помощью технологии виртуализации мы можем запустить без существенной потери производительности много операционных систем, и разнообразное программное обеспечение. Для чего зачастую происходит апгрейд оборудования? В основном для увеличения производительности. В некоторых случаях увеличение производительности неактуально — если используется устоявшийся программный продукт, либо если увеличение производительности не влечет за собой повышение качества. Однако иногда без апгрейда нельзя — программный продукт может теоретически жить вечно, но вот аппаратное обеспечение под него устаревает и морально, и физически. Его приходится менять, и часто бывает, что на новом аппаратном обеспечении старая программная платформа просто неработоспособна. Для решения этой проблемы технологии виртуализации жизненно необходимы и, собственно, были разработаны. CNews: Как вы оцениваете итоги деятельности за прошлый год? Каковы показатели роста?
Если средний рост российского серверного сегмента ИТ-рынка составляет приблизительно 23-25% в год, что, кстати, опережает мировые темпы более, чем в два раза, то мы растем быстрее рынка. Ввиду того, что начали мы относительно недавно, наш рост составляет порядка 100% в год, и мы хотели бы его сохранить. На рынке мы занимаем достаточно агрессивную позицию: мы готовы соревноваться с нашими конкурентами — как техническими возможностями нашей продукции, так и своей ценовой политикой. Если переходить к конкретным числам, то наши мощности в данный момент позволяют производить до 20 тыс серверных систем в год, и при необходимости мы можем их расширить. В 2006 году мы отгрузили заказчикам порядка 6 200 серверов, на 2007 год планируем отгрузить около 9 тыс. систем. В результате, по итогам 2006 года компания вышла на шестое место на серверном рынке СНГ с долей от общего объема рынка около 6%, согласно данным IT Research. Если говорить о технологическом партнерстве с лидерами индустрии, то мы работаем с большинством всемирно известных вендоров: AMD, Intel, SilverStorm, Fujitsu, Hitachi GST, Adaptec, LSI Logic, Tandberg Data и другими производителями. Компания имеет статусы Novell Solution Provider & Technology Partner, AMD Solution Provider Gold, и многими другими. CNews: Какой стратегии продвижения ваших продуктов вы планируете придерживаться? Каковы ваши планы на будущее? Олег Изумрудов: В первую очередь, мы бы и дальше хотели отличаться от наших конкурентов технологичностью ведения бизнеса, нестандартными решениями, сервисным обслуживанием. Мы бы хотели расширить свое присутствие на коммерческом рынке, обойти по продажам традиционных западных производителей. Непросто, но я надеюсь, что с теми решениями, которые у нас есть, мы на это способны. Планы — разумеется, наполеоновские! В течение 2007 года мы выведем на рынок новое поколение серверных систем. Будем продолжать активно расти в регионах. Планируется увеличить рыночную долю до 7,5% уже к концу этого года. Будем усиливать свое онлайн-присутствие, увеличивать долю продаж через e-shop. Мы хотим, как минимум, достичь паритета с ведущими российскими компаниями, а затем вырваться вперед в этом сегменте. Достигать этого будем, в первую очередь, за счет технически грамотных решений, в том числе отличающихся от "общепринятых" на рынке. Мы будем тщательно отслеживать динамику рынка и пожелания клиентов, при этом ценовая политика нашей компании будет либеральной и рациональной. Мы надеемся, что такая позиция принесет нам вполне заслуженное лидерство на российском рынке. CNews: Спасибо! |