|
|
Интеллектуальные здания в России: требуется спросСоздание интеллектуальных зданий - тенденция, существующая в мире уже более 20 лет, в России пока так и не стала массовой. Здесь о рынке «умных домов» до сих пор можно говорить только условно, поскольку отсутствует не только ощутимый спрос, но и собственно потребность. Идея «интеллектуальных зданий», интегрирующих все инженерные системы и системы безопасности на единой информационной базе, возникла сравнительно давно. На Западе первые проекты по оснащению зданий подобными системами появились в середине 1980-х гг., когда едиными компьютерными системами управления стали снабжаться головные офисы наиболее крупных транснациональных компаний, в первую очередь японских. И лишь немногим более десятка лет назад появился первый стандарт— EIB (European Installation Bus)—. Он обеспечил полную совместимость всех устройств, обычно входящих в систему управления зданием, обмен информацией между ними, а также «самообучаемость» этой системы. Последнее означает способность самостоятельно корректировать всю систему управления инженерным оборудованием здания при лишь опосредованном, осуществляемом дистанционно, вмешательстве владельца. К настоящему времени, по самым общим подсчетам, около 20% внедрений этих систем приходится на Японию, около 30% — на США и 40% — на Западную Европу. Что касается России, то у нас интеллектуальные здания — вообще феномен только трех-четырех лет. И по сей день проекты по интеллектуализации зданий не являются массовыми. Об этом рынке в России пока можно говорить только условно — здесь не только нет ощутимого и устойчивого спроса, но и не осознана до конца сама потребность в этой услуге. Сегодня едва ли найдется 20-30 фирм, предлагающих у нас «интеллект» для домов и офисов, причем не менее половины из этих компаний работают пока исключительно на рынке Москвы. Это явление вполне понятно, но в то же время лишний раз подтверждает зачаточность явления в стране.
До сих пор мы не зря употребляли именно понятие «интеллектуальное здание», а не «дом». В действительности, так называемый «Умный дом» — это лишь один из двух основных сегментов рынка интеллектуальных зданий — «умных домов» и «умных офисов». Первые предназначены для потребительского рынка, т.е. для оснащения интеллектуальными системами жилых помещений — загородных домов и элитных квартир, а вторые — для рабочих помещений, прежде всего, для офисов компаний. Именно этот последний сегмент рынка интеллектуальных зданий является в России доминирующим. По отдельным экспертным оценкам (надо сказать, пока весьма немногочисленным), годовые обороты на российском рынке smart-систем для зданий не превышают $200-250 млн. Для сравнения, это примерно в 7 раз меньше, чем тратится ежегодно на услуги ИТ-аудита и консалтинга, и почти в 40 раз ниже, чем обороты на рынке АО и ПО. При этом в стоимостном выражении объемы внедрений smart-систем для офисов и домов соотносятся как 9/1, т.е. сегодня в России «умных офисов» почти на порядок больше, чем «умных домов». «Умные дома» и «умные офисы»: найди отличия Что же, по сути, представляют собой системы «умный дом» и «умный офис»? При том, что компонентное ядро этих систем идентично, есть и ряд отличий. В первую очередь, и «умные дома» и «умные офисы» включают управление основными инженерными сооружениями: водо-, тепло- и газоснабжением, пожарной и аварийной системами, контролем температуры и влажности в помещениях. Нередко управление инженерными системами включает программу оптимизации потребления ресурсов. Далее, ядро обеих систем включает, как правило, управление освещением (по датчику движения, по времени, либо по заданному программному сценарию), а также различными электромеханическими устройствами (автоматическими воротами, шторами и жалюзи). Неотъемлемой частью интеллектуального здания является также система управления аудио/видео устройствами (мультирум), что предполагает управление и согласованность сигналов радиоприемников, видеомагнитофонов, CD, DVD, домофонов, телефонов, компьютеров, мобильных телефонов, интернет и т.д. И, наконец, в «интеллектуальное здание» входит, по значению одна из главных систем — система безопасности, включающая контроль проникновения, сигнализацию, Отличия же, делающие системы «умный дом» и «умный офис» не похожими друг на друга, заключаются и в характере, и в типе интеллектуальных систем. Возьмем, скажем, систему безопасности. Для загородных домов и квартир системы безопасности часто снабжаются такими функциями, как имитация присутствия животных (например, большой собаки) или имитация присутствия людей. Вряд ли это нужно в системах, предназначенных для офиса, если только нет необходимости отпугивать налоговых инспекторов лаем бультерьера или имитировать перед далеким большим начальством круглосуточно и без устали ведущуюся работу всего персонала компании. Хотя в России, с учетом ее специфики, как раз такие системы, может быть, и будут иметь успех… — кто знает. Далее, система защиты информации — опять же, чаще встречается в «умных офисах», нежели в «умных домах». Существенно различаются и системы мультирум для дома и офиса. В первом случае, как правило, излишни такие функции, как система конференц-связи или управления презентационным оборудованием. В случае же «умного офиса» вряд ли часто будет востребованной услуга по интеграции в единую систему домашнего кинотеатра. Цена вопроса Наконец, главный и до наивности естественный вопрос — сколько все это стоит? Конечно, как и на любом рынке, здесь есть и бюджетные, и эксклюзивные предложения. Если не конкретизировать, какие именно компоненты, в каком количестве, и в чьем исполнении входят в систему «интеллектуального здания», то ответить на этот вопрос определенно фактически нельзя. Цену этот тип систем имеют огромную «вилку». Все, что можно — это указать некий минимум стоимости. Например, по оценкам компании Intelkey, бюджетный вариант, включающий систему управления освещением, мультирум и систему контроля протечек воды обойдется заказчику ориентировочно в $10-20 тыс. Правда, подобный пакет не включает и половины того, что может входить в компонентное ядро «интеллектуального здания», так что при желании, стоимость такого проекта легко доводится и до $50 тыс., и до $200 тыс. Для крупных корпораций эта цена вообще может отличаться в разы, если не в десятки раз. Представим себе, скажем, проект по интеллектуализации головного офиса Газпрома в Москве! Здесь все ограничивается, как и на большинстве рынков, двумя фундаментальными факторами— запросами заказчика и фантазией поставщика. И то, и другое в России, как показывает опыт, похоже, не имеет границ. Владимир Карачаровский/CNews |