|
|
Перспективы «умных» домов в России: похожие системы — разные судьбыРаспространение на рынке «умных домов» и «умных офисов» управляется принципиально разными механизмами. Соответственно, эти два класса систем имеют в России совершенно разное будущее. «Умные дома» не пойдут «в народ» Сначала об «умных домах» — Массовым рынок «умных домов» в России вряд ли станет. Это связано с консервативностью культуры потребления, с низкой покупательной способностью широких масс населения и, может быть, самое главное — с отсутствием объективной потребности в «умном доме» как системе, предназначенной для городской квартиры. Консервативность (безразличие) культуры потребления среди слоев населения с высокими доходами будет довольно скоро преодолена, и в этих слоях «умный дом» вероятно, очень скоро станет такой же обязательной визитной карточкой, как дорогой автомобиль или гардероб — т.е. превратится в элемент стиля. Для элит цена «умного дома» не будет иметь значения, но зато для средних слоев населения она станет непреодолимым фактором, сдерживающим потребление этого класса систем. И даже не потому, что у этой категории населения нет соответствующих средств. Причина в другом — в том, что «умный дом», если рассматривать его с чисто функциональной точки зрения, занимает не совсем понятное место в системе потребностей владельца типичной городской квартиры. Действительно, значительная часть квартир уже оборудована привычными системами, выполняющими фактически те же функции, что и «умный дом», хотя и с меньшим интеллектуальным изыском. Те же сигнализация или кондиционирование помещений, взятые по отдельности, стоят намного дешевле, чем призванный их интегрировать «умный дом». При этом синергетический эффект, получаемый в результате интеграции всех этих систем в единое интеллектуальное целое, для владельца городской квартиры не так уж значим по сравнению с ценой, которую нужно за это заплатить. Лучше купить второй автомобиль — а будет ли выключаться свет сам, когда вы случайно уснете или нет — не так уж важно. Более важный класс потребностей — в безопасности, комфорте и досуге — опять же выполняют уже привычные, хотя и менее «умные» — сигнализации, кондиционеры и телевизоры с системой Dolby и плоским экраном. Так зачем платить больше за решение, дающее явно избыточный для обычной городской квартиры эффект? Итак, основной вывод — «умные дома», несмотря на кажущиеся многообещающими сегодняшние высокие темпы роста, останутся замкнутыми в сфере элитного, штучного потребления, сильно локализованного и пространственно, и социально. Бум «умных офисов не за горами? Другое дело «умные офисы» —
Противоречивость фактора цены наиболее очевидна — с одной стороны, это доступность «умного офиса» для широкого круга фирм — вплоть до малого бизнеса, с другой стороны, это необходимость систематического обновления системы, которая склонна к быстрому моральному износу, что превращает в Второй фактор — профиль бизнеса — разбивает все фирмы на те, для которых «умный офис» является одним из каналов наработки конкурентных преимуществ и те, для которых он функционально избыточен и может являться только предметом престижного потребления. Первый тип фирм, к которым относятся сетевые высокотехнологичные компании — гарантированный заказчик систем «умного офиса». Для второго типа фирм его внедрение — задача, не подкрепленная четкой объективной потребностью. Однако, по мере того, как «умный офис» будет приживаться в высокотехнологичных сегментах рынка, он одновременно начнет превращаться в своеобразное правило хорошего тона в бизнесе, что создаст мотивацию внедрять его для все более широкого круга предприятий. Отсюда вопрос — достаточно ли сильной окажется эта мотивация, чтобы процесс внедрений «умного офиса» вышел за пределы тех отраслей, где он необходим насущно? Фактор третий — многоотраслевой характер заинтересованного поставщика систем «умного офиса». Имеется в виду ситуация, когда к продвижению Итак, в отличие от «умных домов», «умные офисы» в России имеют более очевидные шансы на широкое распространение и следующие год–два, скорее всего, окончательно определят, по какому сценарию пойдет развитие корпоративного сегмента этого класса интеллектуальных систем. Владимир Карачаровский / CNews Analytics |