|
|
Потенциал российского рынка ERP пока не исчерпаем
В российском секторе ИТ, вслед за мировым рынком в целом, отмечают некоторое замедление темпов роста. Это заставляет компании пересматривать стратегии продвижения и искать перспективные сегменты с высоким потенциалом роста. Одним из таковых сегодня считается рынок интегрированных бизнес-приложений. Существующие темпы роста российского сектора ERP, по ожиданиям IDC, будут сохраняться как минимум до 2009 г.
Многие российские ИТ-компании, не вполне осознавая происшедшие перемены, продолжают двигаться в рамках стратегий, ориентированных на бизнес-среду, характерную для конца 90-х. В то же время рынок все настойчивее заявляет потребность в компаниях-интеграторах, работающих на разных уровнях бизнеса, в отдельных отраслях и с уникальными по специфике бизнес-процессами. По мнению аналитиков IDC, для российского рынка сегодня характерен значительный разрыв между спросом на ERP-решения и предложениями игроков. Одной из причин такого разрыва считается низкий уровень развития менеджмента российских предприятий, в качестве другой причины можно назвать своего рода «информационный вакуум» в знаниях руководства о корпоративных информационных системах и их возможностях. Кроме того, причиной, существенно замедляющей развитие рынка ERP-систем в России, остается нехватка квалифицированных кадров: консультантов, программистов, конструкторов бизнес-процессов.
В отличие от западных рынков (к примеру, европейского), российский сектор ERP организационно и технологически находится пока на низкой ступени развития. Важнейшей причиной такого положения является отсутствие общепринятых стандартов информационного обеспечения предприятий, российских стандартов информационных систем, в том числе, отраслевых, а также фактическое отсутствие правового регулирования в этой сферы. Все эти причины могут быть легко урегулированы при активном взаимодействии компаний отрасли и правительственных органов, однако многие предприятия выступают против введения единых стандартов из соображений конкуренции. Кроме того, неопределенность рыночной ситуации и недостаточная информированность позволяет одним недобросовестным «интеграторам» скрывать свою некомпетентность, а другим — продвигать дорогие варианты систем («как у Даймлер-Бенц»).
ERP для больших и малых
Сегодня, по данным IDC, основной спрос на ERP-системы в России формируют крупные промышленные предприятия. Вместе с тем, увеличивается внимание к этим решениям со стороны среднего бизнеса, и особенно — государственных структур. Госсектор в 2005 г. аналитики IDC рассматривали уже как крупнейшего игрока этого рынка, чей объем закупок напрямую определяет его состояние. Так, стоимость проекта РТКомм.ру в федеральном казначействе оценивается в $140 млн. Стоимость другого проекта в госсекторе — внедрение ERP-системы для Министерства финансов РФ — еще более внушительна. По разным оценкам, она составит $0,5 — 1 млрд.
Вместе с тем, возможность обеспечить прозрачность бизнеса с помощью систем этого класса продолжает привлекать к ERP внимание корпоративного сектора. Особенно тех игроков, которые ориентируются на прохождение процедуры IPO. Суммарный объем международных IPO российских предприятий с 2000 года превысил объем размещений в 90-е гг. более чем в 5 раз. Судя по всему, количество российских IPO будет расти, соответственно, будет расти и спрос на информационные системы, соответствующие принципам западной отчетности. Из тех же соображений прозрачности значительный спрос на ERP-системы формируют на российском рынке филиалы и представительства западных компаний. Практически все из них можно найти в списках клиентов «большой пятерки» вендоров подобного ПО.
Сегодня для российского рынка характерна тенденция опережающего роста в сегменте среднего и малого бизнеса, а значит, при сохраняющейся благоприятной конъюнктуре и повышении квалификации менеджеров эти предприятия через несколько лет смогут стать полноценными потребителями интегрированных бизнес-приложений. Компаниям, чья деятельность сегодня представлена интеграцией западных и отечественных систем, стоит иметь в виду столь перспективный сегмент рынка и переориентировать соответствующим образом свои среднесрочной стратегии, включая и ценовую политику.
«1С» «приписали» к ERP
Обороты российского рынка ERP-систем по результатам 2004 года составили $194 млн., что на 52,8% превышает показатели 2003 года. Значительную часть доходов компании получают от прямых продаж, однако, немалый рост демонстрирует также поддержка внедренных систем и консалтинг в этой сфере.
По данным исследования IDC, лидерами продаж стали мировые гиганты — SAP, Oracle, Microsoft Business Solutions, а также российская «Галактика». Помимо программного комплекса «Галактика Business Suite» для крупных предприятий, этот разработчик предлагает пакеты для малых и средних предприятий — «Галактика Старт» и «Галактика Прогресс», которые, при удачной ценовой стратегии помогут компании увеличить долю присутствия в этих сегментах.
С небольшим отрывом от нее идет «1С», доля которой превышает, например, объемы продаж подразделения BAAN Eurasia. При этом известно, что сама компания традиционно не позиционирует свои решения как продукты класса ERP. Тем не менее, в 2005 г. IDC впервые включает в исследование этого игрока, отмечая, что «1С Предприятие: 8.0» полностью соответствует мировым стандартам.
Ведущие поставщики российского рынка ERP
Источник: IDC, 2005
Более 40% ERP-проектов реализует промышленность
В отраслевом разрезе российский рынок ERP-систем представляет собой довольно неоднозначную картину. Более 40% всех внедрений приходится сегодня на промышленность. Значительную роль в формировании этого сектора играет продолжающееся развитие российского ИТ-рынка, сопровождающееся слияниями и поглощениями. С другой стороны, рост ERP-потребления определяют увеличение прибыльности и повышение качества управления компаний. Многие промышленные предприятия выходят на международные бизнес-площадки, что повышает требования к качеству информации для управленческого персонала.
Объемы внедрений ERP-систем по отраслям
Источник: IDC, 2005
Растущий рынок телекоммуникаций, быстрое увеличение абонентской базы компаний стимулирует переход к эффективному управлению информацией. В данном сегменте популярны биллинговые решения, интегрированные в единую информационную систему предприятия, что предопределяет специфику выбора поставщика ERP-системы. Пока в данном сегменте лидируют западные поставщики.
По прогнозам IDC, значительным потенциалом роста обладают такие отрасли, как розничные продажи, банковская отрасль и государственный сектор. Темпы роста ERP-продаж в этих сегментах будут, предположительно, намного опережать показатели ИТ-рынка в целом.
Юлия Граванова / CNews Analytics
|
|