|
|
Олег Семечкин: Мы докажем регионам, что цена телефона не главноеМобильный телефон из символа престижа превращается для россиян в привычное средство связи «трубки», без которых большинство жителей столиц уже не может обходиться, теперь появляются в самых отдаленных регионах России. О том, что происходит на российском рынке сотовой связи, какие факторы влияют на продажи телефонов, и какие трубки выбирают россияне, CNews.ru рассказал Олег Семечкин, президент группы компаний DIXIS. CNews.ru: Какие ключевые изменения произошли на российском рынке сотовой связи в этом году? Олег Семечкин: Этот год стал годом экспансии крупнейших сотовых операторов в регионы России. В настоящее время «битва за абонентов» перешла из Москвы и Питера в российскую глубинку. Вслед за операторами в регионы потянулись и крупнейшие сети салонов связи. Рынок сотовой розницы медленно, но целенаправленно приобретает, не хаотичный, а логически выверенный с точки зрения ведения бизнеса характер. Крупнейшие продавцы сотовых телефонов выступают активными участниками этого процесса. Дилеры CNews.ru: Можно ли утверждать, что в России основная масса покупателей предпочитает недорогие мобильные телефоны, стоимостью до 100 долларов? Стоит ли ожидать заметного роста спроса на более дорогие модели в 2004 году? Олег Семечкин: Поскольку в настоящее время рост продаж наблюдается в регионах России, большинство из которых традиционно обладают низкой покупательской способностью по сравнению со столицами, то можно сказать, что в регионах предпочитают телефоны в пределах 100 долл. Аппараты с цветными дисплеями здесь будут пользоваться массовым спросом при условии, что они будут стоить дешевле 120 долл. В В Москве уровень проникновения сотовой связи оценивается в 65%, в Питере он также значительный 53%. В этих городах действительно будет рост интереса к более дорогим трубкам, у которых больше возможностей, больше функций цветные дисплеи, полифонические мелодии. CNews.ru: Какие модели сотовых телефонов были хитами продаж в последние месяцы текущего года? В чем, на ваш взгляд, причина успеха именно этих моделей? Олег Семечкин: В прошедшие месяцы наиболее популярными моделями телефонов были Motorola T190, Motorola C350, Sony Ericsson T100 и Sony Ericsson T610. Популярность этих моделей можно объяснить тем, что Motorola T190 и Sony Ericsson T100 это модели нижней ценовой категории прекрасные телефоны для тех, кто не имеет достаточно много денег, но хочет пользоваться мобильной связью, для тех, у кого телефон появился впервые в жизни. Также эти телефоны хороший подарок детям. Motorola C350 стала популярна благодаря тому, что при сравнительно небольшой цене (порядка 120 долл.), этот телефон имеет цветной дисплей, полифонические мелодии и другие современные функции, которые реализованы в более дорогих моделях. В последнее время набирает популярность Sony Ericsson Т610 это модель CNews.ru: Известно, что некоторое время назад через сеть ваших магазинов, для детей покупалось порядка 10% всех мобильных телефонов. Как изменилось это соотношение продаж в последнее время? Олег Семечкин: В последнее время это соотношение никак не изменилось. Данный показатель является сезонным фактором: продажи для детей вырастают в конце и в начале учебного года, также, возможно, будет всплеск продаж телефонов в подарок детям накануне Нового года. Но этот период характерен вообще для всплеска продаж, поэтому вычленить продажи телефонов именно в подарок детям будет достаточно сложно. CNews.ru: Насколько остра, на ваш взгляд, проблема «серого рынка» мобильных телефонов в России в настоящее время? Олег Семечкин: Доля «серого» рынка постепенно снижается. «Серые» телефоны, безусловно, доставляют немало хлопот их пользователям особенно в том, что касается качества сервисного обслуживания. Но покупатели в последнее время предпочитают покупать телефоны, сертифицированные для продажи в России и имеющие гарантию производителя. CNews.ru: С чем, на ваш взгляд, связано сокращение «серого рынка»? Олег Семечкин: Объем «серого» рынка, действительно, сокращается. Это связано с целым рядом причин, и, в первую очередь, с отсутствием должной сервисной поддержки «серых» телефонов при практически одинаковой цене на «серые» и «белые» трубки. При этом, эта небольшая разница в цене покупателем «белого» телефона компенсируется тем, что, приобретая телефон, покупатель уверен в том, что в случае В последние два месяца стал заметным «серый» рынок определенных, самых популярных, моделей. Это связано с отсутствием у многих производителей достаточного количества телефонов, предназначенных для продаж в России. Каждый производитель поставляет на российский рынок телефоны по определенному графику, и когда спрос на определенные модели есть, а удовлетворять его за счет «белых» поставок не удается, некоторые, в основном мелкие, импортеры пытаются приобрести популярные модели «на стороне». Однако серьезные компании понимают, что это тупиковый ход, потому что после продажи этих телефонов обеспечить их сервисную поддержку невозможно. Так что в дальнейшем объемы «серого» рынка буду только сокращаться. CNews.ru: С каким опозданием, по вашей оценке, в среднем, попадают новые модели сотовых телефонов на российский рынок? Олег Семечкин: В среднем опоздание составляет от полутора до трех месяцев. Это происходит По отгрузкам практически нет сейчас разницы между Европой и Россией. Надо отметить, что производители уже не отодвигают Россию на второй план, сейчас Россия, напротив, становится приоритетным рынком, все понимают, что это быстро растущий рынок с большим потенциалом. CNews.ru: Какова ваша рыночная доля? Как менялась динамика оборота вашей компании в последние 23 года? Олег Семечкин: За последние три года компания стабильно ежегодно удваивает оборот. Так, в 2000-м году наш оборот был незначительным, он оценивался примерно в 10 млн. долл., в 2001-м году произошел резкий скачок до 50,1 млн., в 2002-м году этот показатель составил 110 млн., в этом году мы ожидаем, что оборот будет на уровне 200220 млн. долл. При этом в Москве, по независимым оценкам, наша доля составляет 810%, а в CNews.ru: Бытует мнение, что сотовая связь станет «убийцей» традиционной проводной связи. Каким будет уровень проникновения сотовой связи в России в ближайшие годы? Олег Семечкин: Что касается Москвы и Питера, то уровень проникновения в этих городах превысил 50%. Для европейских городов нормальный уровень penetration составляет 75%, для скандинавских стран еще выше. В Москве количество сотовых телефонов превысило количество проводных, здесь уровень проникновения сотовой связи оценивается в 65%, а в Санкт Петербурге 53% Что касается всей России, то в регионах уровень проникновения не может быть однородным: в CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы развития CDMA в России? Какое место этот стандарт занимает в стратегии DIXIS? Олег Семечкин: CDMA-2000 перспективный стандарт. Он привлекателен для людей, которые заинтересованы не только в голосовой связи, но и хотят передавать данные по мобильным сетям и пользоваться другими дополнительными услугами. В настоящее время DIXIS производит подключение к оператору Sky Link в CNews.ru: Какие, на ваш взгляд, могут быть масштабы использования 3 Олег Семечкин: Министерство связи России обещает выдачу операторам лицензий на предоставление услуг 3G уже в начале следующего года. Как показывает европейский опыт, переход на 3G достаточно трудоемкий и затратный процесс, который в начале своего пути столкнулся с некоторыми преградами. Например, некоторые европейские операторы отказались от полученных лицензий на предоставление услуг в формате 3G, поскольку развивать такие сети достаточно затратно. Инвестиции в строительство сетей 3G в несколько раз превышают инвестиции в развитие CNews.ru: Насколько россиянам интересны такие новые устройства как смартфоны? Каковы перспективы их продаж в России? Олег Семечкин: В настоящее время доля смартфонов в общих продажах телефонов в салонах DIXIS составляет менее 1%. В ближайшее время эта доля не превысит 34%, а рост произойдет за счет появления новых моделей и расширения ассортимента производителей. Чтобы новые устройства стали Сотовый телефон проходит стадию активной эволюции, обрастая все большими и большими функциональными возможностями и приближаясь по своим техническим характеристикам к уровню КПК. Наблюдая за этим процессом можно предположить, что в будущем сотовый телефон перестанет быть только телефоном, а станет умным устройством, которое будет совмещать в себе фото/видео камеру, игровую приставку, КПК, CNews.ru: На Западе широко применяется практика дотирования абонентов. Как вы считаете, может ли данный подход к ведению бизнеса прижиться в России? Олег Семечкин: Скорее всего, практика дотирования абонентов к нам придет лишь тогда, когда всероссийские операторы столкнуться с проблемой резкого замедления прироста числа новых абонентов. До тех пор, пока рост абонентской базы будет значимым, операторы не станут тратить дополнительные деньги, инвестируя в телефонные трубки и дотируя пользователей. Я полагаю, что это не случится ранее 2005 года. CNews.ru: Какова стратегия развития DIXIS на ближайшее время? Олег Семечкин: Ни для кого не секрет, и об этом говорят различного рода исследования, что 20042005 годы это годы бурного развития региональных рынков товаров и услуг. Именно поэтому вторая половина 2003 года была для DIXIS опытной площадкой по реализации нашей региональной стратегии. В чем ее суть? DIXIS выходит в регионы уникальным для России форматом, базирующимся на трех китах: мелкий опт, розничная сеть, сервисная поддержка. Задача текущего года «обкатать» на практике модель управления филиалами, которых сегодня пять и здесь есть над чем работать. В будущем году планируется создание филиалов во всех городах «миллионниках» и покрытие их розничной сетью. При этом, имея мощную сервисную «команду» мы сможем предложить нашим региональным клиентам, сертифицированные производителями, услуги по ремонту телефонов. Доля сервисных услуг в общем объеме нашего бизнеса постоянно растет, и этому способствует получение авторизации на ремонт телефонов от разных производителей. Те же аналитические исследования говорят, что 2003 год был пиковым по приросту абонентской базы и уже летом следующего года в Москве и CNews.ru: Спасибо. |