|
|
Денис Зенкин: В последние годы наблюдается тревожная тенденция сращивания вирусных, хакерских и спамерских технологийНа вопросы CNews.ru ответил Денис Зенкин, руководитель информационной службы «Лаборатории Касперского». В ходе интервью обсуждается общая ситуация на рынке защиты информации в телекоммуникационных компаниях, наиболее значимые события, которые повлияют на развитие этого рынка в ближайшее время. CNews.ru: Можно ли определить ключевые болевые точки операторов связи (в т.ч. провайдеров), которые могли бы быть поражены путем вирусной атаки? Денис Зенкин: К ответу на этот вопросу можно подходить с двух сторон. С коммерческой точки зрения централизованная защита представляет собой новые горизонты развития бизнеса. Начнем с того, что, безусловно, эта услуга усиливает конкурентные преимущества основного продукта. С другой стороны, она удовлетворяет актуальные потребности пользователей и потому может тарифицироваться. Это, в свою очередь, может в перспективе стать одним из направлений бизнеса. CNews.ru: Могли бы вы подробнее рассказать о мерах, которые были приняты Денис Зенкин: Нельзя не отметить, что российские CNews.ru: Известно, что современные телекоммуникационные сети по своей структуре аналогичны безмасштабным сетям. Ключевые концентраторы подобных сетей имеют связи с 80% узлами во всем мире. Целенаправленная атака на такие концентраторы может спровоцировать разрушение всей телекоммуникационной системы. Может ли быть реализована подобная атака путем вирусного заражения? Денис Зенкин: Безусловно. Более того, необходимо отметить, что в последние годы наблюдается тревожная тенденция сращивания вирусных, хакерских и спамерских технологий. Например, хакерские атаки производятся для внедрения в компьютеры вредоносных программ, которые, в свою очередь, также проводят распределенные хакерские атаки или используются спамерами для рассылки нежелательной рекламы. В этой связи во избежание глобального паралича, десегментации или разрушения телекоммуникационной системы необходимо внедрять не только антивирусные фильтры, но также защиту от спама и хакеров. CNews.ru: В настоящее время 24% всего корпоративного трафика в интернете, является спамом. Расходы, которые несут компании по всему миру от этого явления, составляют $20,5 млрд. Можно ли навсегда избавиться от спама, как от нежелательного явления, и с помощью каких мер? Денис Зенкин: Естественно, что избавиться от спама, впрочем, как и от другого сетевого мусора и Например, Kaspersky CNews.ru: В последнее время все большую актуальность приобретает вопрос рассылки спама на мобильные телефоны. Подобный вид спама намного коварнее того, который доставляется посредством электронной почты, т.к. для его удаления не достаточно нажать одну клавишу «del», но требуется осознанный подход и несколько последовательных действий нажатий клавиш. Более того, мобильный телефон, который постоянно принимает короткие текстовые сообщения, по сути, превращается в Денис Зенкин: Ситуация с Существует несколько возможных сценариев развития ситуации. Рассылка спама непосредственно с мобильного телефона не представляется экономически рентабельной, поскольку исходящие сообщения тарифицируются. Регистрация аппарата на подставное лицо и рассылка спама с него является откровенно криминальным занятием и обладает низкой эффективностью покрытия целевой аудитории. Поэтому, прежде всего, возможен прорыв Второй вариант развития ситуации заключается в разработке сетевого червя, способного жить в смартфонах и, незаметно для владельца аппарата, за его счет, рассылать спам. Оба варианта требуют защиты. Если в защите от первого сценария мы не сомневаемся (сотовые операторы исключительно щепетильно относятся к своей безопасности), то во втором случае у спамеров есть определенные шансы. Мы предвидели такое развитие событий и разработали средства защиты для «умных» телефонов. Сегодня в нашем арсенале существует продукт Kaspersky Security for PDA, который обеспечивает защиту от вирусов и хакеров для карманных компьютеров и смартфонов под управлением операционных систем Windows CE и Palm OS. CNews.ru: Какое место в структуре продаж решений «Лаборатории Касперского» занимают телекоммуникационные компании? Денис Зенкин: Телекоммуникационный сектор представляет собой один из приоритетных для нашей компании. Вместе с тем, наши отношения заметно отличаются от других секторов экономики. Сотрудничество строится не только в плане внедрения корпоративной системы защиты от вредоносных программ, спама и хакеров, но, чаще всего, разработка уникального решения, специфического для конкретной компании. Это очевидно, поскольку услуги таких компаний также являются уникальными разработками, которые требуют такого же подхода к их расширению. Вместе с тем, мы также расширяем сотрудничество с сектором телекоммуникаций, выпуская типовые решения, готовые для интеграции в работающие инфраструктуры. В первом квартале 2003 г. мы планируем выпустить Kaspersky CNews.ru: Расскажите о наиболее значительных проектах, выполненных вами для телекоммуникационных компаний России? Денис Зенкин: Среди наших заказчиков практически все крупнейшие телекоммуникационные компании России. Например, Golden Telecom, Beeline, MTC. Пожалуй, наиболее заметным внедрением этого года можно назвать антиспамовую защиту для крупнейшей российской почтовой службы Mail.ru. Каждый день она обрабатывает до 300 гигабайт электронной корреспонденции, общее количество почтовых ящиков достигает 10 миллионов, ежемесячная аудитория 6,5 миллионов, что составляет примерно 80% всех пользователей российского сегмента интернета. Доля Антиспамовый фильтр электронной корреспонденции Mail.ru является интегрированным Важная отличительная черта Kaspersky За полгода, прошедших с момента Kaspersky CNews.ru: Спасибо. |