Дмитрий Каменский: Сегодня имеет смысл говорить о 5G-связи
Интервью корреспонденту CNews.ru дали Дмитрий Каменский, генеральный директор Lucent Technologies в России и странах СНГ и Андрей Радкевич, технический директор компании.
CNews.ru: Какие изменения, на ваш взгляд, являются ключевыми на телекоммуникационном рынке России? Чего следует ожидать на рынке телекоммуникационного оборудования в России в ближайшие годы?
Дмитрий Каменский: Россия идет тем же путем, который был характерен и для других стран. Многие технологии, считающиеся сегодня передовыми, пусть с небольшим запозданием, но все-таки приходят в Россию. Происходящие у нас рыночные процессы тоже развиваются в русле мировых тенденций, но, в отличие от западных телекоммуникационных рынков, в России этот сектор растет быстрее. При этом уровень развития и масштаб отрасли ни в чем не уступает мировым стандартам.
Растет количество новых игроков в телеком-секторе, что неизбежно ведет к росту конкуренции. Конкуренция запускает процессы консолидации, которые явно прослеживаются в последнее время. Эти два взаимосвязанных процесса активизируют интерес к внедрению новых технологий как средству оптимизации инфраструктуры и повышения конкурентоспособности. Из наиболее интересных моментов стоит отметить появление и развитие услуг высокоскоростной передачи данных в мобильных сетях, в основе которых лежит технология CDMA2000 1X. Наша компания первой предложила российским операторам NMT-450 это решение как способ миграции от аналогового к новому цифровому стандарту. Такое решение было использовано нами в двух крупных проектах, где мы выступили поставщиками (для компаний «Дельта Телеком» и «Московская Сотовая Связь»).
В области проводных сетей операторы от обсуждения концепций NGN переходят к реализации проектов на основе этих технологий. На уровне доступа постепенно расширяют свое присутствие широкополосные технологии.
CNews.ru: Как скоро 3G-связь станет в России таким же масштабным явлением, как в некоторых развитых странах?
Андрей Радкевич: Разумеется, передовые технологии рано или поздно приходят на смену устаревшим, такая «судьба» ожидает и технологию третьего поколения. Каждая новая технология начинает свое развитие с небольшого числа наиболее прогрессивных пользователей и становится масштабным явлением, завоевав массовую аудиторию. Так произошло и с технологией GSM. Рано или поздно технология 3G возобладает, потому что с точки зрения затрат и возможностей она будет лучше соответствовать потребностям и операторов связи, и абонентов, которые получат большее число услуг по лучшим тарифам. Параллельно с развитием качества голосовых услуг будут активно распространяться мобильные услуги передачи данных. И можно ожидать, что через три-четыре года 3G -технологии станут такими же популярными, как сейчас GSM.
Дмитрий Каменский: Во время визита в Россию президент Lucent в Европе Дэвид Потикни отметил, что сегодня имеет смысл говорить о 5G-связи. В каком виде она будет реализована уже не столь важно. Важно то, что развитие будет продолжаться и в России, и в мире. Наша страна хорошими темпами «поглощает» новые технологии и реализует первые проекты, основанные на них. Что касается массовых внедрений то они у нас происходят медленнее. Хотя в этом есть и свой плюс: мы застрахованы от тех ошибок, которые совершают «первопроходцы».
CNews.ru: Некоторое время назад кризис поразил ведущих поставщиков оборудования для операторов связи. Значит ли это, что работать только на рынке поставщиков телеком-оборудования для операторов связи становится все труднее? Как изменилась стратегия Lucent Technologies после кризиса?
Дмитрий Каменский: Начнем с того, что кризис, прежде всего, затронул операторов связи, и уже потом уменьшение объемов закупок операторов привело к кризисным явлениям среди поставщиков оборудования. Да, безусловно, с ростом конкуренции (и особенно в условиях кризиса) работать на рынке становится труднее. С другой стороны, приспосабливаясь к новым условиям, игроки изменяют и свою стратегию, и сам рынок, получая возможность не только выживать на нем, но и развиваться.
Разумеется, ориентируясь только на поставки телекоммуникационного оборудования для операторов связи, поставщик может лишиться определенной доли рынка. Поэтому корпоративный сегмент всегда был для нас очень важен. Наши основные заказчики операторы предоставляют услуги своим корпоративным клиентам. А мы поставляем операторам инфраструктуру и решения для обслуживания таких клиентов.
Кроме того, нам часто приходится консультировать операторов по вопросам оптимального построения сетей, в том числе строить совместные бизнес-планы, рекомендовать им определенную тарифную политику. И в этом случае мы взаимодействуем не только с операторами, но и с их клиентами, предлагая им ряд специализированных решений и услуг. Мы помогаем таким клиентам решать проблемы обеспечения безопасности, оптимизации инфраструктуры и ее управления, интеграции новых технологий в существующие сети. Расширение нашего присутствия на рынке профессиональных услуг в телекоммуникациях стало отличительным моментом в сегодняшней стратегии компании.
CNews.ru: Группа разработки стандарта CDMA недавно сообщила об успехах CDMA2000 в мире: это 60 миллионов абонентов в 70 сетях. Являются ли UMTS/CDMA-технологии революционным вариантом развития мобильных коммуникаций? Россия пойдет по пути развития UMTS или CDMA2000?
Андрей Радкевич: Мы знаем, что на эту тему есть различные мнения. Компания Lucent в равной степени готова к любому повороту событий, потому что те технологии, то оборудование, которое мы производим для сетей третьего поколения, работает в обоих типах сетей. Стандартный путь миграции сетей мобильной связи к сетям следующего поколения сегодня предполагает переход от сетей CDMA второго поколения к CDMA2000 и от сетей GSM к UMTS, технологии, которая представляет собой европейский стандарт широкополосного CDMA. В США широко распространены сети CDMA второго поколения. И очевидно, что американцам переходить на сети CDMA третьего поколения проще, чем европейцам, все-таки различия между технологиями GSM и UMTS более существенные. Принимая во внимание высокий уровень развития сетей GSM в Европе и в России, следует ожидать здесь преимущественного внедрения технологии UMTS, если следовать стандартному пути миграции. Однако пока решения UMTS отстают с выходом на рынок по сравнению с сетями CDMA2000, коммерческих реализаций таких сетей уже довольно много в мире. Технологии CDMA проверены опытом эксплуатации и лучше отработаны. Поэтому выбор стандарта остается за операторами.
По большому счету, спорить о преимуществах UMTS и CDMA нет смысла, если речь идет о технологиях третьего поколения, где используется однотипное оборудование, а отдельные различия имеются только в программном обеспечении.
Абоненту безразлично, какая технология лежит в основе используемых им услуг. Это россияне оказались более «просвещенными» и спорят в форумах, что лучше. Пользователи могут испытывать неудобства лишь в одном случае если одна отдельно взятая страна будет использовать стандарт, не поддерживаемый большинством других стран. Но и этот вопрос, связанный с интеграцией стандартов, сейчас решается производителями и на уровне инфраструктуры, и на уровне терминалов.
CNews.ru: Расскажите о наиболее интересных проектах Lucent по создания сетей третьего поколения.
Дмитрий Каменский: Множество масштабных проектов мы ведем вместе с американскими компаниями-операторами, такими, как Verizon, Sprint, AT&T Wireless. В Европе нами также подписано большое число контрактов с ведущими операторами связи третьего поколения, хотя здесь внедрение 3G-сетей ведется не такими бурными темпами, как в Америке. Большинство «европейских» проектов связаны с созданием инфраструктур, облегчающих операторам переход к сетям третьего поколения, с оптимизацией сетей доступа, а также с предоставлением новых услуг.
Основные проекты Lucent в России реализованы в Северо-Западном регионе и в Москве (для операторов «Дельта-телеком» и «Московская Сотовая Связь» сети «Скайлинк»). То, что мы создаем там, по сути, является сетями третьего поколения, единственными сетями в России, которые сейчас позволяют, наряду с недорогими и качественными голосовыми услугами, осуществлять высокоскоростную передачу данных.
CNews.ru: Какую стратегию взаимодействия с партнерами использует Lucent Technologies в России? Чем она отличается от той, которая используется компанией во всем мире?
Дмитрий Каменский: В целом, стратегия работы с партнерами в России не отличается от общемировой. Только имея развитую партнерскую структуру, можно эффективно работать не только с крупными операторами, но и с корпоративным сектором и клиентами среднего и небольшого размера.
Нам необходима поддержка со стороны квалифицированных партнеров, по продвижению услуг системной интеграции и телеком-услуг. В настоящее время Lucent реализует глобальную программу аккредитации партнеров, которая должна, во-первых, гарантировать определенный уровень их развития, а во-вторых, обеспечить партнерам необходимую поддержку.
В России сотрудничеству с партнерскими компаниями отводится более важная роль, чем за рубежом, поскольку требуется обслуживать клиентов компании на огромной территории страны.
Еще одна особенность: в России намного проще идет реализация проектов по системной интеграции. Ведь уровень подготовки отечественных технических специалистов гораздо выше, чем на Западе. И наши партнеры обладают большей технической квалификацией.
CNews.ru: Какие из решений Lucent Technologies были наиболее востребованы на российском рынке в последнее время? С чем, по-вашему, связан успех именно этих решений? Как изменилась структура спроса на решения вашей компании за последнее время и с чем это связано?
Дмитрий Каменский: Три-четыре года назад наши продажи операторам фиксированной связи значительно превышали продажи операторам мобильной связи. Сегодня это соотношение выровнялось, что вызвано значительным ростом инвестиций в мобильный сектор телекоммуникаций.
Для операторов фиксированной связи мы предоставляем решения, связанные с коммутацией, оптическими сетями и продуктами для передачи данных (соотношение доли этих решений в нашем бизнесе примерно одинаковое).
В целом наиболее быстрыми темпами на российском рынке растут продажи оборудования и инфраструктурных решений для сетей мобильной связи, решений для сетей следующего поколения фиксированных операторов, оборудования широкополосного доступа.
CNews.ru: Какие инновационные технологии в сфере коммуникаций, на ваш взгляд, имеют наибольший потенциал в России? Каков масштаб использования NGN-технологии в других странах? Расскажите о реализованных в этом направлении проектах.
Андрей Радкевич: Само понятие NGN, согласно своей аббревиатуре, это сети следующего поколения. Причем это понятие применимо для операторов как фиксированной, так и мобильной связи. Наиболее быстрыми темпами растет потребность в таких решениях, как многофункциональные шлюзы и программная коммутация, технологии широкополосного доступа, пакетная передача голоса и данных, интеллектуальные сети. По моим ощущениям, доля новых технологий в российских проектах практически не отличается от общемировой.
В России и СНГ сейчас нами реализуется около десятка проектов по созданию сетей нового поколения. Первые из них были начаты два-три года назад. А если говорить об отдельных элементах таких сетей то они есть практически в каждом проекте.
CNews.ru: Какие решения для NGN-сетей наиболее востребованы на российском рынке? В чем, на ваш взгляд, специфика построения NGN-сетей «по-русски»?
Андрей Радкевич: В России сети следующего поколения пока не стали «массовыми» наверное, это самое существенное отличие от того, что мы наблюдаем в мире.
Из возможностей NGN-сетей наиболее популярен у нас распределенный транзит, который позволяет оптимизировать структуру дальней связи. Это связано с географическими особенностями нашей страны, а также с тем, что каналы связи достаточно дороги. Все более широкое применение находит NGN на сетях доступа, где имеется целый ряд вариантов использования этих технологий, и на уровне транзита в сетях местной связи. Большинство перспективных направлений использования технологий NGN приводится в недавно вышедшем руководящем документе отрасли.
CNews.ru: Помимо разработки решений для телекоммуникационного рынка, Lucent занимается предоставлением профессиональных услуг операторам связи. Какую роль эти услуги играют в деятельности Lucent Technologies? Какие из них наиболее востребованы на российском рынке?
Андрей Радкевич: Помимо базовых услуг, связанных с поставкой, установкой и технической поддержкой оборудования, все большее распространение (как за рубежом, так и в России) получают услуги, направленные на оптимизацию сетей и бизнеса операторов. Эти услуги оказывает наше сервисное подразделение Lucent Worldwide Services (LWS). Работая с операторами, нам часто приходится решать такие задачи, как, например, предоставление услуги по управлению сетями, по обеспечению безопасности. Мы можем представлять часть услуг как самостоятельно, так и как отдельный продукт, передавая оператору инструменты для самостоятельной работы.
Еще одно направление работы нашего подразделения LWS услуги по обслуживанию сети, которое операторы передают на аутсорсинг. При этом у нас есть успешный опыт обслуживания мультивендорных сетей.
Другой тип профессиональных услуг совместное с оператором бизнес-планирование внедрения новых решений, технологий и услуг. Это оценка текущего состояния оператора, планирование его дальнейшей деятельности, оценка необходимых инвестиций и окупаемости проекта. Часто услуга включает и построение самой сети, и решение задач, связанных с развитием бизнеса оператора, планированием его ресурсов.
Для Европы доля профессиональных услуг в бизнесе Lucent Technologies составляет около 30%. На Западе в связи с ростом сложности сетей оператор предпочитает отдать их обслуживание производителю. Поэтому Lucent там все чаще берет на себя функции эксплуатации сети. Например, такие контракты подписаны у нас с новозеландским оператором Telecom New Zealand на услуги по эксплуатации мобильной сети CDMA2000 1X, с компанией British Telecom (BT) на обеспечение общей поддержки сетевой инфраструктуры BT в Великобритании. Из подписанных за последнее время контрактов трехлетний договор с крупнейшим оператором Бразилии, компанией Telemar, по условиям которого мы будем предоставлять услуги эксплуатации и сопровождения оптической сети в регионе Сан-Паулу. А также контракт с EuroFiber, одним из крупнейших провайдеров стран Бенилюкса, согласно которому Lucent возьмет на себя управление и эксплуатационную поддержку оптоволоконной сети компании.
В России подобный подход пока не получил распространения: у операторов есть большие подразделения, которые занимаются самостоятельной эксплуатацией сетей, и уровень специалистов этих структур очень высок. Кроме того, большинство подобных услуг могут оказывать и наши партнеры. И это в какой-то степени разгружает наши ресурсы. Поэтому в России доля услуг в нашем бизнесе пока меньше, чем на Западе.
CNews.ru: Над какими новыми разработками сегодня работают специалисты Lucent Technologies?
Андрей Радкевич: Большинство новых продуктов, которые мы собираемся представить, так или иначе связаны с сетями следующего поколения, с теми тенденциями, которые наблюдаются на рынке, с потребностями клиентов.
Это и новые шлюзы, и новая функциональность для традиционного оборудования, для предоставления интеллектуальных услуг.
Большое внимание уделяется развитию сетей передачи данных, их надежности и безопасности, а также вопросам качества обслуживания в этих сетях. В рамках этой работы Lucent Technologies недавно представила решения Accelerate. Эти комплексные решения предназначены для операторов проводных и мобильных сетей связи, планирующих развивать голосовые услуги, услуги передачи данных и мультимедийные услуги на основе пакетных технологий. Решения Accelerate могут применяться как для развития действующих сетей с коммутацией каналов, так и для создания пакетных сетей «с нуля». Они объединяют ряд продуктов компании, программное обеспечение эксплуатации и управления Navis iOperations, а также специально разработанный комплекс услуг Accelerate Readiness Service и услуги по консультированию, внедрению и техническому сопровождению. Информация о новых разработках компании регулярно появляется на сайте компании.