|
|
Юрий Зигуля: Мы торгуем не трафиком, а телефонными картамиО своих подходах к развитию «карточного» бизнеса и о ситуации на рынке CNews.ru: Согласно исследованию, проведенному компанией «Система телеком», 14% взрослых жителей Москвы пользовались телефонной картой хотя бы раз в жизни, 6% взрослых москвичей звонили по телефонной карте в течение 3 месяцев перед опросом. Как эти показатели, по вашим оценкам, могут измениться за ближайшие пять лет? Юрий Зигуля: Не берусь оценивать количественные показатели приведенного исследования, но могу утверждать безусловно, что проникновение телефонных карт на рынке телекоммуникационных услуг будет только расти. Это будет происходить за счет простого повышения информированности населения о наличии возможности позвонить дешевле, чем через традиционную «восьмерку», пользуясь телефонной картой. А это значит, что все больше и больше людей перестанут пользоваться услугами Юрий Зигуля: По мере развития телекоммуникационного рынка в России, операторы «карточной» телефонии и коммутируемого доступа уже перестали восприниматься традиционными телекомами как инородное тело, некий нежелательный элемент рынка, паразитирующий на операторах проводной связи, перегружающий коммутационные емкости входящим трафиком и отбирающий дальний трафик. О динамике на рынке я сужу по динамике отношения к нашей компании: «карточные» операторы хотя и воспринимаются без пиетета, но уже без пренебрежения, все более позитивно и с постоянно растущим уважением. В целом, должен сказать, что карточный рынок в Москве уже сложился. Кроме операторов карточной телефонии, присутствуют операторы Целый ряд компаний специализируется на изготовлении карт: этим профессионально занимаются, например, Пермская Фабрика Гознака, компании «Розан», «Октагон» и другие. Между клиентами и операторами выстроилась цепочка оптовых дистрибуторов, таких как « Что касается отрасли в целом, то реальная ситуация сегодняшнего дня приближается к сложившейся на Западе. Например, в США практически весь дальний голосовой трафик генерируется небольшим числом телекоммуникационных компаний, специализирующихся на выпуске телефонных карт. Эта же ситуация ожидает и Россию. Что касается присущих нам особенностей, то следует отметить дефицит и дороговизну входящей коммутационной емкости, что, безусловно, тормозит развитие. В качестве отечественной специфики отмечу ряд других некрупных рисков, несвойственных для западных рынков в целом, обусловленных встречающимся « CNews.ru: Снижение тарифов, сложившихся сегодня на рынке, на звонки по телефонным картам приведет к падению уровня доходов операторов, так как необходимого роста числа пользователей карт пока нет. Вы согласны с этим тезисом? Юрий Зигуля: Согласен, с одной стороны низкий тариф ведет к снижению дохода, получаемого с единицы коммутационной емкости. Это ведет к росту капиталоемкости в компаниях, работающих на этом рынке. С другой стороны, могу смело утверждать, что, в целом, корреляция между тарифами и доходами «карточных» компаний не выражена. Дело в том, что мы торгуем не трафиком, мы торгуем телефонными картами. В CNews.ru: Как сильно еще могут снизиться тарифы «карточных операторов»? Юрий Зигуля: Например, в западноевропейских странах звонок при помощи телефонный карты по Европе или в США уже стоит не более одного полутора центов. Я думаю, что и в России в скором времени розничные тарифы, указываемые на телефонных картах, будут ниже сегодняшних оптовых. CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы развития Юрий Зигуля: Инфраструктура рынка Однако в реальной жизни происходят ситуации, когда крупные лоты трафика в полминуты снимаются с одних транзитных операторов и уходят по малопонятным причинам на другие маршруты, зачастую вопреки тарифной политике. По этим же причинам, крупные транзитные операторы, резервирующие под трафик значительные мощности, никогда не доверят собранный ими трафик бирже, не видя «в глаза» партнера с противоположной стороны. У средних компаний при некоторых масштабах ведения бизнеса наступает момент, когда объем трафика на конкретное направление начинает превышать определенную критическую массу. Тогда издержки работы через биржу превышают издержки по ведению прямых контактов с партнерами, или же, скажем так, потенциальная выгода от прямых контактов превалирует над выгодами работы через биржу. В условиях такой рыночной реальности, ключевую роль на бирже начинает играть брокер Как и для любого другого рыночного института, для CNews.ru: Число операторов на московском рынке карт сегодня довольно большое. В то же время вы говорите о «бездонности» данного рынка. Говорит ли это о том, что даже слабые мелкие операторы смогут еще долго вести бизнес в данной сфере? Юрий Зигуля: Пока на рынке места хватаем всем. Конечно, идущим за нами выходить на рынок будет все сложнее и сложнее. Одновременно, будет все сложнее поддерживать большие, крупные бренды. Этому будут способствовать ширящееся число конкурентов, бросовые розничные тарифы. Однако я не исключаю, что будут продолжать успешно существовать маленькие провайдеры, обслуживающие замкнутую географическую нишу, например: конкретную CNews.ru: Как, по вашим оценкам, будет развиваться региональный рынок телефонных карт? Какова стратегия MANGO TELE.COM в данном вопросе? Юрий Зигуля: Мы активно действуем на региональных рынках. Недавно мы открыли филиал, который активно продает телефонные карты в CNews.ru: Каковы основные факторы повышения конкурентоспособности на рынке Юрий Зигуля: Для рынка Кроме этого, для нас важно то, какими ресурсами может нас обеспечить наш партнер в обмен на трафик: номерной емкостью, каналами связи и т.д. Здесь нашими долгосрочными партнерами остаются «Голден Телеком», «Телмос», «Эквант», «Центральный Телеграф», «АСВТ» и ряд других крупных компаний. Если же говорить о телефонных картах, то должен отметить, мы не обладаем такими двумя мощными рычагами, которые дают возможность традиционным операторам удержать клиента навсегда, какими являются телефонный номер и абонентская линия. Любые перерывы в качестве связи, ошибки в тарификации, просчеты в ценовой политике могут неблагоприятно сказаться на нашей репутации и больно ударить по нашему имиджу. Поэтому, я постоянно говорю персоналу нашей компании, что даже к такому делу, как продажа телефонных карточек стоимостью по пять долларов за штуку, надо подходить строго профессионально. CNews.ru: Каких изменений можно ожидать на рынке междугородней и международной связи в связи с приватизацией «Связьинвеста»? Наверняка, в данном случае следует ожидать снижения тарифов на дальнюю связь… Юрий Зигуля: Не являясь аналитиком, я не берусь предсказывать рыночную ситуацию в связи с приватизацией «Связьинвеста». Думаю, что на рынке не изменится ничего, поскольку «Связьинвест» CNews.ru: Ранее вы говорили о планах MANGO TELE.COM разместить акции на бирже. При каких условиях это IPO может стать реальным? Юрий Зигуля: Наблюдаю за Если сравнивать с такими конкурентами, то мы являемся примером рачительного ведения бизнеса. История нашей компании длится всего три года, причем стартовые капитальные затраты были куда как меньше миллиона долларов. Скажу откровенно, они были даже меньше ста тысяч долларов. Тем не менее, уже сейчас мы генерируем около семи с половиной миллионов минут дальнего трафика в месяц, а наш оборот к концу 2003 года приблизится к отметке 10 миллионов долларов в год. Проходя этот критический рубеж, у нас, естественно, появляется желание прибегнуть к такому беспристрастному рыночному способу оценки нашего бизнеса, каким является IPO. Фиксация стоимости компании является необходимым условием привлечения инвестиционных ресурсов. Одновременно мы четко представляем, что IPO не является самоцелью, а всего лишь средством продвижения к новым достижениям. У IPO, кроме плюсов, есть и минусы, которые мы должны учитывать. Кроме этого, существуют иные способы получения доступа к инвестициям, и мир знает примеры достаточно крупных успешных компаний, остающихся полностью частными. Поэтому, отвечая на ваш вопрос относительно возможного IPO, на данном этапе могу лишь дать уклончивый ответ: мы не исключаем такой вариант развития, и у нас есть команда, разрабатывающая сценарий первичного размещения нашего акционерного капитала на бирже. CNews.ru: Спасибо. |