|
|
Герман Мызовский: Большая часть лицензий на операторские услуги выдана «семейному бизнесу»На вопросы CNews.ru ответили Андрей Воронин, генеральный директор VoIP eXchange, и Герман Мызовский, ведущий специалист Tario.net. Речь в интервью идет о текущем состоянии Cnews.ru: Как, на ваш взгляд, можно охарактеризовать современное состояние Герман Мызовский: Современное состояние можно охарактеризовать, вспомнив, что на сегодняшний день выдано 4 тыс. лицензий на предоставление операторских услуг. Большая часть этих лицензий выдана малому бизнесу, если не сказать семейному бизнесу. На протяжении долгого времени существовало ограниченное количество телекоммуникационных компаний, история которых исчислялась десятилетиями. У этих компаний сложилась определенная культура поведения, определенные традиции. И тут, вдруг, в России появляется 4 тыс. новых операторов. Причем многие из них относятся к той категории лиц, которым впору было бы не предоставлять услуги связи, а водить маршрутки. Не так давно задавался вопрос: «А состоялась ли услуга VoIP?» Вот, года два назад на этот вопрос можно было бы ответить однозначно утвердительно в то время были крупные сети, сохранялась определенная структура рынка. А за последние два года на рынок пришло огромное количество новичков, они получили лицензии и установили на сеть свое оборудование. Типичный узел связи у большинства компаний в настоящее время выглядит следующим образом. Это некий шлюз между телефонной сетью общего пользования и интернетом плюс биллинговая система. Все, больше ничего нет. Разумеется, необходимо у Однако в настоящее время ситуация приобретает следующий вид. На рынке большое количество операторов связи, которые предоставляют терминацию в своем регионе. Зачастую это очень качественная связь по минимально возможной цене. Сам факт того, что они CNews.ru: Построение любой сети происходит с использованием определенного набора правил. Какие правила, на ваш взгляд, определяют построение современной российской телекоммуникационной инфраструктуры? Есть ли связь между моделью безмасштабных сетей http://www.nd.edu/~networks и Герман Мызовский: Ответ на этот вопрос необходимо начать с небольшого экскурса в прошлое. В далеком 1998 г. абсолютное большинство шлюзов имели некоторое среднее значение связей. Иметь 12 связи нельзя, т.к. в этом случае невозможно никуда дозвониться. Также не было шлюзов, которые имели 500 связей такому количеству на тот момент просто неоткуда было взяться. Подавляющее большинство шлюзов имели порядка 20 связей. Наша сеть в свое время состояла всего из трех узлов: Москва, Одесса, Мы полагаем, что год назад настало то время, когда схема приоритетного подключения Cnews.ru: Недавно заместитель руководителя Департамента электросвязи Министерства РФ по связи и информатизации заявил, что одним из основных направлений деятельности Минсвязи является устранение имеющейся диспропорции и приведение рынка в соответствующее сбалансированное состояние. Не считаете ли вы, что вмешательство министерства может, наоборот, нарушить нормальное развитие телекоммуникационного рынка России? Герман Мызовский: Я считаю, что Министерство имело в виду создание некого набора руководящих документов отрасли (РД), который формально опишет технические параметры услуг Cnews.ru: В настоящее время уже не обсуждается вопрос наличия в современной телекоммуникационной системе концентраторов. Каким, на ваш взгляд, должен быть функционал и качества подобных обменников и каким образом должен происходить процесс управления ими? Герман Мызовский: Основной задачей концентратора является осуществление интеллектуальной динамической коммутации каждого вызова. На самом деле, эта технология уже успешно работает на протяжении года. Процесс построения маршрутизации в интернете носит хаотичный характер. Выбор пути передачи пакетов динамический по самому короткому пути, результат такого выбора всегда случайный. И это всех устраивает, пока речь не заходит о предоставлении услуг «реального времени», таких как VoIP. Здесь необходим дополнительный контроль. Это значит, что звонок должен уйти не по самому короткому пути, а по наиболее качественному маршруту. Причем рейтинг терминации вычисляется по совокупности параметров местной телефонии и канала интернет. Наилучший маршрут за меньшие деньги. Весь интеллект концентратора должен работать на обеспечение качества. Причем контроль должен быть как косвенный, так и прямой. В настоящее время мы работаем почти полностью по косвенным признакам, таким, как продолжительность разговора, коэффициент дозвона, скорость установки соединения, статистика передачи факса и т.д.. По каждому из этих признаков можно задать конкретный фильтр с тем, чтобы отсеять нежелательные маршруты терминации, а оставшиеся отсортировать по наименьшей цене или по наилучшему качеству. Нами разрабатывается несколько вариантов решений для прямого контроля качества. По одному из них система после завершения каждого звонка сохраняет информацию о соединении: параметры голоса, потери пакетов, задержка и т.п. Все эти данные заносятся в базу для последующего анализа. Причем анализ используется применительно к покупателю, продавцу и к конкретному шлюзу, если у продавца их несколько. Это является примером создания прямых, абсолютных показателей качества. Выше этого могут быть только целенаправленные субъективные тесты слоговой разборчивости. Не менее важным качеством В настоящее время в России существует один мощный концентратор, но лучше, чтобы их было несколько. Безусловно, что для рынка необходимо, чтобы существовали региональные концентраторы, московские обменники и т.п. В случае если существует несколько концентраторов, возникает вопрос о взаимном обмене трафиком между ними. Коммерческая основа взаимовыгодного сотрудничества обменников пока не изучена. При этом необходимо иметь в виду, что концентраторы продукт штучный и высокоинтеллектуальный. Его невозможно продать в коробке он устареет через 12 недели. Работы по его усовершенствованию и модификации ведутся постоянно. Cnews.ru: Какие новые услуги появляются на рынке в связи с появлением концентраторов? Герман Мызовский: Уровень сервиса для корпоративного клиента значительно выше потребностей обычного пользователя (физического лица). Однако менеджер по работе с особо требовательными заказчиками может настроить параметры дозвона таким образом, чтобы обеспечить наилучшую телефонию, слегка ослабив ограничения по цене, но ужесточив требования по качеству. Это своего рода услуги брокера на бирже следить за появлением новых операторов, за ценами на рынке и тестировать новые направления. Динамическая маршрутизация, как класс, позволяет создавать новые услуги, которых раньше не было и более того невозможно было представить. Есть ядро, которое состоит из Cnews.ru: Каковы, на ваш взгляд, основные тенденции развития Герман Мызовский: В настоящее время основной тенденцией развития Cnews.ru: Как ваша компания пришла к необходимости создания Андрей Воронин: Известно, что биржа это один из механизмов торговли, обкатанный и проверенный временем. Достоинством биржи является торговля в реальном времени с возможностью отслеживать изменение спроса и предложения, конъюнктурных соображений и ситуации на рынке и т.д. Изначально биржа была разработана для торговли товаром. Было введено множество определений биржевого товара, которым всегда сопутствовал некий обязательный количественный перечень (например, 10 тонн металла определенной марки), соответствующий К несомненным достоинствам любой биржи можно отнести абсолютно прозрачное ценообразование. Если рынок монополизирован несколькими операторами никто из клиентов этих операторов не знает, сколько переплачивает за телефонный разговор. Биржа позволяет включить механизм конкуренции ценообразования. Говоря о «минусах» биржи, необходимо отметить, что если они и возникают, то только у посредников, потому что, если посредник знал Продавцам мы предоставляем централизованные расчеты за оказанные услуги, включая зачет взаимных требований. Механизм взаимных зачетов намного облегчает работу операторов: компании смотрят, сколько денег за терминацию потребителей они заработали на бирже, выписывают счет и сразу получают деньги из одного источника. Cnews.ru: Как организована оплата услуг вашей площадки для клиентов? Андрей Воронин: Поскольку администрация торговой площадки не является кредитным учреждением, но вместе с тем должна гарантировать компаниям, что их услуги покупаются не за «воздух», а за «живые» деньги, все покупатели должны положить депозит. Мы не строим никаких пирамид и не регламентируем размер депозита, т.е. покупатели могут положить на свой счет $1 и, как только они его выговорят, им будет отказано в обслуживании, пока они не пополнят свой лицевой счет. Покупатель может добавлять деньги 10 раз по $1, и когда он поймет, что никакого жульничества нет, положит $100. То есть, наши требования рассчитаны на людей с любым достатком, на компании с любым оборотом. Кроме того, подключение к бирже бесплатное, единственное, что стоит денег, это проверка оборудования. Когда приходит новый оператор и говорит, что он готов терминировать направление, мы, для обеспечения совместимости оборудования, правильного подключения кодеков, корректной терминации, проверяем это оборудование. Стоимость этой услуги символическая $10 и служит для фильтрации несерьезных операторов. Cnews.ru: Какой коэффициент дозвона можно считать приемлемым? Андрей Воронин: Хороший показатель коэффициента дозвона 40% . Уровень может колебаться в зависимости от региона. Например, в Америку вы дозвонитесь с вероятностью 99%, поскольку там уровень развития телекоммуникаций довольно высокий. В итоге вы выйдете либо на автоответчик, либо на факс, т.е. соединение произойдет. В случае с Вьетнамом ситуация может быть противоположная: коэффициент 30% может быть максимальным, т.к. связь в этой стране оставляет желать лучшего, телефонная сеть в стране не развита и постоянно происходят межстанционные отказы. Есть категория операторов, которые пытаются нечестно оперировать с коэффициентом дозвона. Однако мы можем определить, где коэффициент завышен, а где нет, поэтому при замеченном нами превышении определенного значения одним или группой операторов мы немедленно начинаем их проверку. Нарушители могут быть оштрафованы и предупреждены, а в случае повторения, они будут исключены из системы и не смогут работать на бирже. Контроль качества предоставляемых услуг в системе автоматизирован, но не полностью по вине подобных операторов. Cnews.ru: Какое количество операторов являются пользователями VoIP eXchange в настоящее время? Андрей Воронин: Мы зарегистрировали уже более 1500 операторов. Причем, «калибр» операторов очень сильно разнится. Среди наиболее крупных можно перечислить такие компании, как «Транстелеком», Deutsche Telecom и ряд национальных операторов связи разных стран. Cnews.ru: Ведете ли вы работу по захвату в каждой стране наиболее крупных операторов? Андрей Воронин: По своей природе мы не агрессивны, поэтому охарактеризовать это словом «захват», было бы неправильно. У нас есть понятие сети площадок, т.е. мы не единственные, у нас множественная администрация. Мы администрируем центральную московскую площадку, а наши региональные представительства российские и в других странах знают местную ситуацию и местных операторов и администрируют свою часть системы. Мы в России знаем, что в Германии есть компания Deutsche Telecom, но мы можем не знать Cnews.ru: Известно, что в прошлом году на Украине власти резко подняли стоимость лицензии для альтернативных операторов. Как в настоящее время обстоит ситуация с Андрей Воронин: На Украине ситуация очень интересная: лицензируется только оказание услуги. Покупка услуги лицензироваться не может: вы не можете дать лицензию на покупку лекарств, а вот на производство лекарств пожалуйста. Официально В Белоруссии ситуация проще там явная монополия на связь и в законодательстве прямо сказано, что дальняя связь на Белоруссию это приоритет государства, все остальное наказуемо. По сравнению с другими азиатскими республиками достаточно продвинут в плане Значительно хуже выглядит Таджикистан, где каналов практически нет, а те, которые есть, находятся в морально устаревшем состоянии. Соответственно, спрос на рынке связи на такие направления, куда сложно дозвониться, очень высок, там и норма рентабельности большая, но и спекулятивный механизм неизменный автоответчики. Cnews.ru: Какие механизмы доступны пользователям вашей системы для выбора наиболее оптимального оператора при осуществлении звонка по Андрей Воронин: В данный момент мы даем нашим пользователям инструментарий, с помощью которого они могут ранжировать всех операторов, фильтровать их и сортировать. В итоге получается некая очередь для обработки звонка. У нас уже работает порядка 10 12 критериев. При прохождении звонка от меня к абоненту система по этим критериям берет сиюминутное значение всех качественных характеристик, отсекает тех операторов, которые не удовлетворяют заданным требованиям, и выстраивает оставшихся в список. То есть, если у меня сейчас один список поставщиков, то через минуту он может измениться, в силу того, что у Далее вступает в силу такой механизм, как динамический роутинг: пользователь покупает связь не от конкретного оператора, а получает возможность перебрать их по очереди. Плюс этого механизма это управление всеми поставщиками в автоматическом режиме. Нам не нужно отслеживать, не пришел ли Cnews.ru: Не могли бы вы рассказать о контроле качества, который вы используете в системе VoIP eXchange? Андрей Воронин: Контроль качества системы можно условно разделить на две части. Первая это автоматизированный контроль качества и вторая персональный контроль качества. Кроме того, что покупатель сам задает качественные характеристики, раз в сутки система проверяет все качественные характеристики всех операторов по всем направлениям и, если они не удовлетворяют нашим минимальным требованиям, их заявки снимаются с торгов. Если, допустим, коэффициент дозвона равен нулю, направление не работает, то заявка по данному направлению снимается и владельцу оборудования посылается уведомление о проблемном направлении. Например, коэффициент дозвона равен 100%, а на большом количестве звонков вероятность наступления такого события чрезвычайно мала: на Персональный контроль качества. В самом деле, все те качественные характеристики, которые мы до сих пор рассматривали, коэффициент дозвона, средняя продолжительность разговора и т.д.- это некие усредненные показатели. Мы используем способ, как реально дать статистику по оценке персонального качества. Используя статистику, возвращаемую устройством после каждого звонка конкретного пользователя, мы анализируем такие данные, как потеря пакетов по конкретному звонку, колебание времени прохождения сигнала по звонку и другие характеристики. После чего показываем эту статистику оператору с тем, чтобы он устранил возможные неполадки на своем оборудовании. То есть происходит постоянный мониторинг и отладка направления. Cnews.ru: По какому принципу вы строите отношения с локальными площадками в странах СНГ? Принадлежат ли эти площадки вашей системе или они независимы? Андрей Воронин: Это независимые компании, у нас с ними есть соглашение, единая система расчетов (биллинг). Распределенность нашей системы это очень важно, в этом ее стабильность. Если завтра, по каким либо причинам в Cnews.ru: Каковы масштабы использования Андрей Воронин: В будущем, когда уровень проникновения интернета в повседневную жизнь нашего общества будет более значительным, и доступ в интернет будет осуществляться не только по кабелю, но и с помощью беспроводных технологий, проблем с коммуникациями по IP не будет. Вопрос заключается в двух вещах в относительной стоимости оборудования и наличии канальной части, которая может быть и радиоканалом. Сейчас Intel очень активно продвигает беспроводные технологии, скоро появятся мелкие операторы, которые будут обслуживать один дом подведут выделенный канал, поставят оборудование и будут вести своих пользователей. Это очень хорошо коррелируется с заявлением Минсвязи, что они упростят лицензирование. Cnews.ru: Как вы видите перспективы Андрей Воронин: В настоящее время само упоминание Любая связь через некоторое время должна будет перейти на пакетную. Это правильно с точки зрения эффективного использования сети и каналов связи. Каналы связи должны быть универсальными, мультисервисными: данные электронное письмо, голос или видео должны быть доставлены адресату. Разделение на традиционную голосовую и Cnews.ru: Кто будет определять направления дальнейшего развития рынка Андрей Воронин: У государства сейчас достаточно здравый взгляд на бизнес и оно пытается все меньше и меньше вмешиваться в него. Я не думаю, что развитие будет определять Cnews.ru: Спасибо. |