Syrus

 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

Зебра Телеком

Виктор Каледин: Рост числа альтернативных операторов связи будет продолжаться и дальше

Виктор КалединНа вопросы CNews.ru ответил Виктор Каледин, генеральный директор «Зебры Телеком».

CNews.ru: Какие тенденции, на ваш взгляд, играют определяющую роль на российском телекоммуникационном рынке в настоящее время?

Виктор Каледин: Одна из основных тенденций — рост отечественных инвестиций в отрасль. Согласно прогнозу Минсвязи, объем отечественных инвестиций в телеком в текущем году вырастет почти на 70% по сравнению с 2002 годом. Таким образом, можно говорить об инвестиционном буме — доходность капитала здесь наиболее высокая, что уже сполна оценили российские акционеры. А вступление в силу с 1 января 2004 г. нового закона о связи будет способствовать еще большей прозрачности отечественного рынка телекоммуникаций и притоку большего объема инвестиций.

 
Во-вторых, налицо консолидация наиболее привлекательных активов телекома в руках нескольких промышленно-финансовых групп. Укрупнение бизнеса является закономерным процессом в условиях бурного развития рынка, и оно будет продолжаться.

Третья тенденция связана с активным ростом числа альтернативных операторов в регионах. Причем, если вначале имело место просто количественное увеличение на данном секторе рынка, то сегодня можно говорить о качественных и структурных изменениях, связанных преимущественно с капитализацией отрасли. Крупные промышленно-торговые группы готовы инвестировать средства в развитие и модернизацию своей сети, ведутся переговоры либо о покупке местных операторов связи, либо о создании совместных предприятий с ними.

CNews.ru: На фоне мировых негативных тенденций, происходящих в секторе традиционных телекоммуникаций, сектор IP-коммуникаций, наоборот, демонстрирует явный рост как количественных, так и качественных показателей. В настоящее время количество альтернативах операторов связи в России уже составляет 4 тыс., увеличившись за последние 2 года на 60%. Следует ли, на ваш взгляд, ожидать продолжения количественного роста? Как долго он продлится?

Виктор Каледин: Рост числа альтернативных операторов связи будет продолжаться и дальше. Этому способствует наличие неудовлетворенного спроса в современных услугах связи, а именно — в услугах телематики, передачи данных, цифровой телефонии. Причем, такой спрос имеется как у населения, так и у корпоративных пользователей.

CNews.ru: Предполагается, что в новом законе «О связи», будет упрощена процедура лицензирования. Это может привести к еще более масштабному росту числа альтернативных операторов связи. Не приведет ли это к перегреву рынка и установлению хаоса? Не дискредитирует ли невысокий уровень сервиса многих операторов IP-телефонию, как услугу?

Виктор Каледин: Процедура получения лицензии и так достаточна проста. Основные проблемы у нового оператора возникают при присоединении к сети общего пользования и подтверждении своей состоятельности в первый год деятельности.

Невысокий уровень сервиса IP-телефонии в прошлом был вызван, прежде всего, технологическими проблемами, а именно — недостаточно отработанной технологией получения и передачи речи и отсутствием инфраструктуры качественных интернет — каналов. В течение последних лет многие из технологических проблем были решены.

Таким образом, более актуальной будет борьба за качество предоставляемых услуг в условиях относительно устоявшегося рынка и, в конечном итоге, за потребителя.

CNews.ru: Считаете ли вы, что контроль за операторами IP-телефонии со стороны государственных органов недостаточно высок? Достаточно ли, на ваш взгляд, рыночных механизмов регулирования или необходим жесткий контроль со стороны государства?

Виктор Каледин: Операторы IP -телефонии подвержены такому же контролю со стороны государства, как и любые другие. Услуги лицензируются в Минсвязи, и деятельность оператора проверяется Госсвязьнадзором. Соотношение рыночных и государственных рычагов регулирования определяется государством. Важно, чтобы IP — телефония не оказалась в положении «бедной родственницы». Потребителю неинтересны технологические особенности услуги. Ему интересны ее потребительские качества. Поскольку государство декларирует установление рыночной экономики, все должно быть подчинено установлению равенства спроса и предложения.

CNews.ru: Какие проблемы, на ваш взгляд, стоят на пути более глубокого использования IP-телефонии операторами в России? С помощью каких мер их можно преодолеть?

Виктор Каледин: Мне представляется, что проблем становится все меньше. Технологические проблемы, о которых я говорил выше, успешно решаются. Хотелось бы отметить появление на рынке IP — телефонии крупных игроков РТком и Транстелеком, которые строят масштабные MPLS сети для пропуска VoiP трафика и во многом решают проблемы региональных операторов IP-телефонии с доступом к ресурсам глобальной сети. Производители соответствующего оборудования и программного обеспечения предлагают качественно новые решения, позволяющие значительно повысить качество услуг.

CNews.ru: Иностранные эксперты полагают, что в мире точка перекрытия объемов продаж портов IP-телефонии над объемами продаж традиционных TDM-портов с последующим преобладанием первых будет достигнута в 2007 г. Когда следует ожидать превышения доли IP-телефонии над традиционной в России?

Виктор Каледин: Два этих протокола, как известно, сочетаются в рамках одной инфраструктуры. Однако, переходу с одной технологии на другую, прежде всего в России, мешает недостаток инвестиций в основные фонды, долгие сроки амортизации традиционного TDM оборудования. Ведь традиционные операторы вынуждены продолжать использовать такое оборудование, главным образом, вследствие экономических факторов. Поэтому, апологетами новой технологии становятся, как правило, новые альтернативные операторы, которые начинают свою деятельность на рынке связи «с нуля». Таким образом, учитывая опережающие темпы развития телекома в России, у нас есть в данном случае шанс технологически обогнать Запад.

CNews.ru: Как изменится соотношение сил между альтернативными и традиционными операторами в ближайшее время?

Виктор Каледин: Видимо, с продажей «Связьинвеста», все операторы станут альтернативными. Если серьезно, данную терминологию уже следует признать устаревшей. Потребитель, в поисках полезных для себя услуг, должен иметь альтернативу во всех сегментах телекоммуникационного рынка. К слову, в новом законе о связи деление операторов на традиционных и альтернативных не существует.

CNews.ru: Существует ли резерв для снижения тарифов на международную и междугороднюю связь? Насколько значителен этот резерв?

Виктор Каледин: В перспективе потребитель будет оплачивать единицу переданной информации — в независимости от рода трафика (голос, данные, видео и т. д.). Объемы трафика будут расти, тарифы падать. Расстояние и административные границы в будущем не будут иметь принципиального значения при ценообразовании. Очевидно, в будущем, за услуги связи будут платить больше, но объемы и качество этих услуг вряд ли можно корректно сравнивать с существующими базовыми услугами связи.

CNews.ru: Насколько динамично развивалось основное направление компании, связанное с карточным бизнесом?

Виктор Каледин: С момента своего создания три года назад «Зебра телеком» была ориентирована главным образом на карточный бизнес. Мы поставили себе цель создать принципиально новый универсальный карточный продукт, который бы являлся таким же товаром народного потребления, как и любой другой, и, соответственно, мог продаваться везде, где бывает потенциальный пользователь услуг телефонии и интернета. Мы первые доказали, что карта может быть носителем любых предоплаченных услуг и стать поистине массовым продуктом. Высокие технологии сами по себе не могут являться самоцелью, а служат лишь эффективным инструментом воплощения инновационных бизнес-идей.

Коммерческий эффект от воплощения данной стратегии в жизнь оказался весьма впечатляющим и доказал еще раз, что мы двигались по правильному пути и верно расставили приоритеты. Без преувеличения можно сказать, что подобных прецедентов на российском телекоммуникационном рынке еще не было — за полтора года «Зебра Телеком» сумела стать одним из пяти ведущих операторов IP-телефонии в нашей стране. При этом к середине 2002 года ежемесячный оборот компании достиг 650 тыс. долларов, ежемесячный объем продаж составил 100 тысяч карт, а трафик IP-телефонии с учетом терминации — 5–6 млн. минут в месяц.

С этого момента ежемесячный прирост оборота составлял около 15%, и компания вышла на самоокупаемость. Доля дохода от продажи карточного продукта в 2002 году составляла в среднем 80%, годовой же доход в целом достиг $8,5 млн. Добиться столь впечатляющих финансовых результатов оказалось возможным, главным образом, благодаря созданию крупнейшей в Москве дилерской сети — около 4 тысяч точек продаж. На конец 2003 года суммарный годовой доход должен вырасти по сравнению с прошлым годом более чем в 1,5 раза и cоставить около $14 млн., а объем терминируемого трафика — 8 млн. мин. в месяц.

Мы ожидаем дальнейшего роста спроса в ближайшие несколько лет и полагаем, что доля рынка, которую «Зебра Телеком» занимает сегодня — а это 26% по оценкам независимых экспертов, это еще не предел.

CNews.ru: Насколько динамично развивается направление по предоставлению доступа клиентов «Зебра Телеком» к онлайновым контент-ресурсам?

Виктор Каледин: Действительно, покупатели наших карт смогли получить доступ к дополнительным услугам — в том числе, к бесплатному пользованию эксклюзивными контент-ресурсами интернета VIP.km.ru., где содержится поистине огромное количество справочной, развлекательной и познавательной информации, включая энциклопедию «Кирилла и Мефодия». Вот-вот мы начнем предоставлять еще один сервис — доступ к справочному каналу «Две столицы» и развлекательным каналам «Отдохни» и «Гороскопы от Александра Зараева». Хотелось бы отметить, что «Зебра Телеком» является первой компанией, предоставляющей данную услугу на рынке предоплаченных телефонных карт.

CNews.ru: Какие планы компании по развитию вашего бизнеса в регионах России?

Виктор Каледин: Начиная с весны 2002 года «Зебра Телеком» осуществляет программу создания региональной партнерской сети, что позволило значительно увеличить объемы и снизить себестоимость трафика. Основной схемой сотрудничества с регионами является региональное партнерство, которое предусматривает индивидуальный подход к каждому оператору связи или корпоративному клиенту. Рассматриваются также и совместные инвестиционные проекты.

Важным событием в этом отношении было создание дочерней компании «Зебра Телеком Санкт-Петербург» в июне 2002 года. Мощный старт ознаменовался прорывом на рынке карточного продукта — 14 тыс. карт в месяц к концу 2002 года при общем голосовом трафике 400 тыс. мин. в месяц. Сейчас на долю филиала в Санкт-Петербурге приходится 20% местного рынка, что в количественном выражении составляет более 80 тыс. карт в месяц. Очевидно, что это оказалось возможным только благодаря опыту, техническому оснащению и выверенной маркетинговой политике компании «Зебры Телеком».

Предоставление полного набора услуг операторам связи, фирменная система качества и специально разработанная программа сотрудничества с региональными операторами по предоставлению услуг малым, средним и крупным предприятиям и корпоративным заказчикам — вот то, что сегодня «Зебра Телеком» может предложить своим партнерам по бизнесу в регионах. Ведь некоторые локальные операторы являются предприятиями малого бизнеса, и по своим техническим возможностям они не способны самостоятельно предоставлять качественные услуги связи корпоративным клиентам. И здесь неоценим опыт и технологический потенциал крупного московского оператора. В конечном итоге, именно такое партнерство позволяет осуществлять коммуникации наиболее эффективно в рамках уже существующей инфраструктуры, не требующей дополнительных капитальных затрат.

Наглядным подтверждением этого служит создание федеральной сети IP-телефонии, которая сегодня охватывает все федеральные округа Российской Федерации и некоторые страны СНГ. В числе наших партнеров — более 60-ти региональных операторов.

CNews.ru: «Зебра Телеком» — самая известная марка на карточном рынке России. Между тем, известно, что для раскрутки брэнда требуется значительное количество средств. Насколько оправдались инвестиции в бренд?

Виктор Каледин: Нам удалось создать узнаваемый бренд, однако период его «раскрутки» уже прошел. В настоящее время нас больше беспокоит соотношение цена — качество наших услуг. Вся получаемая нашей компанией прибыль реинвестируется в обеспечение качества. Удельная доля коммерческих (рекламных) расходов составляет не более 5% от оборота компании. Поэтому, в качестве главной задачи на сегодняшний день хотелось бы отметить укрепление существующей базы лояльных пользователей и ее расширение за счет новых сегментов рынка.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS