|
|
Мировой рынок мобильных телефоновСодержание: Азиатский прорыв При росте количества проданных телефонов на мировом рынке, продажи поставщиков в стоимостном выражении сокращаются. Во все возрастающей конкуренции к пальме первенства все ближе азиатские разработчики «мобильников». Между тем, крепкие позиции финской Nokia пока позволяют ей диктовать свои условия. Согласно оценкам агентстваВ оценках развития рынка мобильных телефонов среди исследователей как всегда нет единообразия. Все сходятся только в том, что локомотивом роста спроса на мобильные телефоны в 2003 году стали развивающиеся рынки, а основным инструментом увеличения продаж выступили второстепенные усовершенствования функционала цветные дисплеи и встроенные камеры. В числах же каждая исследовательская компания придерживается собственных результатов. Так, по данным компании IDC, рост продаж сотовых телефонов во втором квартале 2003 года составил 19%. В то же время исследователи из Strategy Analytics объявили, что объем оптовых продаж телефонов во втором квартале 2003 года вырос на 11% до 111 млн. штук, при этом розничные продажи выросли на 6% до 108 млн. штук. Для сравнения в первом квартале рост поставок, по данным Strategy Analytics составил 16% по сравнению аналогичным показателем 2002 года. В 3 квартале 2003 года, по данным IDC, по сравнению с прошлым годом поставки мобильников выросли уже на 21,2%, а по сравнению со вторым кварталом текущего года на 14% до 130,1 млн. штук. Несмотря на рост числа поставленных телефонов, в стоимостном выражении рынок мобильников в этом году, по предварительным оценкам, даже уменьшится так считает агентство IDate, которое оценивает объем продаж в 2003 году на уровне $42,4 млрд., то есть на 3% меньше, чем в 2002 году. Рост, по мнению аналитиков, не стоит ждать ранее 2005 года, когда совокупные продажи телефонов 2.5G и 3G займут значительную долю в общем числе проданных трубок. Снижение общих доходов поставщиков обусловлено, прежде всего, ростом продаж мобильников на развивающихся рынках Индии, Китая и России, где основная часть населения может позволить себе только самые дешевые модели. Объем продаж мобильных телефонов на мировом рынке Источник: IDate На рынке продолжается процесс концентрации: пятерка ведущих вендоров заняла уже 76,6% мирового рынка мобильных телефонов. Лидером, по итогам 3-го квартала 2003 года осталась Nokia, ее доля составила 35%. Примерно треть проданных Nokia телефонов имеет цветные дисплеи, камеры и поддерживает функции MMS. Nokia лидирует и в сегменте смартфонов, где за ней следуют Sony Ericsson, Motorola, RIM и Kyocera. Вторым, по размеру продаж, вендором остается Motorola, увеличившая в 3 квартале поставки мобильников на 27,8% по сравнению с предыдущим кварталом и контролирующая 15,5% мирового рынка. Замыкает тройку лидеров Samsung 11,5%. Siemens увеличил поставки своих мобильников на 39,5% и занял 8,7% мирового рынка. А LG Electronics вернулся в пятерку лидеров (5,8%), потеснив Sony Ericsson (5,5%). Концентрация на мировом рынке мобильных телефонов продолжается Источник: IDC, 2003 Наибольшую активность на рынке проявляют производители мобильных телефонов из Южной Кореи. В этом году экспорт из этой страны обещает стать рекордным и составить, по данным Yonhap, $14,5 млрд. Это заметно больше, чем в 2002 году, когда Южная Корея экспортировала только 112 млн. мобильных телефонов на общую сумму $9,6 млрд. (26,8% от общемирового производства). За первые 8 месяцев 2003 года объемы экспорта сотовых телефонов из Южной Кореи выросли уже на 36,1% по сравнению с предыдущим годом и составили $7,45 млрд. Среди Корейские производители мобильников значительно увеличивают свои показатели за счет мобильных телефонов с камерами, отбирая рынок у старых игроков. Так, по данным Strategy Analytics, Samsung Electronics во втором квартале 2003 года увеличил долю рынка только телефонов с камерами до 7,4% и вышел на пятое место в мире (в первом квартале 5,8%). Другая корейская компания, Pantech&Curitel, поднялась в рейтинге поставщиков мобильников с камерами до 13 места с 2% мирового рынка, в то время как квартал назад она даже не входила в первую двадцатку. LG Electronics, недавно вышедшая на рынок телефонов с камерами, заняла 17 место (1,4% мирового рынка). В то же время японские компании сдают позиции: NEC уменьшил свои показатели с 17,5% в первом квартале 2003 года до 12,8% во втором квартале, Panasonic с 16,5% до 13,5%. С первого места NEC на рынке мобильников с камерами потеснила Nokia, завоевавшая 15,5% в данном сегменте. Другие японские производители мобильников с камерами (Mitsubishi, Sharp и Sanyo) также потеряли долю рынка. Аналитики подсчитали, что за полугодие было продано 25 млн. телефонов с камерами. Такие показатели обеспечил большой спрос в Корее и Японии. За первое полугодие 2002 года было продано 4 млн. таких телефонов. Однако корейским производителям не стоит расслабляться в течение ближайших пяти лет, по прогнозу южнокорейской Strategy Analytics оставила в силе годовой прогноз, согласно которому в 2003 году поставки мобильников вырастут на 6% до 455 млн. штук, в основном за счет развивающихся рынков мобильной связи, где существует огромный спрос на дешевые модели мобильников. Схожие оценки дает и компания IDC: в 2003 году объем мировых продаж мобильных телефонов превысит 460 млн. штук, а в следующем году этот показатель вырастет еще более чем на 8% и впервые за всю историю этого рынка превысит отметку в 500 млн. штук. Рост ожидается в первую очередь за счет спроса на трубки с возможностью высокоскоростной передачи данных и на модели со встроенными цифровыми камерами. На развитых рынках основным фактором роста является готовность потребителей заменять свои трубки на телефоны следующего поколения. Не угаснет в ближайшие годы и спрос на мобильники со стороны развивающихся рынков. Прогноз продаж мобильных телефонов на мировом рынке, млн. шт. Источник: IDC, 2003 Общее количество владельцев мобильных телефонов по всему миру достигнет в 2004 году 1,4 млрд. человек. Поставки 2,5 Количество мобильников со встроенными цифровыми камерами возрастет в следующем году на 64% примерно до 100 млн. штук. Количество проданных смартфонов в 2004 году достигнет почти 30 млн. штук, что на 111% выше аналогичного показателя 2003 года. По прогнозам Strategy Analytics, лидер рынка компания Nokia уже к концу 2003 года может увеличить свою долю рынка до 40%. Такие крепкие позиции компании на рынке позволяют заметно влиять на развитие стандартов, чем Nokia и планирует воспользоваться вместе с тремя производителями микрочипов для мобильных телефонов, входящими в альянс Mobile Industry Processor Interface (MIPI), ARM Holdings, STMicroelectronics NV и Texas Instruments. Члены альянса считают, что рынку мобильных телефонов нужны открытые стандарты, на базе которых работали бы все игроки этого рынка. Основатели MIPI надеются, что к концу 4-го квартала к их инициативе присоединятся и другие крупные компании, выпускающие комплектующие и ПО для мобильных телефонов. Основатели MIPI хотят превратить его в стандартизирующий орган в области электронных компонентов, периферии и ПО для мобильных устройств, подобный Open Mobile Alliance (OMA) в области сервисов и 3GPP в области технологий связи. В рамках MIPI будут созданы 10 рабочих групп по ключевым направлениям, таким, как интерфейс дисплея и камеры, коммуникационный интерфейс, набор ПО и т.д. По замыслу основателей, альянс будет защищать интересы всех участников, чтобы ни одна компания не могла навязать свои стандарты рынку телефонов нового поколения. Четверка основателей надеется привлечь в альянс производителей телефонов, аппаратного и программного обеспечения. Основатели альянса считают, что рынок мобильных телефонов нуждается в единых стандартах, поскольку при нынешнем разнообразии телефонов и программного обеспечения для них аппараты не всегда корректно связываются друг с другом, если пользователи не просто звонят, а посылают друг другу сообщения, Успех альянса будет во многом зависеть от того, проявят ли интерес к нему такие сильные производители, как Motorola и Samsung компании, которые являются крупными поставщиками чипов для беспроводных устройств, а также Intel, который штурмует рынок процессоров для мобильников. В перспективе MIPI рассчитывает привлечь в свои ряды порядка 100 участников. Виталий Солонин / CNews Analytics Сергей Козлов: Будущее за многостандартными телефонами и новыми технологиямиРоссия находится в центре внимания всех крупных мировых телекоммуникационных производителей, и Motorola не исключение. О ситуации на телекоммуникационном рынке мировом и российском, перспективах новых устройств и технологий в интервью CNews.ru рассказал Сергей Козлов, глава российского представительства Motorola. CNews.ru: Как вы оцениваете ситуацию на рынках сотовой связи, на которых работает Motorola? Как различается положение дел в разных странах мира? Сергей Козлов: В этом году мировой рынок сотовой связи еще раз преподнес приятный сюрприз. Рост рынка превысил все ожидания. Приятно, что вклад в этот рост внесло представительство Motorola в России. По оценке независимых аналитиков, по итогам второго и третьего квартала наша компания заняла первое место на российском рынке мобильных телефонов. В других странах мы тоже упрочили свои позиции, наша компания удерживает первое место на нескольких крупнейших рынках в частности, в США, Канаде, Мексике и Бразилии. Так что, в целом, год для производителей мобильных средств связи был позитивным. В будущем году мы намерены сохранить и укрепить лидерские позиции в России, а также стать сильным «вторым номером» на мировом рынке, поскольку это тот плацдарм, с которого можно штурмовать следующую цель мировое первенство.
|