Рынок оборудования для беспроводных локальных сетей (WLAN) можно разделить на рынок оборудования для организации точек доступа в трех категориях (автономное оборудование, беспроводные широкополосные шлюзы и мосты) и рынок сетевых карт (USB, PCI, PCMCIA-карты). Точки доступа и сетевые карты, в свою очередь, можно классифицировать по типам поддерживаемых протоколов 802.11a, 802.11b или 802.11g. Несмотря на то, что на новый стандарт 802.11g в 2003 году возлагались большие надежды, и некоторые вендоры уже использовали его в своем оборудовании, многие производители успешно продолжают использовать стандарт 802.11a.
По данным американского аналитического агентства Synergy Research Group наибольшим спросом оборудование для организации беспроводных локальных сетей (WLAN) пользуется у домашних пользователей и мелких компаний (так называемый сегмент SOHO). По оценкам агентства, продажи WLAN-оборудования корпоративным клиентам в первом квартале текущего года были на уровне предыдущего квартала и на 11% меньше, чем в первом квартале 2002 года. При этом объем продаж аналогичного оборудования для сегмента SOHO вырос за квартал на 2%, по сравнению с первым кварталом 2002 года 43%. В общем объеме поставок 61% оборудования приходится на SOHO, тогда как в прошлом году этот показатель составлял 49%.
По данным другого агентства Infonetics Research рынок WLAN будет расширяться благодаря возрастанию к нему интереса со стороны корпоративных пользователей и за счет бума хот-спотов. Доходы от продаж оборудования для беспроводных локальных сетей составили в первом квартале 2003 года 481,9 млн. долл., во втором квартале 608 млн. долл., как ожидается, по итогам всего 2003 года превысят 2 млрд. долл. Рост этого сегмента рынка в последующие кварталы, как считают в Infonetics, будет довольно медленным, но стабильным. В результате объем продаж оборудования должен достигнуть во втором квартале 2004 года 661 млн. долл.
По мнению наблюдателей, вендоры стали сегментировать WLAN-оборудование в зависимости от размеров предприятия, а также выделять оборудование операторского класса, рассчитанное на организацию хот-спотов. «Здоровый» рост продолжится и в секторе беспроводных широкополосных шлюзов, которые обеспечивают беспроводные соединения между кабельным и DSL-оборудованием.
Что касается провайдерского рынка хот-спотов, то он также медленно будет расти до конца года, считают в Infonetics Research. Пока этот рынок все еще мал, но хот-споты получают все большее признание у сервис-провайдеров для них это недорогой способ продвижения мобильных услуг по приему/передаче данных.
Объем продаж оборудования для развертывания точек доступа в первом квартале 2003 года вырос на 12% по сравнению с 4 кварталом 2002 года и составил 304,7 млн. долл. При этом большую роль сыграл драфт-стандарт 802.11g работающее на нем оборудование для точек доступа в первом квартале 2003 года первом полном квартале отгрузок «собрало» 33,5 млн. долл., что составляет 11% от всего оборудования для точек доступа в денежном эквиваленте. К концу 2003 года, по предварительным оценкам, эта доля увеличится дo 28%. По наблюдениям аналитиков, рост рынка оборудования WLAN сопровождался стабильным увеличением доли корпоративных заказов. Эта тенденции сохранятся и в будущем 2004 году.
Ведущие компании рынка
Лидирующие позиции на рынке беспроводных локальных сетей занимает корпорация Cisco, которая после приобретения компании Linksys вышла на первое место в мире по объему продаж WLAN-оборудования. Таким образом, телекоммуникационному гиганту еще более удалось оторваться от ближайших конкурентов в этом сегменте рынка Buffalo, NetGear и D-Link. Почему Cisco пытается закрепиться на быстрорастущем рынке сетей для малого и среднего бизнеса, понятно по данным аналитических компаний Dell'Oro Group и Synergy, объем продаж в этом сегменте в мировом масштабе должен вырасти с 3,7 млрд. долл. в 2002 году до 7,5 млрд. долл. в 2006 году.
Другие заметные игроки рынка оборудования для беспроводных локальных сетей (в алфавитном порядке): 3Com, Actiontec, Avaya, Buffalo Technology, Enterasys, HP, Intel, Nokia, Proxim, SMC, Symbol, US Robotics, ZyXEL и др.
Мировой рынок оборудования для беспроводных локальных сетей (WLAN): рыночные доли крупнейших производителей (по доходам)
Источник: Infonetics Research, 2003
Примечание. 20 марта 2003 года компания Cisco Systems объявила о подписании окончательного соглашения о приобретении компании Linksys Group ведущего поставщика продуктов для сегмента SOHO. Во втором квартале 2003 года Cisco и Linksys занимали по 14% мирового рынка оборудования WLAN.
Мировой рынок оборудования для корпоративных беспроводных локальных сетей (WLAN): рыночные доли крупнейших производителей (по доходам)
2кв. 2003
2кв. 2002
2002
2001
Cisco
39.7%
31.0%
31.5%
29.7%
Symbol
18.6%
12.7%
13.8%
11.4%
Proxim
8.3%
6.3%
8.9%
5.4%
Источник: Synergy Research Group, 2003
Мировой рынок оборудования для беспроводных локальных сетей (WLAN) в категории SOHO/Home: рыночные доли крупнейших производителей (по доходам)
2 кв. 2003
2 кв. 2002
Linksys
22.8%
20.5%
Buffalo
18.2%
20.2%
D-Link
14.5%
12.6%
NETGEAR
14.2%
12.1%
Источник: Synergy Research Group, 2003
Структура продаж
В структуре продаж по денежному эквиваленту превалирует оборудование для точек доступа, которое занимает 63% от всего объема поставок WLAN-оборудования, в то время как на долю сетевых карт остается 37%. Эта пропорция сохранится до конца года, однако начиная с 2006 года, по прогнозам аналитиков, доля доходов от продаж сетевых карт будет быстро падать.
Мировой рынок WLAN-оборудования:
доли классов оборудования в структуре продаж
Основными потребителями оборудования для беспроводных локальных сетей в I и II кварталах 2003 года являлись частные пользователи (48% и 45% в объеме продаж, соответственно) и корпоративные заказчики (43% и 45%); оставшиеся 9% приходились на долю сервис-провайдеров. Таким образом, прогнозы о том, что активность последних двух классов потребителей в течение ближайшего времени должна вырасти, подтвердились. Эта тенденция продолжится и в дальнейшем.
Мировой рынок WLAN-оборудования: доли потребителей в объеме продаж
Источник: Infonetics Research, 2003
По объемам продаж WLAN-оборудования среди регионов лидирует Северная Америка, далее следуют EMEA (Европа, Средний Восток и Африка), Азиатско-Тихоокеанский регион и регион CALA (Caribbean and Latin America страны Латинской Америки и Карибского бассейна).
Мировой рынок оборудования WLAN: доли регионов в совокупном объеме продаж