«Править» на рынке сотовой связи в России продолжают три компании-лидера. Доли российского рынка сотовой связи, принадлежащие этим операторам, в течение текущего года практически не менялись. Так, у МТС этот показатель колебался в пределах 3637%, у «ВымпелКома» 2931%, у «МегаФона» 1718%, а на долю остальных игроков приходилось от 14% до 17,6%. Поэтому приведенная статистика за октябрь не сильно отличается от данных по другим месяцам.
Российский рынок сотовой связи: доли операторов*
(по состоянию на конец октября 2003 года)
* Учитывались только российские пользователи
Источник: Advanced Communications & Media (AC&M)
Особенно заметно было расширение абонентской базы у «Мобильные ТелеСистемы» (МТС). Компания перешагнула 10-ти миллионный рубеж еще в середине мая, 15-ти миллионный в конце октября. Такой успех МТС в немалой степени был вызван ее проникновением весной этого года на сотовый рынок Украины, которая на тот момент «дала» оператору 1,9 млн. абонентов характерный «скачок» в марте на диаграмме численности абонентов сотовых операторов в 2003 году.
Динамика численности абонентов ведущих российских сотовых операторов, 2003 г.
Примечание. Данные приведены по состоянию на конец каждого месяца; у МТС с учетом подписчиков на Украине (УМС) и в Белоруссии, у «Мегафона» с учетом подписчиков в Таджикистане (TT-Mobile).
Источник: Advanced Communications & Media (AC&M), CNews Analytics, 2003
Напомним, что в начале марта 2003 года «Мобильные ТелеСистемы» стали владельцами контрольной доли (57,7%) в компании «Украинская Мобильная Связь» (УМС), а в середине июня было объявлено об увеличении доли участия в этой компании до 83,7%. Кусок получился довольно лакомый: УМС является одним из двух ведущих операторов сотовой связи Украины, который обслуживает сегодня свыше 2,7 млн. абонентов и занимает, по некоторым оценкам, почти половину рынка сотовой связи этой страны. Кроме того, компания владеет лицензиями на предоставление услуг мобильной связи стандартов GSM 900/1800 и NMT 450 во всех регионах Украины, население которой составляет порядка 50 млн. человек. Таким образом, перед МТС открылись новые перспективы для дальнейшего роста.
На динамике роста абонентской базы МТС положительно сказались и другие ее приобретения ОАО «Таиф-Телком» (около 240 тысяч активных абонентов, 53% всех пользователей сотовой связи в Татарстане, где МТС не имеет лицензий на предоставление услуг), «Сибчелендж» (135 тыс.), «Примтелефон» (91 тыс.), «Томская Сотовая Связь» (195 тыс.), «Уралтел» (244 тыс.) и другие.
Ближайший конкурент МТС «ВымпелКом» преодолел 10-миллионную отметку абонентской базы в начале ноября. Дополнительными источниками ее пополнения также были поглощения региональных операторов. Так, в конце января было объявлено о завершении сделки по приобретению ставропольского оператора «СтавТелеСот». Это поглощение принесло «ВымпелКому» почти 200 тысяч подписчиков. В настоящее время компания предоставляет услуги сотовой связи стандарта GSM 900/1800 под торговой маркой «Северо-Кавказский GSM» и обслуживает более 260 тыс. абонентов (по состоянию на сентябрь 2003 года).