Активный рост мирового рынка интеграции в телекоммуникационном секторе последовал за бурными темпами развития самой отрасли связи. Середина 90-х годов ознаменовала переход на качественно новый технологический уровень широкое распространение сотовой связи, популяризация спутниковой связи, переход к широкополосным сетям, передача цифровых и голосовых данных по IP и ряд других, революционных нововведений в телеком-сегменте требовали серьезного пересмотра существующей инфраструктуры. Вопрос обновления технологической базы, внедрения новых аппаратных и программных решений стал критическим фактором сохранения операторами своих позиций в условиях растущей конкуренции на рынке телеком-услуг нового поколения. Основная проблема слишком короткие сроки возврата инвестиций в технологии.
Последние десять лет телекоммуникационные компании развиваются в непростых условиях постоянного процесса инноваций, слияния технологий, поглощения компаний и глобализации экономики. В этой связи сам телеком-бизнес переживает революционные изменения. Меняются стандарты, появляется множество новых технологий, либо некоторые из ранее используемых совмещаются в качественно новой услуге (например, интеграция телефонии с передачей данных), развивается электронная и мобильная коммерция, стираются грани между «центром» и «периферией». С другой стороны меняются требования клиентов, на фоне резкого увеличения числа абонентов операторов в первую очередь сотовой связи уменьшается ARPU (доход на абонента), и серьезно ужесточается конкурентная борьба за клиента.
В совокупности все эти факторы требуют от операторов, во-первых, гибких маркетинговых стратегий, и во-вторых, серьезных инвестиций в ИТ. Телекоммуникационным провайдерам жизненно необходимы бизнес-решения, позволяющие минимизировать затраты, оптимально использовать ресурсы, управлять инвестициями в инфраструктуру, логистическими цепочками, процессами разработки и внедрения новых услуг. По данным, приводимым IBM, в период с 1997 по 2000 гг. на которые пришелся пик взрывообразного роста мирового телеком-рынка ИТ-инвестиции операторов росли в среднем на 44% в год. Деньги вкладывались в 3 основных направления в аппаратные средства (поставщики телекоммуникационного оборудования констатировали тогда рост продаж на 35%), программное обеспечение и подготовку кадров.
Сейчас основной вектор продвижения телекоммуникационной индустрии направлен на развитие сетей, обеспечивающих высокое качество базовых услуг связи, высокоскоростной доступ в интернет и широкую полосу пропускания. Необходимо создание систем, упрощающих взаимодействие операторов в глобальном масштабе и поддерживающих предоставление гарантированного набора услуг независимо от географического нахождения клиента.
ИТ-тенденции на мировом рынке телекома
Развитие веб-сервисов
Телекоммуникационные компании, стремящиеся решать наиболее важные задачи своего бизнеса с помощью ИТ, фокусируются в первую очередь на поиске новых методов привлечения и удержания клиентов. По мере общемирового роста интернет-аудитории компании все больше заинтересованы в собственных веб-ориентированных решениях. Географическая экспансия и расширение бизнеса обязывает компании искать возможности удаленного управления процессами из любой точки. С другой стороны растет потребность в использовании удаленных ресурсов, при условии их адекватного качества и более низкой, чем у имеющихся под рукой, стоимости.
Развитие телекоммуникационных веб-сервисов требует перевода значительной части функциональности рабочих приложений в онлайн. Ведение онлайнового документоооборота имеет много позитивных моментов с точки зрения клиенто-ориентированного подхода. Пользователи получают быстрый доступ к своим данным, возможность онлайновой выписки счетов и осуществления электронных платежей, а также онлайное консультирование. Провайдер, таким образом, оптимизирует свою работу с абонентами, и в целом констатирует повышение ее эффективности.
Стандартизация ПО
Телекоммуникационные провайдеры постепенно переходят от решений, разрабатываемых под конкретного заказчика, к стандартизованным (тиражируемым) решениям, в которые начинают делать значительные инвестиции. Намечается тенденция вложения денег в бюджетные решения, гарантированно быстро разворачиваемые и предполагающие дальнейшую интеграцию с другим ПО, не требуя больших затрат на кастомизацию.
Все больше телеком-операторов отдают предпочтение «открытому» ПО так, компания Huawei констатирует, что за счет использования ОС Linux на серверах IBM eServer удалось сэкономить более 50% на лицензиях, необходимых для установки Windows NT.
Интеграция приложений
Данное направление будет активно развиваться по мере географической экспансии телекоммуникационных компаний и, по утверждению аналитиков, станет более приоритетным, чем построение новых ИТ-инфраструктур с нуля. Процесс интеграции приложений включает 3 базовые фазы: начальная интеграция, последующее внедрение и «мультикорпоративная» интеграция.
Аутсорсинг бизнес-процессов
В отличие от традиционного ИТ-аутсорсинга, аутсорсинг бизнес процессов (BPO) подразумевает передачу владения, контроля и управления рядом операционных процессов внешнему поставщику. Передача на аутсорсинг ряда управленческих функций позволяет сфокусироваться на критически важных бизнес-инициативах компании, а также с большими усилиями поддерживать дальнейшую разработку и внедрение этих стратегий. Ожидается, что к 2005 г. объем рынка BPO вырастет до 300 млрд. долл. В настоящий момент операторы передают на BPO-аутсорсинг в основном некоторые административные функции, например, бухгалтерский учет, расчет зарплаты и управление кадрами.
В целом в список наиболее востребованных сейчас мировым телекомом высокотехнологичных решений входят:
Системы поддержки бизнеса
Системная интеграция
Консалтинг
ERP-системы (с набором специфичных функциональностей)
CRM-решения
Call-центры
Системы поддержки кратких сообщений
Мобильная коммерция
Требования операторов к поставщику ИТ-услуг:
По мере увеличения зависимости бизнеса от ИТ, операторы повышают свои требования к поставщикам ИТ-услуг. Привлекательность интегратора в глазах заказчика существенно возрастает за счет развития адекватного технологического и отраслевого экспертного уровня. Телекоммуникационные компании стремятся работать с консультантами, хорошо представляющими себе специфику их бизнеса, и соответственно, с поставщиками специализированных решений.
Ценообразование в области интеграционных услуг должно учитывать не только общерыночные тенденции, но также установку потенциальных клиентов на сокращение затрат. В условиях телекоммуникационной ресурсосберегающей стратегии интегратор должен проявить гибкость в определении цены своих услуг. Добавленную стоимость рекомендуют переносить на уникальные услуги, навыки и инструментарий.
Выделяют следующие критерии выбора системного интегратора в телеком-секторе:
Клиенто-ориентированный подход
Отработанная методология
Комплекс услуг «под ключ» от планирования до разработки, внедрения и обслуживания
Ценовая привлекательность
Оперативность внедрения
Наличие «историй успеха» в работе с другими компаниями сектора
Топ-менеджеры телекоммуникационных компаний обращают все больше внимание на то, насколько ИТ-инфраструктура содействует общему развитию их бизнеса. В этой связи от поставщиков ИТ-решений в первую очередь требуется четкое понимание стратегических целей компании и предоставление адекватного этим целям решения. Подобным же образом сейчас начинает формулировать свои ИТ-требования и российский телеком, по мере развития чутко воспринимающий опыт западных коллег.
Мария Попова / CNews Analytics
Владимир Пачкин: Любой телекоммуникатор это идеальный клиент. У него абсолютно легальный, четко структурированный бизнес
На вопросы CNews.ru ответил Владимир Пачкин, глава российского представительства Robertson & Blums Corporation. Генеральный директор компании рассказал о ситуации на рынке внедрений ERP-систем в телекоммуникационных предприятиях России.
CNews.ru: В последние годы спрос на ИТ-решения со стороны отечественных телекоммуникационных компаний был весьма значительным (по объему потребления ИТ рынок связи в 2002 году обогнал финансовый сектор). Вы согласны с тем, что пик по темпам роста потребления ИТ со стороны «связистов» уже позади?
Владимир Пачкин: Этот вопрос мне задают последние четыре года. Каждый раз мы ждем, что телеком «выдохнется», но этого не происходит. Да, большинство телекоммуникаторов, из числа серьезных игроков, к настоящему времени имеют хорошую, подготовленную, разветвленную ИТ-структуру. В то же время, темпы роста ИТ-структуры и самих телекоммуникаторов заставляют их очень серьезно относиться к решениям, представленным на рынке.
Андрей Татаренко: Эйфория, вызванная бурным ростом оборотов телекомов, скоро пройдет
Специфику программных продуктов для телекоммуникационных компаний, а также перспективы востребованности российскими операторами западных отраслевых решений в интервью CNews.ru комментирует Андрей Татаренко, директор сектора энергетика/телекоммуникации САП СНГ и страны Балтии.
CNews.ru: На ваш взгляд, какие основные тенденции на рынке телекома сейчас можно особо выделить как в мире, так и в России?
Андрей Татаренко: На мировом рынке ситуация сейчас относительно стабильна обороты отрасли ежегодно растут на 6%. В России за последний год аналогичный показатель вырос в среднем на 40%, что соответствующим образом накладывает отпечаток на задачи информационного обеспечения, стоящие перед компаниями отрасли. Наблюдается серьезное укрупнение бизнеса, особенно в сфере поставщиков нерегулируемых услуг связи. Как следствие, выдвигаются новые требования к ИТ-структурам, поддерживающим этот рост. Хотя некоторые тенденции, которые наблюдаются на западном рынке управленческих систем российскому рынку пока присущи в меньшей мере. У большинства наших потенциальных заказчиков еще не решены сугубо учетные задачи, хотя и аналитические приложения становятся все более и более востребованы. Например, западный оператор связи выбирает решение SAP по организации цепочек поставок для оптимизации снабжения и связанной с ним структуры платежей. Его цель понятна и посчитана добиться, например, планового сокращения операционных затрат в первом знаке после запятой. Перед нашими же клиентами в России пока, как правило, стоят более прозаические задачи. Например, получение адекватной итоговой картины финансовых результатов деятельности компании в целом.