|
|
Традиционные операторыСодержание: Перебалансировка тарифов Монополистом междугородной и международной связи в России В большинстве российских регионов абонентская плата за пользование телефоном для населения составляет около 100 руб. в месяц и связисты убеждены, что действующие тарифы не покрывают даже их основных затрат. Год назад руководство «Связьинвеста» сетовало на то, что в среднем по холдингу абонплата составляла всего 85% от себестоимости услуг. За год тарифы поднялись примерно на 40% но, по мнению связистов, принципиально ситуация не улучшилась и после этого: тарифы лишь приблизились к бухгалтерской себестоимости, но Заявление довольно странное в большинстве компаний «Связьинвеста» тарифные доходы составляют более 90% всей выручки, тогда как нерегулируемые услуги приносят холдингу в среднем всего 3% доходов. Казалось бы, в этой ситуации при убыточных тарифах компании должны Тем не менее, в этом году МАП, ранее относящиеся к заявлениям связистов весьма критически, неожиданно пошло им навстречу. Таким образом, посчитали в министерстве, повышение тарифов на местную связь в России неизбежно. В то же время чиновники согласились подумать о снижении стоимости междугородных и международных звонков всем известно, что дальняя связь давно субсидирует убыточную местную (в особенности, сельскую), и теперь министерство намерено провести «перебалансировку» тарифов, с тем, чтобы уменьшить перекрестное финансирование в отрасли и добиться одинаковой окупаемости разных ее секторов. Удешевление дальних соединений на руку недавно созданным межрегиональным компаниям связи и «Ростелекому», по чьим каналам все остальные операторы обмениваются международным и междугородным трафиком. Ведь нынешние цены традиционных операторов отпугивают потенциальных клиентов (особенно корпоративных, много говорящих с другими городами и странами) и вынуждают их обращаться к услугам альтернативных компаний связи, обычно предлагающих более дешевые расценки. В этом году «Ростелеком» решил также изменить схему взаиморасчетов с межрегиональными компаниями электросвязи (МРК). Фактически конечные операторы получали деньги только за исходящие звонки со своих территорий, что очень часто приводило к «серым» схемам: им было невыгодно принимать входящий трафик «Ростелекома», который не платил за «приземление» звонков, поэтому МРК принимали трафик с сетей альтернативных операторов они, наоборот, доплачивали за прием входящих звонков. По этой причине «Ростелеком», который упускал все это время часть своей прибыли, и решил перейти к прямым расчетам с операторами как за исходящий, так и за входящий трафик (новая система межоператорских расчетов была введена не с 1 июня, как планировалось ранее, а с 1 августа). Большинство аналитиков склонялось в то время к мнению, что эти новации позволят «Ростелекому» увеличить выручку (за счет возвращения в его сеть «серого» трафика"), несмотря на то, что ему придется увеличить расходы на «приземление» звонков. Эти дополнительные доходы вполне могут служить своеобразной «компенсацией» за запланированное МАПом снижение тарифов на услуги дальней связи для конечных пользователей. В то же время у альтернативных операторов исчезнет возможность спекулировать на зарубежном трафике, и жить им станет сложнее. Еще одним шагом к увеличению прибыльности «Ростелекома» должно было стать подписание в мае этого года соглашения о взаимном обмене с ITXC, одним из ведущих международных поставщиков услуг Как сообщалось в октябре, чистая прибыль «Ростелекома» за первое полугодие 2003 года, рассчитанная по международным стандартам финансовой отчетности (IAS), выросла до $29,7 млн. с $21 млн. в первом полугодии 2002 года. Во второй половине года компания ожидала увеличения темпов роста выручки, что связано как с текущей работой по укреплению конкурентных позиций «Ростелекома», так и с проводимой реформой системы межоператорских расчетов за пропуск междугородного трафика «этот шаг должен остановить неоправданное снижение стоимости пропуска трафика по России и сделать невыгодными схемы увода трафика». В сообщении также отмечалось, что «приостановлено падение выручки от конечных пользователей, а суммарный трафик от абонентов Москвы вырос на 6,9%. Значительно замедлились темпы снижения доходов от международных операторов на фоне внушительного роста объемов входящего трафика и доли рынка ОАО „Ростелеком“. Продолжается стабильный рост как трафика, так и доходов от региональных операторов». В то же время в компании повысились расходы на персонал и увеличились платежи операторам. Несмотря на оптимистичные ожидания, чистая прибыль «Ростелекома» за 9 месяцев 2003 года по российским стандартам бухгалтерской отчетности уменьшилась на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом 2002 года до 4 млрд. 781,5 млн. руб. При этом следует отметить, что официальные показатели отчетности за первые 9 месяцев прошлого года не были скорректированы с учетом нового способа отражения операций с международными операторами, который «Ростелеком» решил использовать в 4 квартале 2002 года. А отчетность за 9 месяцев этого года отражает полный объем как доходов, так и платежей международным операторам. Как указывают аналитики, тенденция к сокращению прибыльности компании наблюдается с начала текущего года и в оставшееся до конца года время ситуация вряд ли изменится. Основная причина высокие издержки компании, не позволяющие ей сэкономить даже за счет сокращения численности персонала. Чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации, аналитики советуют «Ростелекому» направить полученную прибыль на модернизацию оборудования, чтобы к моменту либерализации рынка дальней связи в России компания смогла быть конкурентоспособной. В противном случае доля «Ростелекома» на региональных рынках уже в ближайшие годы может сократиться. На протяжении текущего года финансовые результаты компании, по мнению аналитиков, менялись не в лучшую сторону. И это наблюдается на фоне общего экономического роста в стране, который стимулировал спрос на телефонные услуги (в частности, междугородный трафик «Ростелекома» за 9 месяцев вырос на 17,7% до 6 млрд. 47,6 млн. минут по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Падение чистой прибыли связывают с ростом операционных расходов компании (в отчетном периоде увеличились более чем вдвое), а также внереализационных расходов (увеличились втрое). На росте расходов сказались большие выходные выплаты при сокращении персонала (в рамках проводимой реструктуризации), осенняя индексация заработной платы; кроме того, изменилась учетная политика компании, которая теперь полностью показывает затраты и доходы от предоставления сети другим операторам. Наконец, на финансовых результатах сказалось и то, что «Ростелеком» в прошлом году вышел из числа акционеров «Совинтела» и, соответственно, в текущем периоде уже не получил части прибыли этой компании. Переориентация «Ростелекома» на внутренний рынок По мнению аналитиков, сегодняшняя ситуация с эффективностью компании достаточно непростая. Дело в том, что при валовом росте объема услуг, которые оказывает компания, доходы растут меньшими темпами, несмотря на то, что «Ростелеком» является фактическим монополистом в области дальней связи в России. В компании, очевидно, это прекрасно понимают и пытаются сконцентрировать усилия на внутреннем рынке, где можно наиболее полно реализовать свои монопольные преимущества. За последние три года (20002002 гг.) доля местных операторов в структуре доходов «Ростелекома» выросла с 35% до 50%, тогда как доля иностранных операторов сократилась с 29% до 18%. Нежелание «Ростелекома» работать с зарубежными операторами связано еще и с тем, что стоимость услуг по передаче трафика на мировом рынке постоянно падает, что оказывается неприемлемым для монополиста: так, по итогам прошлого года при росте исходящего международного трафика на 14% объем доходов по этому сегменту упал на 11,2%. Аналогичная ситуация отмечается и по входящему международному трафику. Зато на российском рынке, где стоимость услуг по передаче телефонного трафика достаточно жестко регулируется, «Ростелеком» чувствует себя намного лучше, тем более, что в последние годы тарифы на связь лишь повышались. На снижение эффективности компании влияет и нынешняя структура «Ростелекома», которая ограничивает потенциал в сокращении издержек, и относительно устаревшее оборудование, что приводит к росту затрат на его эксплуатацию. Выход, по мнению аналитиков, один: большие капитальные затраты на модернизацию оборудования, особенно для сегмента услуг по передаче данных. Противостояние «Ростелекома» и «Связьинвеста» На итоговые результаты «Ростелекома» в 2003 году может серьезно повлиять сделка по продаже пакета акций его дочерней компании « Значительные ожидания связаны с направлениями расходования чистой прибыли: будут ли выплачены дивиденды или средства будут направлены на модернизацию. Поскольку в предыдущие годы «Ростелеком» не только стабильно выплачивал дивиденды, но и повышал их, то большинство аналитиков склоняется к мнению, что это повторится и в этот раз. В конце октября стало известно, что с начала 2004 года «Ростелеком», возможно, изменит систему взаиморасчетов за передачу международного трафика. В настоящее время доходы от услуг международной связи делятся поровну между «Ростелекомом» и межрегиональными компаниями электросвязи (МРК) ОАО «Связьинвест». МРК, в свою очередь, как сообщалось на По мнению аналитиков, трафик от МРК для «Ростелекома» является одним из главных источников роста доходов, учитывая снижение трафика на московском рынке, поэтому планы региональных компаний негативно скажутся на доходах компании. А стремление МРК в будущем выйти на рынок междугородних переговоров внутри лицензионной зоны не вызывает никаких сомнений, учитывая его высокую прибыльность. И если сейчас существуют Вместе с системой взаиморасчетов «Ростелеком» планирует также изменить тарифы на международную связь в сторону понижения. Кроме того, «Ростелеком» планирует до конца года внести в МАП предложения по изменению линейной расчетной таксы за передачу междугородного трафика. В настоящее время средняя такса составляет 5,45 коп. за 55-километровый участок, а конечная стоимость зависит от дальности звонка. До внесения предложения в МАП России «Ростелеком» намерен согласовать новый порядок расчета таксы с МРК. ОАО «Связьинвест» планирует в 2003 году увеличить доход на 17% по сравнению с прошлым годом (120 млрд. 280 млн. руб.) до 140 млрд. руб. Доход холдинга за I полугодие 2003 г. составил 67,5 млрд. руб., а чистая прибыль за I полугодие этого года 13-ти компаний, входящих в состав «Связьинвеста», превысила 9 млрд. руб., что уже сопоставимо с прибылью, полученной монополистом за прошлый год, 10 млрд. 850 млн. руб. Выручка от продаж, млн. руб. Источник: ОАО «Связьинвест» Другие компании, входящие в состав «Связьинвеста», также делали объявления о предполагаемом росте доходов по результатам 2003 года. Так, объединенный оператор фиксированной связи центра России ОАО «ЦентрТелеком» ожидает рост дохода в 2003 году до 20,8 млрд. рублей с 16,39 млрд. в 2002 году. По прогнозам гендиректора компании Рубена Амаряна, в 2004 году доход вырастет до 26,5 млрд. рублей, в 2005 году до 33,7 млрд. Однако в руководстве «ЦентрТелекома» понимают, что вопрос увеличения дохода зависит от регулирующих органов, которые могут прямо влиять на изменение тарифов на услуги связи. В случае же несоответствия своим ожиданиям относительно тарифов, в компании планируют компенсировать потенциальные потери ростом доходов от новых услуг с большей добавленной стоимостью, доля которых в общих доходах компании через 3 года должна, по оценке «ЦентрТелекома», составить до 3035%. Это довольно серьезные цифры, поскольку в настоящее время объем услуг с дополнительно добавленной стоимостью в совокупном объеме доходов компании составил всего 2,31% (прогноз на 2003 год 2,8%). Чистая прибыль «ЦентрТелекома» по итогам 9 месяцев 2003 года составила 1 млрд. 294 млн. руб. В компании не проводили сравнения с показателями за аналогичный период 2002 года, так как объединенный оператор Центрального федерального округа ОАО «ЦентрТелеком» был создан путем объединения 17 компаний электросвязи ЦФО только в декабре прошлого года. Итоги деятельности дочерних компаний ОАО «Связьинвест» Чистая прибыль, млн. руб. Источник: ОАО «Связьинвест» О росте финансовых показателей по результатам I полугодия и 9 месяцев текущего года сообщали и другие «дочки» «Связьинвеста», например, чистая прибыль ОАО «Сибирьтелеком» за I полугодие выросла почти в 2,5 раза (на 144%); ОАО « Доходы от основной деятельности операторов фиксированной связи России за 9 месяцев 2003 года увеличились на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2002 года и составили 130 млрд. 627,3 млн. руб. Доходы от основной деятельности операторов фиксированной связи России (по федеральным округам), млрд. руб. Источник: Министерство по связи и информатизации РФ, CNews Analytics, 2003 Вместе с тем, очевидно, что для повышения своей конкурентоспособности на рынке МРК и другим контролируемым «Связьинвестом» компаниям придется провести серьезные инвестиции в оборудование, что особенно актуально перед планируемой в ближайшем будущем приватизацией. Так, одна только реконструкция телефонной сети МГТСпотребует $1 млрд. (в 2004 году начнется замена аналоговых АТС на цифровые). В этой связи актуальной становится задача выхода компаний «Связьинвеста» на международный фондовый рынок. Впрочем, часть денег удается собрать на внутреннем рынке. Так, Сбербанк России финансирует «Связьинвест» на €228,1 млн., «ЦентрТелеком» размещает облигационный заем на 2 млрд. рублей, а ОАО « Инвестиции предприятий фиксированной связи РФ в основной капитал Источник: Министерство по связи и информатизации РФ, CNews Analytics, 2003 Ряд МРК уже приступил к модернизации своих сетей. Так, благодаря стараниям филиала ОАО «ЦентрТелеком» запущена региональная мультисервисная сеть передачи данных в Воронеже, работает над созданием сети NGN «Уралсвязьинформ», а в Кемерово филиал ОАО «Сибирьтелеком» планирует ввести в эксплуатацию мультисервисную сеть в 2004 году. Основные финансовые коэффициенты операторов связи,
Источник: ОАО «Связьинвест», 2003 Другая тенденция, продолжающаяся и в этом году и которая будет продолжаться в следующем, это укрупнение компаний. О своих планах по расширению в 2004 году объявляло, в частности, ОАО « Тем временем полным ходом идет «цифровизация» российских регионов. Только масштабы ее не очень впечатляют АТС на 512 номеров в Бурятии, 800 номеров в Рязанской области…Однако в ряде российских городов, например, в Якутске, как было объявлено, телефонная связь уже полностью стала цифровой; хорошо «оцифровывают» ростовские села, в которых в сентябре введено в эксплуатацию 9 новых цифровых АТС. Любопытно, что за ввод цифровых емкостей взялись и альтернативные операторы. Так, группа «
Источник: ОАО «Связьинвест», 2003 Всего российские операторы фиксированной связи за 9 месяцев 2003 года, по данным Министерства по связи и информатизации РФ, ввели в действие 1 338 598 номеров (из них в городских телефонных сетях (ГТС) 1 188 506 номеров, в сельских (СТС) 150 092 номеров). Инвестиции предприятий фиксированной связи РФ в основной капитал за 9 месяцев составили 25 млрд. 913,4 млн. руб. Ввод номеров фиксированной телефонной связи в ГТС в России Источник: Минсвязи Виталий Солонин / CNews Analytics Евгений Юрченко: Мы создали единое информационное пространство, которое охватывает все больше служб и территориальных подразделенийНа вопросы CNews.ru ответил Евгений Юрченко, заместитель генерального директора ОАО «Связьинвест». В ходе интервью обсуждается общая политика компании по развитию ИТ и один из проектов внедрение CNews.ru: Какого рода задачи ставятся в рамках стратегий развития информационных технологий в «Связьинвесте»? Евгений Юрченко: «Связьинвест» является холдинговой компанией и осуществляет управление межрегиональными компаниями связи (МРК), а так же управляет программой реструктуризации холдинга. Контроль над программой реструктуризации строится в соответствии с функциональными областями: управление сетью, закупки и логистика, управление персоналом, экономика и финансы. Очевидно, что информационные технологии (ИТ) являются инструментальным фундаментом перечисленных областей. Поэтому стратегия развития ИТ является частью общекорпоративной стратегии. Основной задачей «Связьинвеста» в рамках развития CNews.ru: Каков на данный момент уровень автономности региональных отделений «Связьинвеста» в вопросе выбора ИС? Евгений Юрченко: «Связьинвест» определяет правила, нормативы и стандарты развития информационных систем, вырабатывает рекомендации по внедряемой архитектуре ИТ. Кроме того, «Связьинвест» образует альянсы с поставщиками программного обеспечения и системными интеграторами. Генеральная дирекция МРК отвечает за проведение всех мероприятий и принятие решений, связанных с планированием, развитием и управлением ИТ. Стратегия развития ИТ в МРК разрабатывается в соответствии с нормативами, стандартами и рекомендациями, выработанными ОАО «Связьинвест». |