| |
При поддержке |
|
Олег Алленов: Телекоммуникационный рынок в России стал более насыщенным и более предсказуемым
Интервью CNews дал Олег Алленов, директор телекоммуникационного департамента АМТ Груп.
CNews.ru: Как вы оцениваете сегодняшнее состояние телекоммуникационного рынка России? Какие основные тенденции в его развитии можно обозначить по итогам 2004 года?
Олег Алленов: Рынок динамично растет, и это уже не экстенсивный рост. Если раньше основной заботой операторов было поддержание собственной инфраструктуры, то теперь большинство игроков рынка вкладывают серьезные деньги в развитие. Причем, в отличие от западных телекоммуникационных компаний, которые обычно не торопятся инвестировать в новые решения, российские операторы не боятся внедрять новые услуги, развивать новые технологии.
Безусловно, внедрение новых технологий требует серьезной мотивации. Не секрет, что перевод услуг на VoIP стоит существенно дороже, чем предоставление классической телефонии, равно как MPLS VPN более дорогое удовольствие, чем VPN на базе Frame Relay или ATM. Более того, во всем мире операторы, предоставляющие услуги VPN на основе Frame Relay или ATM, ежегодно снижают цены на 20%. Конечно, операторам, вкладывающим деньги в инновационные технологии, трудно угнаться за такими тарифами. Им приходится прикладывать значительные усилия для привлечения клиентов. Маркетинг уникальных возможностей новых технологий, которые не всегда оказываются востребованными, становится ключевым элементом успешного развития.
Рынок входит в нормальное русло, телекоммуникационные компании более тщательно планируют инвестиции, и инвестиции действительно начинают окупаться, что раньше случалось не всегда.
Спонтанность в принятии решений уступает место более профессиональному, взвешенному, дальновидному подходу. Прежде всего, это связано с появлением в отрасли по-настоящему профессиональных менеджеров. Не так давно руководители российских операторов в большинстве своем были самоучками, воспитывались внутри компании, постепенно вырастали из инженеров и могли рассчитывать только на свой управленческий опыт. За последнее время появилась целая плеяда квалифицированных образованных менеджеров, которые прошли школу в лучших российских и зарубежных компаниях. Они имеют четкое представление о том, как нужно строить бизнес.
За прошедший год рынок стал более зрелым, более насыщенным и более предсказуемым. Несколько лет тому назад можно было только строить предположения о том, что будет на рынке через год. Теперь мы можем достаточно уверенно делать прогнозы. Если сегодня клиенты нам задают вопросы по поводу новой технологии, которая только появилась на рынке, то мы точно знаем, что через год заказчики будут готовы платить деньги за готовые решения, и работаем над ними.
CNews.ru: Какие технологии будут определять развитие российских операторов в обозримой перспективе?
Олег Алленов: Важна не столько сама технология, сколько набор услуг, которые эта технология может предоставить. Технологическое развитие операторов определяется требованиями бизнеса. Телекоммуникационные компании, выбирая решение, ориентируются на перечень услуг, которые позволят им зарабатывать деньги. Предпочтение отдается технологиям, которые дают возможность наиболее гибко расширять набор услуг, которые легко масштабируются, обеспечивают логичный путь миграции и развиваются сами.
Тем не менее, существует общее направление технологического развития. Весь телекоммуникационный мир уверенно движется в сторону IP-технологий. Строительство мультисервисных сетей на базе IP MPLS, пожалуй, наиболее явная тенденция последнего времени.
MPLS чрезвычайно гибкая технология, которая позволяет поддерживать все типы услуг. Идея интеграции сервисов на базе единой сети не нова. Много лет назад технология ISDN решала задачу объединения услуг на базе телефонной сети, теперь сервисы интегрируются на базе IP.
Операторам уже не нужно поддерживать отдельные сети для передачи данных, телефонии и цифрового телевидения. Интегрируя все типы услуг, сеть IP MPLS позволяет снизить операционные затраты.
Конкурировать с MPLS может, пожалуй, только технология Metro Ethernet. Плоский Metro Ethernet, а не построенный поверх MPLS, существенно дешевле MPLS . Metro Ethernet обеспечивает скорость передачи данных до 10 Гбит/с, поддерживает услуги с гарантированным качеством обслуживания (QoS), приоритезацией трафика безопасности. Существуют известные проблемы с масштабируемостью этой технологии, но они решаются даже в рамках достаточно крупных сетей масштаба города.
При необходимости завести оптическое волокно в каждый дом, мы можем сделать это, например, по технологии GPON.
Хотя технологии PON пассивных оптических сетей не очень дешевые, они успешно конкурируют с Metro Ethernet. В отличие от Metro Ethernet, технология PON не требуеют установки активного сетевого оборудования на участках ветвления оптики. В результате получается практически не требующая обслуживания сеть доступа. Выбор определяется топологией прокладки оптоволокна. В случае кольцевой топологии сети, предпочтительнее использовать Metro Ethernet. Если же необходимо построить разветвленную сеть доступа, например, для сплошного покрытия жилого сектора, то выбор падает на пассивные оптические сети.
CNews.ru: Как вы оцениваете уровень развития систем управления отечественных телекоммуникационных компаний? Как меняется динамика спроса на такие решения?
Олег Алленов: До сих пор операторы не вкладывали серьезных денег в системы управления и системы биллинга. К последним это утверждение относится в меньшей степени, но заключение контракта «Связьинвеста» с Amdocs говорит о том, что здесь пока и в этом направлении еще есть «над чем поработать».
Безусловно, у всех телекоммуникационных компаний есть системы управления. В большинстве своем это системы, созданные на базе недорогих продуктов и самописных программ, которые решали отдельные задачи и на протяжении многих лет подстраивались под структуру и идеологию предприятия. Эти системы не очень гибкие и не очень масштабируемые, к тому же они не имеют поддержки производителя. Управлять сетевой инфраструктурой по мере роста ее масштабов и сложности на базе таких решений становится все труднее.
За последний год мы отмечаем огромный интерес к системам управления OSS/BSS, и этот интерес, по нашим оценкам, будет только усиливаться. В последнее время появился заметный спрос на продукты Fault Management, позволяющие эффективно управлять процессом поиска и устранения неисправностей. По этому классу решений мы тесно сотрудничаем с компанией Micromuse. По итогам года АМТ Груп признана лучшим партнером этого производителя в России и СНГ. Системы управления качеством услуг Performance management, контроль SLA также широко востребованы на рынке.
Говорить о заметном спросе на решения Configuration Management еще рано, но явный интерес со стороны операторов уже существует. Не секрет, что сейчас промышленной системы управления, которая позволяла бы конфигурировать сеть, в России нет не у кого. Управление услугами головная боль для большинства операторов, и время масштабных внедрений не за горами.
Но самое главное, как это ни банально звучит, операторам нужно комплексное решение. Такое решение может состоять из продуктов разных производителей. Рынок программных продуктов безграничен и для выбора решения необходима экспертиза. Интеграторы должны не только понимать функциональные возможности и ограничения отдельных продуктов, но и уметь доказать, почему конкретный набор продуктов оптимален для определенного оператора, объединить эти продукты в единую систему, создать единый интерфейс, общую систему отчетов, интегрировать с ERP системой заказчика.
Нужно подчеркнуть, что практически все операторы не только планируют внедрять системы управления сетью и услугами, но и интегрировать их с бизнес-процессами предприятия. Причем у операторов есть готовность пересматривать существующие бизнес-процессы и организационную структуру предприятия. Они готовы приводить свои бизнес-процессы в соответствие с современными моделями управления телекоммуникационными компаниями, описанными, например, в документах TeleManagement Forum.
CNews.ru: Можно ли говорить о росте спроса на услуги консалтинга на телекоммуникационном рынке?
Олег Алленов: Давайте разделим консалтинг как самостоятельную услугу и консалтинг, который предоставляется на начальных этапах проектов по внедрению аппаратных или программных продуктов. В последнем случае заказчику часто рекомендуют решения, которые конкретный интегратор может реализовать, и это совсем не означает, что такие решения будут оптимальными для конкретного предприятия.
Время независимого консалтинга в России пока не пришло. Но положительная динамика, конечно, есть. Телекоммуникационные компании стали смотреть дальше. До последнего времени планы развития операторов разрабатывались максимум на год-два вперед. Теперь предприятия начинают строить стратегические планы, но не имеют собственных ресурсов для аналитики. Операторам нужны ответы на вопросы о том, куда им двигаться дальше, куда вкладывать деньги сейчас, чтобы через несколько лет быть первыми на перспективном рынке.
Я уверен, что спрос на услуги независимого консалтинга, как самостоятельной услуги, сформируется в самое ближайшее время. И тогда на этот рынок выйдут такие крупные игроки как IBM, HP, которые в России пока не отличаются особой активностью в этом направлении. Они составят серьезную конкуренцию ведущим российским интеграторам.
CNews.ru: Какую роль, на ваш взгляд, играют интеграторы на телекоммуникационном рынке России?
Олег Алленов: Основная ценность, которой владеет интегратор это экспертиза. Это не значит, что в телекоммуникационных компаниях работают специалисты, не владеющие необходимой квалификацией. У персонала оператора просто нет времени, они занимаются другими вещами, это не их бизнес. У оператора нет ресурсов для проведения исследований, нет такой лаборатории с оборудованием на несколько миллионов долларов, какая есть, скажем, в АМТ Груп.
У нас только в операторском департаменте, помимо другого инженерного персонала, работают семь технологических групп, которые занимаются выработкой специализированных решений по телефонии, системам управления, мобильной связи, магистральным сетям, радиосвязи, проводному доступу, цифровому интерактивному телевидению.
Мы ведем постоянный мониторинг рынка, отслеживаем новые продукты, технологии, услуги. Новые продукты тестируются в лаборатории. Вырабатываются оптимальные решения, состоящие из продуктов многих вендоров. В результате, мы можем предложить готовое проверенное решение под ключ.
Второй немаловажный момент заключается в том, что АМТ Груп несет ответственность за свои проекты. Мы отвечаем за то, что наши решения будут работать так, как нужно заказчику. Мы не уходим по окончании внедрения. Наша компания берет построенные нами сети на поддержку. Мы, конечно, не заменяем службу эксплуатации оператора, но мы снимаем с персонала заказчика огромное количество головной боли. Наши выделенные сотрудники обслуживают конкретное предприятие, занимаются мониторингом его сети, информируют о возможных сетевых проблемах, отслеживают обновления ПО, готовят рекомендации по изменению конфигурации.
CNews.ru: Расскажите о наиболее интересных проектах АМТ Груп, реализованных за последний год.
Олег Алленов: Наша компания завершила ряд проектов для крупных альтернативных и традиционных операторов по переводу междугородного и международного голосового трафика на технологии VoIP с использованием современных решений softswitch. Построен ряд региональных мультисервисных сетей на базе технологий MPLS.
Мы сделали два очень интересных проекта по переводу сигнализации ОКС7 на протокол IP SIGTRAN. Это масштабные проекты, и я думаю, что в мире таких проектов единицы. В России аналогичных проектов пока нет.
Есть перспективный проект организации мультисервисной сети Triple Play, над которым мы продолжаем работать. Мультисервисная сеть передачи данных уже построена, сейчас идет внедрение системы передачи телевидения по IP и интерактивных видеоуслуг, включая Video-on-demand и Pay-Per-View. Активизацию интереса к технологиям Triple Play нужно обязательно отметить среди новых тенденций прошедшего года.
CNews: Спасибо.
|
|