| |
При поддержке |
|
Сотовая телефония: абоненты голосуют «за»
Вопреки прогнозам о возможном снижении темпов роста, российский рынок сотовой связи в 2004 году продолжал бумировать, заставив аналитиков скорректировать прогнозы в сторону повышения. Поправка к показателю уровня проникновению мобильной связи на конец года составила 8%, увеличившись с 35% до 43%. Но и она оказалась занижена по итогам года уже более половины россиян пользовались мобильными телефонами.
Высокие темпы роста числа пользователей сотовой связи, которые наблюдались на протяжении последних лет в России, если верить статистике операторов, пока сохраняются. По первоначальным прогнозам аналитиков и Минсвязи РФ (в настоящее время Мининформсвязи РФ), сделанным в первом квартале 2004 года, количество абонентов сотовой связи в стране к концу 2004 года должно было увеличиться на 5560% с 36,2 млн. до 5658 млн.
Вопреки пессимистичным ожиданиям темпы роста абонентской базы практически не замедлились, и уже в октябре количество пользователей сотовой связи в России превысило 60-миллионную отметку. В конце 2004 года совокупная абонентская база отечественных операторов оценивалась iKS Consulting в 74,36 млн. пользователей. Их количество за год, соответственно, в очередной раз удвоилось рост в итоге составил 104%.
Число пользователей сотовой связи в России в 20002004 гг.* (млн. чел.)
Источник: iKS Consulting, 2004
По данным iKS Consulting из 37,91 млн. новых пользователей больше всего было подключено в IV квартале 2004 года за этот период абонентами сотовой связи стали более 14,8 млн. человек. Абсолютный рекорд по подключениям был достигнут в декабре за месяц было подключено более 8,3 млн. пользователей. Среднемесячный рост абонентской базы в 2004 году составил 5,92% (для сравнения, в 2003 году этот показатель составлял 5,85%).
Динамика численности абонентов (млн. чел.) и проникновения (%) сотовой связи в России в 2004 г.
Источник: iKS Consulting, 2004
Правда, существует мнение, что «реальных» сотовых абонентов в России примерно на 20 млн. меньше, чем утверждают аналитические агентства, аккумулирующие данные от сотовых операторов. Такие значительные расхождения вызваны различиями в методике подсчета числа подписчиков. Операторы подсчитывают своих абонентов по количеству активных SIM-карт (т.е. тех карт, которые использовались для связи хотя 1 раз за 6 месяцев). Соответственно, владельца 2 или 3 SIM-карт операторы считают за двух или трех абонентов. А вычеркивают абонента из своих баз только спустя шесть месяцев после того, как он последний раз воспользовался услугой. Это и приводит к «раздуванию» абонентских баз сотовых операторов примерно на 2025%, как считают некоторые наблюдатели. Некоторые эксперты в этой связи считают более корректным учет только «живых» пользователей с мобильными телефонами.
Как бы то ни было, очевидно, что столичный рынок уже приблизился к точке насыщения. В конце 2004 года уровень проникновения мобильной связи в Москве составил 99,7%, в то время как в регионах оценивается пока на уровне 43,5%. В настоящий момент эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы основной рост этого рынка продолжится в регионах. По результатам последних месяцев, темпы роста региональной абонентской базы примерно в два раза превышали аналогичный показатель в московской лицензионной зоне.
По оценке iKS Consulting, в 2004 году рост региональной абонентской базы почти в три раза превысил рост московской абонентской базы. Доля регионов в общем приросте новых пользователей по итогам прошедшего года составила 86%. 2004 год стал для российской отрасли связи знаковым: количество мобильных телефонов превысило число фиксированных.
Рейтинг российских регионов по проникновению сотовой связи
на 31 марта 2004 г. |
на 31 октября 2004 г. |
Регион |
Проникновение |
Доля в общей абонентской базе РФ |
Регион |
Проникновение |
Доля в общей абонентской базе РФ |
1. Московская ЛЗ 1 |
74% |
29,5% |
1. Московский регион |
89% |
24.4% |
2. С.-Петербургская ЛЗ 2 |
62% |
9,3% |
2. С.-Петербургская ЛЗ |
82% |
8.3% |
3. Калининградская область |
42% |
0,9% |
3. Калининградская область |
54% |
0.8% |
4. Краснодарский край |
38% |
4,6% |
4.Краснодарский край /включая Адыгею/ |
53% |
4.7% |
5. Самарская область |
34% |
2,6% |
5. Мурманская область |
52% |
0.7% |
6. Мурманская область |
34% |
0,7% |
6. Самарская область |
50% |
2.6% |
7. Новосибирская область |
33% |
2,1% |
7. Ростовская область |
45% |
3.1% |
8. Томская область |
30% |
0,7% |
8. Ярославская область |
45% |
1.0% |
9. Республика Татарстан |
29% |
2,5% |
9. Нижегородская область |
45% |
2.5% |
10. Ярославская область |
29% |
0,9% |
10. Астраханская область |
44% |
0.7% |
1 Московская лицензионная зона (Москва и Московская область)
2 Санкт-Петербургская зона (Санкт-Петербург и Ленинградская область)
Источник: iKS Consulting, 2004
Самые высокие темпы роста, по версии iKS Consulting, продемонстрировал в 2004 году Дальневосточный лицензионный макрорегион рост абонентской базы в нем составил 185%. На втором месте Урал с 155%. В Поволжье, Сибири и на Северном Кавказе количество пользователей сотовой связи выросло на 139%, 132% и 123% соответственно. Рост абонентской базы в Центральном и Северо-Западном макрорегионах составил при этом 76% и 80% соответственно.
По состоянию на конец I квартала 2004 г. в десяти регионах, характеризующихся самым высоким уровнем развития рынка сотовой связи, проживало 54% от общего числа российских абонентов. В семи из них в полном составе присутствовали операторы «большой тройки». Спустя 7 месяцев Мурманская область потеснила с пятого места Самарскую область, исчезли из списка Новосибирская и Томская области, республика Татарстан и Ярославская область, а на их месте появились Ростовская, Ярославская, Нижегородская и Астраханская области, соответственно.
Виталий Солонин / CNews Analytics
|
|