| |
При поддержке |
|
Рынок неголосовых услуг мобильной связи в России
Грядущее насыщение рынка, ужесточение конкуренции и постоянное падение ARPU заставляет операторов развивать дополнительные услуги. Их доля в общих доходах сектора уже превышает 10%.
Лидером и по абсолютному показателю, и по доле дополнительных услуг в структуре доходов от услуг сотовой связи является «ВымпелКом». Доля компании в общих доходах российских операторов от дополнительных услуг в первой половине 2004 года составила 39%, доли МТС и «МегаФона» 35% и 19% соответственно. Темпы роста, демонстрируемые этим рынком, позволяют iKS-Consulting прогнозировать увеличение доходов российских операторов от дополнительных услуг в 2004 году на 140% до $950 млн. или 12,5% от общей выручки от услуг сотовой связи.
Доля дополнительных услуг в структуре доходов сотовых операторов в России, I полугодие 2004 г.
Источник: iKS-Consulting, 2004
В структуре доходов от дополнительных услуг сотовой связи практически половину занимают услуги обмена сообщениями между пользователями, причем 96% доходов от обмена сообщениями приходится сейчас на обмен SMS. По сравнению с 2003 годом доля этого вида услуг осталась практически неизменной, в дальнейшем прогнозируется ее рост, вызванный, прежде всего, увеличением объема MMS-трафика.
Рейтинг дополнительных услуг, I полугодие 2004 г. (по объему доходов)
Источник: iKS-Consulting, 2004
Контент-услуги вторая по размеру доходов группа дополнительных услуг операторов на текущий момент. В 2003 году доходы от контент-услуг составили почти $100 млн., из которых около $30 млн. пришлось на долю контент-провайдеров. В первом полугодии 2004 года объем рынка контент-услуг в сетях сотовой связи достиг $87 млн., по итогам 9 месяцев 2004 г. $172 млн. По прогнозам iKS-Consulting, в 2004 году доходы от контент-услуг вырастут до $285 млн., что составит около 3,6% от всех доходов от услуг сотовой связи в РФ. Таким образом, по сравнению с 2003 годом доходы от контент-услуг вырастут более чем на 200%.
Наибольшие доходы по-прежнему генерируются услугами по кастомизации телефонных аппаратов, однако доля этой группы услуг постепенно снижается. Наиболее быстрорастущими контент-услугами являются интерактивные проекты с участием СМИ, общение и знакомства, а также игры.
Рейтинг контент-услуг (по размеру доходов)*
|
Услуги / группа услуг |
Доходы от услуги, $ млн. |
Доля в общих доходах от контент-услуг, % |
1 |
Логотипы и мелодии |
76 |
44 |
2 |
Медиа-проекты |
38 |
22 |
3 |
Информация и развлечения |
24 |
14 |
4 |
Знакомство и общение |
22 |
13 |
5 |
Игры |
10 |
6 |
6 |
Другие приложения |
2 |
1 |
* по итогам 9 мес. 2004 г.
Источник: iKS-Consulting
Совокупные доходы контент-провайдеров, работающих в России, за первые девять месяцев 2004 превысили $58млн. (данные iKS-Consulting). По итогам 2004 года, эта цифра может превысить $100 млн., по тем же оценкам. 14% общего объема доходов приходится на провайдера i-Free, 13% на Информ-Мобил и 12% на Инфон. Доля каждого из остальных заметных участников этого рынка пока не превышает 45%.
Рейтинг контент-провайдеров (по размеру доходов)*
|
Контент-провайдер |
Доля в общих доходах контент-провайдеров, % |
1 |
i-Free |
14 |
2 |
Информ-Мобил |
13 |
3 |
Инфон |
12 |
4 |
Solvo International |
5 |
5 |
Next Media |
5 |
6 |
Jippii |
5 |
7 |
SNP Digital |
4 |
8 |
Никита Интерэктив |
4 |
9 |
Сибиус Интернэшнл |
3 |
10 |
SMS Media Solutions |
3 |
*) по итогам 9 мес. 2004 г.
Источник: iKS-Consulting
На основании финансовых показателей компаний и количества регионов, охваченных их услугами, эксперты iKS-Consulting предлагают свой рейтинг российских контент-провайдеров в 2004 году. Максимально близко к уровню «эталона» приблизился Информ-Мобил, немногим уступает лидеру Инфон.
Интегральная рейтинговая оценка контент-провайдеров
Позиция в рейтинге |
Контент-провайдер |
Значение интегральной рейтинговой оценки |
|
Эталонная компания |
6,93 |
1 |
Информ-Мобил |
6,68 |
2 |
Инфон |
6,55 |
3 |
SNP Digital |
6,15 |
4 |
i-Free |
6,13 |
5 |
Solvo International |
5,75 |
6 |
Никита |
5,69 |
7 |
Jippii |
5,60 |
8 |
Next Media |
5,55 |
9 |
SMS Media Solutions |
5,47 |
10 |
Сибиус |
5,30 |
Источник: iKS-Consulting, 2004
По мере роста популярности новых услуг продолжает расти доли мобильного интернета и контентных сервисов. Усилия федеральных операторов по распространению GPRS в регионах, и, в особенности, построение федеральной GPRS-сети компанией «ВымпелКом» (чьи доходы от мобильного интернета в 2003 году выросли более чем в 5 раз) привели к существенному росту доходов от услуг беспроводного доступа в интернет в 2004 году. В целом доля этой группы услуг в общих доходах от дополнительных сервисов выросла с 3% (2003 г.) до 6%. По состоянию на конец августа 2004 г. в России насчитывалось более 800 тысяч активных пользователей GPRS. За 8 месяцев 2004 года количество GPRS-пользователей выросло более чем в два раза.
Очевидно, что сотовые операторы и в дальнейшем будут вынуждены развивать направление дополнительных услуг, с тем чтобы избежать ситуации ведения бизнеса на грани себестоимости. Последний феномен не теряет своей актуальности на рынке, где абоненты с каждым годом становятся все более экономными, а конкуренция усиливается.
Виталий Солонин / CNews Analytics
|
|