| |
При поддержке |
|
Лидеры российских продаж
Несмотря на скептические прогнозы, продажи мобильных телефонов продолжают расти, как в мире, так и в России. Если первый показатель по итогам 2004 года составил 25%, то отечественный рынок продемонстрировал за тот же период гораздо более эффектные результаты. Рост продаж мобильных трубок превысил результаты предыдущего года в полтора раза. В тройку лидеров по популярности устойчиво входят Motorola, Siemens и Samsung.
За три квартала 2004 года в России, по данным РБК, было продано 20,43 млн. телефонов. При этом доля «серого» рынка за этот период оценивается примерно в 10,1%.
Только в третьем квартале 2004 года, по данным «Евросети», в розницу было продано 7,61 млн. сотовых телефонов на сумму $1,1 млрд. При этом объем «серого» рынка в третьем квартале составил 0,42 млн. телефонов. Средняя стоимость проданного телефона в рознице за этот период оценивалась порядка $144.
При этом доля продаж сотовых телефонов с фотокамерами составила 15% от общего оборота. Для сравнения в декабре 2003 года этот показатель находился на уровне 6%. Доля продаж «раскладушек» составила 26% от общих продаж.
IDC, правда, несколько иначе представляет структуру продаж трубок в России по вендорам. Так, доля Siemens оценивается в 1,5 млн. устройств, Motorola 1,4 млн., Nokia и Samsung по 1,2 млн. Впрочем, Motorola не намерена надолго уступать свое лидерство и надеется вернуть утерянные позиции в ближайших кварталах. Американский производитель планирует выпустить несколько новых моделей, в том числе и две «бюджетные». Однако эксперты отмечают, что покупатели в крупных городах стали покупать больше моделей уже из среднего ценового сегмента до $300.
Источник: Евросеть, 2004
Общий оборот рынка мобильных телефонов в России по итогам 2004, предположительно, должен был составить около 30 млн. штук. По ожиданиям «Евросети», в 2005 году будет продано уже около 36 млн. телефонов, на сумму $5,5 млрд.
Чуть более скромные оценки и прогнозы приводит IDC. По этим данным, в 3 квартале 2004 года объем российского рынка продаж GSM-телефонов составил 6,7 млн. (или 4% мирового рынка). IDC прогнозировали, что всего за 2004 г. производители телефонов продадут здесь 26 млн. трубок или в 1,5 раза больше, чем в 2003 г. В свою очередь, по прогнозу на 2004 год MRG, предполагалась продажа 21,522,5 млн. терминалов.
Расходятся и данные аналитиков по объемам продаж за предыдущие кварталы. Так, по оценке MRG, продажи мобильных телефонов в России во 2 квартале 2004 г. снизились на 3% и не «перешагнули» отметки 5 млн. (4 млн. 949 тыс.). В то же время, как свидетельствуют данные «Евросети», за этот период было продано 6,857 млн. трубок против 5,962 млн. в 1 квартале.
Объем российского рынка сотовых телефонов в 2004 году*
* «Альтернативная оценка» была дана отделом маркетинга одной из крупнейших дилерских сетей, входящей, по данным ИАА «Сотовик», в ТОР-5 на московском рынке.
Источники: Евросеть, ИАА «Сотовик»
Со своей стороны, аналитический отдел группы компаний DIVIZION, оценивает объем российского рынка мобильных терминалов в 26 млн. штук.
Источники: DIVIZION, 2004
Компания Mobile Research Group опубликовала свои результаты исследования рынка мобильных телефонов в 2004 году. Основываясь на показателях продаж «Евросети», самыми популярными моделями 2004 года названы Motorola C200 (5,9%), Siemens A52 (5,6%) и Motorola C350 (4,7%). В сети «Техмаркет» наибольшим спросом пользовались: Siemens A52 (8,63%), Motorola C200 (7,49%), Siemens C60 (4,4%). По данным Dixis, самыми популярными моделями в 2004 году стали Siemens A52 (6%), Nokia 3310 (4,4%), Nokia 1100 (3,4%). По данным DIVIZION, лидерами российских продаж в 2004 году стали Motorola C200 (8,3%), Siemens A52 (7,75%), Samsung C100 (5,47%).
Общий объем рынка официальных поставок мобильных телефонов в 2004 году, оценивается при этом Mobile Research Group в 24,3 млн. аппаратов. На 4 квартал традиционно приходилось наибольшее число продаж в году, что можно объяснить увеличением покупок аппаратов к новогодним праздникам. Доля серого рынка в последнем квартале прошлого года выросла на 1,2% до 4,7%, во многом благодаря росту неофициальных поставок наиболее популярных в последнее время моделей Siemens.
Лидер сезона 2003 Motorola с незначительным отрывом (всего в 0,4%) по объему проданных телефонов уступила в 2004 году первое место Samsung. Компании занимают по 23% рынка, однако корейцы контролируют более высокий ценовой сегмент. Средняя стоимость телефона Samsung составляла €143, в то время как Motorola делала ставку на более дешевые модели, со средней ценой €94. Замыкает тройку лидеров Nokia, которая в прошлом году начала восстанавливать свои позиции на российском рынке. В течение полугода компания Nokia пересматривала свои стратегии продвижения, в частности, изменив работу с дистрибьюторами и определив адекватный уровень цен для выходящих моделей. Компания даже отказалась от поставок модели Nokia 3310, которая задержалась в России на 3 года и до сих пор составляла значительную часть продаж компании.
Из наиболее динамично развивающихся марок стоит отметить рост популярности Sony Ericsson. В конце года было заметно увеличение спроса на новые модели этого производителя К600 и К 700. Большинство экспертов гарантируют существенный рост продаж трубок этой марки и в 2005 году. Пока SonyEricsson занимает всего 7% российского рынка, в то время как ее потенциал составляет минимум в 3 раза больше.
Согласно прогнозам аналитиков, объем рынка сотовых телефонов в 2005 году увеличится до 3032 млн. аппаратов. Средняя стоимость модели, вероятно, вырастет в частности, для городов-миллионеров она приблизится к $200. Роль бюджетных моделей останется высока, составляя чуть меньше половины рынка.
Рынок оптовой дистрибуции сотовых телефонов фактически сформирован и почти закрыт для новых компаний. Появление новых игроков здесь возможно, например, в случае ухода одного или нескольких действующих крупнейших дистрибьюторов, в случае, если доля одного из дистрибьюторов у производителя превысит 20%. Правда, крупнейшие производители мобильников Samsung Nokia, Siemens, LG не заинтересованы в расширении сети дистрибуции своих аппаратов на территории России, и делают поэтому акцент на улучшении работы с существующими партнерами. Можно предположить, что увеличение числа прямых партнеров не может значительным образом сказаться на общих продажах, зато резко увеличивает фронт работ вендоров. Исключение, по-видимому, составляет компания Motorola это единственная из пятерки лидеров продаж сотовых телефонов компания, на сайте которой имеется список требований для получения статуса официального дистрибьютора.
CNews Analytics
|
|