| |
При поддержке |
|
Третий эшелон
Российский рынок мобильных телефонов велик, а потребитель всеяден. Даже самый неказистый на вид телефон неизвестной марки может найти своего покупателя. Если производитель потрудится поместить в трубку современную начинку и при этом не станет «ломить» высокую цену, шансы изделия быть проданным резко возрастают. Реклама, как известно, двигатель торговли. Однако стоит ли верить красивым картинкам и заманчивым обещаниям? Эксперты предупреждают, что прежде чем покупать новинку с незнакомыми буквами на корпусе, стоит взвесить все «за» и «против».
Новичкам у нас рады
Российский рынок сотовых телефонов растет очень быстрыми темпами. И деньги на нем пытаются делать не только всемирно известные производители. В этом году в Россию пришли несколько брендов, о которых в Западной Европе слышали в лучшем случае профессионалы. На прилавках представлена продукция Pantech, eMOL, eNOL, VK Mobile, Maxon, Bird, FLY, Hyundai, Torson и прочих менее заметных марок. Которые специалисты относят к «третьему эшелону».
Новички сделали серьезную ставку на рекламу. И часть недавно родившихся брендов уже смогла внедриться в умы потенциальных покупателей, а их пример заинтересовал будущих конкурентов, которые только готовятся к выходу на рынок. По данным дилеров, третий эшелон может пополниться новыми именами уже в ближайшее время.
Телефоны производятся, как правило, в Китае или Южной Корее. Нередко за разными марками стоит один и тот же производитель завод, имеющий с российскими партнерами контракт на производство телефонов. На вышедшие из одних и тех же фабричных стен мобильники ставятся разные марки. Бывает и наоборот под одной маркой объединяются продукты разных, не знакомых друг с другом производителей: корейских, китайский и тайваньских. К примеру, по этому пути пошли владельцы марки FLY, зарегистрированной в России в августе прошлого года.
На вкус и цвет
Новички рынка делают ставку на покупателей с разными финансовыми возможностями и активно внедряются в разные ценовые ниши. Цена на трубки начинается с 80 долларов и может зашкаливать за две тысячи.
Новые производители обычно идут несколькими путями: делают простые дешевые трубки, создают недорогие копии дорогостоящих моделей известных производителей или делают ставку на необычный дизайн очень тонкий корпус, сверхлегкий вес, минимальный размер. В последнем случае покупателю предлагают выложить за трубку сумму, вполне сопоставимую с той, которую просят за свои телефоны известные производители. Логика проста за все необычное нужно платить дороже. А вот если телефон неименитой марки просто копирует продукцию известного бренда, то покупателя заманивают возможностью сэкономить. К примеру, безымянная цветная «навороченная» трубка стоит раза в полтора дешевле оригинальной от известного производителя. Однако на рынке есть и исключения. Иногда за вполне заурядную трубку третьего эшелона просят сумму, сопоставимую с ценой на телефон известной марки. К примеру, так делает EMOL. При этом владельцы марки считают эту политику оправданной.
Состоятельные же люди имеют возможность произвести впечатление на друзей и знакомых, купив позолоченную трубку-раскладушку Haier Z1000zm за 1800 долларов или платиновый Haier Z1000M за 2200 долларов.
Каждый четвертый телефон бракованный
Как правило, новые производители заявляют, что их продукты при невысокой цене оснащены многоцветными дисплеями, набором полифонических мелодий и большим количеством функций. Однако специалисты предупреждают, что обещаниям слепо верить не стоит. «На самом деле, телефоны брендов третьего эшелона являются эрзац-продуктом, их качество ниже, чем у трубок известных марок, да и реализация функций заведомо хуже», считает ведущий аналитик Mobile Research Group (MRG) Эльдар Муртазин. По его мнению, трубки третьего эшелона проигрывают по качеству корпуса и дисплеев. Да и обещанная полноценная полифония в реальности оказывается не такой уж много инструментальной.
Но это все мелочи, на фоне большого процента брака в третьем эшелоне. По данным MRG, в ремонте нуждается каждый четвертый из 450500 тысяч проданных в России телефонов корейской марки Pantech. Ссылаясь на данные сервис-центров, аналитики утверждают, что компания не в состоянии обеспечить покупателей необходимым сервисным обслуживанием. Менеджер по работе с дилерами Pantech Денис Минов подтверждает, что по ряду моделей брак «превышает средний уровень» (средним компания считает показатель в 2%), хотя цифры MRG считает все же завышеными.
Соблазн сэкономить на телефоне велик, а ассортимент телефонов известных брендов в провинциальных магазинах меньше столичного. Так что покупатели рублем голосуют за возможность иметь более-менее продвинутую трубку любого бренда и выделиться в толпе «мобилизованных» сограждан.
Цена вопроса 20 млн. евро
Телефоны новых брендов сейчас занимают скромные два процента российского рынка. По данным MRG, в третьем квартале под марками третьего эшелона было продано 169 тысяч трубок (Весь рынок 6,6 млн. трубок.) Средняя цена таких телефонов 114 евро, следовательно, общая цена вопроса приближается к отметке в 20 млн. евро. (Весь рынок в третьем квартале 702 млн. евро).
Наибольших финансовых успехов удалось добиться Pantech. При скромных в штучном выражении продажах (всего 35 тыс. трубок за третий квартал) по денежному показателю компания обошла конкурентов за счет самой высокой цены на телефоны. Maxon, Bird и Fly продали всего 62 тыс. трубок, остальные бренды вообще остались незамеченными на фоне Nokia, Motorola, Siemens, Samsung, Sony Ericsson и LG. Однако их владельцы настроены оптимистично. «Уровень продаж мы не можем назвать плохим», директор по планированию и развитию бизнеса компании «EMOL -Россия» Святослав Трякин полон оптимизма. По его словам, компания вышла на рынок в середине июля, и на данный момент продала почти 7 тыс. телефонов. При этом в магазинах в это время продавалась всего одна модель EMOL, цена на которую колеблется от 160 до 180 долларов. В ближайшее время продуктовая линейка будет расширена, что позволит, по ожиданиям поставщика, увеличить объем продаж в 1,52 раза в месяц.
За место на полке придется платить
Всемирно известные производители не проявляют большой активности в сегменте дешевых трубок, поскольку дорожат имиджем. Каждый из лидеров предлагает всего несколько недорогих моделей. Так что хиты продаж Nokia 3310 и Siemens A52, уже позабытые на Западе, пользуются любовью россиян не один год. А это значит, что спрос на бренды третьего эшелона, особенно в небогатых регионах, есть. И на рынок будут выходить новые имена. Например, в Россию собирается китайская компания TCL, выпускающая трубки для многих известных производителей.
Представители салонов связи говорят, что успех бренда во многом зависит от активности производителей в продвижении аппаратов. Ведь для борьбы на высококонкурентном рынке с признанными лидерами нужны большие усилия, в том числе и финансовые. К примеру, «Евросеть» не планирует больше закупать телефоны марки Torson их дизайн и функциональность не привлекают покупателей. По словам руководителя отдела по связям с общественностью «Евросети» Татьяны Гуляевой, сейчас сеть распродает товарные остатки Torson.
Конкуренция становится все жестче. Сети диверсифицируют ассортимент своих салонов. К примеру, «Евросеть», DIXIS и «Техмаркет» расширили его за счет плееров и фотоаппаратов. Под новые товары требуются полки. По мнению аналитика IDC Саймона Бейкера, возможно, что уже в 2005 году за право быть представленными в салонах крупных сетей третьему эшелону придется платить. Также думают и в MRG. Эльдар Муртазин полагает, что цена входного билета в общероссийскую сеть салонов связи для нераскрученных брендов может составить 50100 тыс. долларов.
Нелегкий выбор
Для человека с небольшими доходами покупку нового телефона едва ли можно назвать рядовым событием. Согласно статистике, в среднем россиянин меняет мобильник раз в полтора года, жители Москвы и Питера делают это чаще каждые восемь месяцев. Хочется, чтобы новый телефон служил как можно дольше. Менять трубку намного приятней, когда просто хочется «чего-то новенького», чем из-за того, что она сломалась. Согласно статистике, владельцы телефонов всемирно известных брендов имеют намного больше шансов пользоваться своим карманным другом в течение нескольких лет, чем те, кто сделал выбор в пользу безымянных продуктов. Старая поговорка о том, что скупой платит дважды, актуальна и в мире высоких технологий.
Юлия Лю / CNews Analytics
|
|