| |
При поддержке |
|
Тенденции и ориентиры
Развитие российского телекоммуникационного сектора в 2004 году сопровождалось некоторыми «встрясками». Обнажившиеся острые моменты в итоге так и не были сглажены, а решение ключевых вопросов перенеслось уже на 2005 год.
Долгожданная приватизация
Традиционные операторы продолжат постепенно уступать свои рыночные позиции частным компаниям. При этом очевидно, что обороты всех игроков будут расти вследствие роста всего телекоммуникационного рынка России. Его будущее, как, впрочём, и будущее других сфер бизнеса, зависит сейчас от позиции государства.
С одной стороны чиновники понимают, что продолжение деятельности монополиста является преградой на пути развития отрасли. С другой стороны, предполагаемая демонополизация «Связьинвеста» живо интересует влиятельные финансовые группировки. Многократно переносимая приватизация холдинга в очередной раз запланирована на 2005 год.
Напомним, что в настоящий момент государство является владельцем 75% (минус одна акция) холдинга «Связьинвест» и рассматривает возможные варианты продажи госпакета: 25% минус 2 акции, 50% минус 2 акции и 75% минус 1 акция. Минэкономразвития считает, что потенциальный доход бюджета от приватизации 25% акций «Связьинвеста» составит 25,5 млрд. рублей (примерно $900 млн.), а 75% минус 1 акция почти 85 млрд. рублей ($2,96 млрд.).
Неожиданный IP-коллапс
В контексте предстоящей либерализации телекоммуникационной отрасли в России особое беспокойство участников рынка вызывает будущее IP-телефонии. Правила, утверждаемые правительством, видимо, «перекроют кислород» операторам, а сам экономный способ междугородной и международной связи, позволяющий пропускать звонки по интернет-каналам в телефонных сетях общего пользования (ТФОП), видимо, утратит свой привлекательный ореол.
С одной стороны, проект «Правил присоединения сетей электросвязи» запрещает доступ с ТФОП к узлам IP-телефонии. С другой стороны, согласно новому перечню подлежащих лицензированию услуг, операторам придется получать теперь лицензии на дальнюю голосовую связь. Выполнив предварительно требование по обеспечению этого сервиса на всей территории России. Мининформсвязи прогнозируют, что в итоге подобную лицензию смогут получить лишь два-три традиционных телефонных оператора, а собственно операторы IP-телефонии просто выбывают из игры.
По самым пессимистическим прогнозам, после подобных нововведений многие существующие операторы гибридной IP-телефонии начнут работать подпольно, как это произошло в Китае, Вьетнаме или на более близких отечественному менталитету рынках Украины и Белоруссии. Правда, существуют и, так скажем, компромиссные варианты работы операторов в "новых рыночных условиях". Например, можно арендовать уже существующие точки присутствия у партнеров или объединять ресурсы с операторами международной связи.
Доступ чужим среди своих
Новые Правила предлагают операторам «поделиться» и предоставить доступ к своим сетям «коллегам». По задумке Мининформсвязи, это должно стимулировать расширение географии деятельности операторов. От последних требуется, таким образом, сообща предоставить абоненту возможность выбора поставщика дальней связи. Если сейчас, набирая "8", абонент попадает в "Ростелеком", то в будущем вслед за набором "8" необходимо будет указать префикс оператора дальней связи, услугами которого хочет воспользоваться клиент.
В то же время, Правила (пункты 111 и 112) обязывает пропускать весь дальней голосовой трафик только через операторов дальней связи. Сейчас, как известно, монополистом междугородней связи является «Ростелеком», но при этом операторы вправе пропускать дальний трафик в обход «Ростелекома» в том случае, если он не выходит за пределы сети оператора. Проект Правил это исключение убирает. И если, например, абонент московского оператора позвонит абоненту этого же оператора, находящемуся в Подмосковье, звонок должен будет проходить по каналам дальней связи, так как Москва и Подмосковье являются разными зонами.
Слово министра
В начале февраля 2005 года Мининформсвязи РФ обрисовало дальнейшие перспективы развития отечественной телеком-отрасли, с тем, чтобы прояснить игрокам хотя бы некоторые аспекты сложившейся здесь непростой ситуации.
Во-первых, чиновники не предвидят появления четвертого национального сотового оператора. По словам главы Мининформсвязи Леонида Реймана, на сегодняшний день это не представляется возможным ни технически, ни экономически. Та модель, которая сейчас работает в России (три национальных оператора, а также местные компании в каждом регионе), представляется министру достаточно эффективной и устойчивой. В то же время, он не исключает возможности их появления после освоения 3G.
Перспективными, по оценке Реймана, остаются в России стандарт сотовой связи CDMA и частота 450 МГц, как диапазон, покрывающий довольно большие территории и экономически привлекательный.
Вообще же те успехи, которые демонстрирует в настоящий момент отечественная телекоммуникационная отрасль, списываются Министерством на эффективное регулирование этого сектора в последние 5 лет. Для дальнейшего повышения результативности процесса, регулятор, по мнению чиновников, должен становиться независимым по аналогии с ситуацией в западных странах. Собственно, в конце прошлого года в Мининформсвязи совместной с Всемирным банком уже приступили к работе в этом направлении.
CNews Analytics
|
|