|
|
Обзор
Телеком 2008Обзор подготовлен
При поддержке
Рынки основных услуг связи в российских регионах развиты уже достаточно хорошо. Однако возможность звонить по телефону и смотреть пять-десять каналов ТВ больше не показатели высокого уровня развития телекоммуникационной инфраструктуры. Основной вопрос как ближайшего будущего, так и долгосрочного периода – насколько быстро и глубоко регионы смогут осваивать новейшие виды телекоммуникационных услуг – высокоскоростной интернет, мобильные офисы, интерактивное мобильное ТВ, спутниковую связь, GPS-навигацию и т.д. Корень проблем здесь всё тот же — социально-экономический.
(+) Проникновение новых услуг связи и увеличение рынка традиционных услуг связи в регионах в ближайшее время будет продолжаться. Сыграет роль, прежде всего, общая тенденция удешевления и увеличения доступности телекоммуникационных услуг и телекоммуникационного оборудования вкупе с ростом благосостояния населения и деловой активности предприятий.
Например, большинство населения до сих пор экономит на разговорах, а значит при продолжившемся росте доходов будут увеличиваться и расходы на связь. Причина экономии проста – 30% россиян имеют среднемесячные доходы менее $240 в месяц, 63,4% – доходы менее $480 в месяц, то есть две трети населения до сих пор практически на всем экономят. Доход в $200-$500 это своего рода предел, за которым население теряет возможность приобретать товары и услуги, не относящиеся к категории первой необходимости. Именно это позволяет сделать вывод, что большая часть абонентов не могут в настоящее время позволить себе говорить/пользоваться интернет/услугами платного ТВ и т.д. столько, сколько им нужно. При этом они будут пользоваться возросшими реальными доходами для увеличения объемов потребления этих услуг.
(-) Впрочем, возможности развития телекоммуникационной инфраструктуры регионов за счет этого фактора весьма ограничены. Причина в том, что спрос на телекоммуникационные услуги со стороны предприятий и населения фактически предопределен структурой экономики региона, наличием или отсутствием в нем крупных экспорто-ориентированных высокодоходных производств и телекоммуникационные операторы никак не смогут изменить эту ситуацию.
Не случайно, кроме двух российских столиц, наиболее высокие телекоммуникационные расходы характерны для главных добывающих центров, в которых располагаются производственные подразделения крупнейших российских сырьевых и металлургических холдингов. При этом, указанные регионы, имея одни из самых высоких средних показателях (например, среднедушевых доходов) отличаются, одновременно, и самым высоким разрывом в уровне жизни. Здесь крайне высоки доходы тех, кто причастен к управлению региональными промышленными гигантами и столь же низки доходы тех, кто занят в прочих отраслях экономики. Таким образом, целевая группы потребителей новых и относительно дорогих на первых порах услуг связи очень узки и, к тому же, их потребности в значительной мере насыщены. Поэтому динамика проникновения новых услуг связи в такие регионы в среднем будет оставаться невысокой.
Структура факторов, определяющих будущие изменения в развитии телекоммуникационной инфраструктуры российских регионов
(+) Определенные перемены в направлении интенсификации использования телекоммуникационных услуг и расширения их спектра связаны с процессом постепенного вытеснения местных региональных операторов «столичными», которые имеют несравнимо больше возможностей для технологических нововведений на региональных рынках, как с точки зрения ассортимента предлагаемых услуг, так и с точки зрения капитальной реструктуризации телекоммуникационной инфраструктуры регионов.
При этом актуальный вектор роста российских телекоммуникационных компаний — это, действительно, их экспансия в регионы, сопровождающаяся присоединением местных операторов. Так, по оценкам KPMG, в 2007 году в российском секторе телекоммуникаций произошли слияния и поглощения на сумму $5,7 млрд, что на 35,7% превышает сумму прошлого года. В 2008 году аналитики прогнозирует ещё больший рост масштабов слияний и поглощений в секторе телекоммуникаций.
(+) Лавинообразный рост новых «мобильных благ», рост интерактивности телевизионных шоу, подкрепляемые мощным пиаром и рекламой всевозможных мобильных развлечений – один из значительных факторов, который с нарастающей силой будет приводить к втягиванию регионов ко все новым и новым услугам связи и технологическим новинкам на телекоммуникационном рынке. К слову, успех одной из первых в Европе информационных сетей – сети «TELETEL», основанной на простейших видеотекст-системах, запущенной в начале 1980-х гг. «Французской телефонной компанией» — был обеспечен именно за счет развлекательной компоненты. Не последнюю роль будет играть и имиджевое потребление современных видов связи.
(-) Тем не менее, нельзя не учитывать традиционный консерватизм и отставание культуры потребления в регионах от модных культурных течений и технологических нововведений. Удастся ли переломить рыночную пассивность шквалом предложения невиданных доселе телекоммуникационных услуг – еще большой вопрос. Пока всё это приводит к их удорожанию – здесь дает вклад и стоимость технического оснащения и цена контента, ради которого всё это собственно делается и, который пока довольно дорог.
Чтобы обеспечить возможность предоставления всего этого, операторы вынуждены вкладывать довольно много средств – в преодоление, особенно в регионах, всё ещё довольно низкого уровня телефонизации населения, отсутствия массовой оснащенности домов кабельными сетями, невысокой пропускной способности магистральных сетей. Всё это отражается на стоимости услуг.
Для массового спроса в регионах остаётся высокой стоимость безлимитных тарифов, а также плата за устанавливаемое у заказчика оборудование. Например, самые простые варианты IP-ТВ предполагают стоимость оборудования (модем ADSL + телеприставка) в среднем свыше $250, плюс ежемесячная оплата услуг (20-40 каналов + безлимитный доступ в интернет) порядка $35-50. И всё это при среднедушевых доходах в России около $300-400 в месяц.
Кроме того, стоимость всех этих услуг высока ещё и по сравнению с субъективной ценностью всех этих комплексов телекоммуникационных развлечений в глазах массового российского потребителя, и весь этот сектор рискует оставаться замкнутыми внутри элитарного сегмента потребления, даже в столице так и не превращаясь в массовый.
(+) Протекающие процессы демонополизации телекоммуникационных рынков, в том числе региональных, будет подталкивать местных операторов к поиску дополнительных доходов за счет инноваций, расширения ими спектра предоставляемых услуг с учетом специфики местных рынков.
Конкуренция, которая будет вестись за счет обогащения региональными операторами связи своих услуг различными функциональными и развлекательными возможностями, станет фактором, весьма сильно подогревающим спрос в регионах и на новое оборудование, и на программное обеспечение. Все эти процессы будут протекать вокруг развития под брендами конкурирующих операторов своеобразных «мультисервисных сетей», способных передавать с требуемым качеством и скоростью любой вид информации: голос, данные, видеоконференцсвязь, связывающую абонента с заграницей или, скажем, московскую шатб-кваритру управляющей компании с каким-нибудь засибирским металлургическим комбинатом и т.д. В эти процессы с высокой вероятностью или даже неизбежно будут вовлечены предприятия местной региональной связи. Часть этого сектора по-прежнему останется замкнутой на «простые» услуги (модемная связь, доступ в интернет через цифровые сети предприятий местной связи, «минималистское» спутниковое и кабельное ТВ с небольшим числом каналов и т. д.), которые, тем не менее, будут более активно предлагаться на местных рынках и существенно дешеветь.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics