|
|
Обзор
Телеком 2008Обзор подготовлен
При поддержке
Успехи сотового ритейла в России не остались незамеченными. Крупнейшая отечественная сеть попадает в солидный мировой рейтинг. К сотовой рознице проявляют интерес как крупные игроки сотовой связи и другие инвесторы, так и налоговые органы и силовые структуры.
Среди основных тенденций 2007 года на рынке сотового ритейла — рост интереса к сетям со стороны операторов связи, продолжающаяся диверсификация бизнеса и повышение эффективности бизнеса на фоне прекращения интенсивного количественного роста точек продаж. Еще недавно российские продавцы сотовых телефонов делали ставку на стремительный рост, а теперь наметился обратный процесс — нерентабельные салоны закрываются, а из оставшихся "выжимается" максимальная рентабельность. Замедляются и темпы развития франчайзинговых программ ритейлеров.
В условиях, когда уровень цен и предлагаемый ассортимент в целом по рынку примерно одинаковы, а новинки появляются на прилавках почти одновременно, ритейлерам сложно конкурировать между собой. Поэтому компании ищут новые способы привлечения покупателя, предлагая им новый формат и дизайн. На первое место выходит более четкое позиционирование, донесение до потенциальных потребителей сформулированного предложения. В целом же участники рынка отмечают сложившуюся здесь относительную стабильность.
Важнейшее значение имеет популярность бренда, поскольку от его узнаваемости зависит посещаемость салонов. По данным компании "Ромир", большая часть участников исследования (74,7%) во время опроса без подсказки ("спонтанное знание") вспомнили о "Евросети", 60,5% упомянули о "Связном", треть опрошенных (33,1%) назвали "Цифроград", 21,5 % — "Dиксис" и 14,3% — "Беталинк". Аналогичное позиционирование зафиксировано по подсказанной известности ("знание по карточке") — "Евросеть" (88,9%), "Связной" (79,8%), "Цифроград" (63,9%), "Dиксис" (45,5%) и "Беталинк" (41%). Это же распределение сохраняется и при анализе посещаемости салонов.
Популярные салоны сотовой связи, продающие мобильные телефоны
Источник: Ромир, 2008
Стремление повысить узнаваемость бренда и увеличить выручку заставляет сотовых дилеров предпринимать различные маркетинговые ухищрения. Так, в начале 2007 года "Цифроград" объявил о смене позиционирования, цель которого — закрепить у потребителей образ компании как идеального места, где можно сменить телефон на лучший, более модный или функциональный. Решение компании связано с увеличением на российском рынке доли реплейсмента. По данным аналитиков, срок использования мобильного телефона варьируется от 9 до 18 месяцев, в зависимости от региона. "Дальше" всех в своем маркетинге, как обычно, пошла "Евросеть" — она открыла сайт, заходить на который лицам моложе 21 года не рекомендуется — большая часть используемых там выражений нецензурные.
Оборот "Евросети" в 2007 г. вырос на 21,4% — до 5,61 млрд долл. против 4,62 млрд долл. годом ранее. Выручка без учета платежей и НДС составила 3,417 млрд долл. Компания первой из российских сетей, торгующих мобильно-цифровой техникой, вошла в рейтинг Топ-250 крупнейших ритейлеров мира, составляемый Deloitte на основе выручки. Через собственную розничную сеть компания реализовала в 2007 г. 12,6 млн шт. сотовых телефонов — на 4,2% больше, чем в 2006 г. По собственным оценкам, доля группы в розничных продажах сотовых телефонов в РФ в 2007 г. составила 34,8%. Общее количество салонов "Евросети" на конец 2007 г. на территории России, а также стран СНГ и в Балтии увеличилось до 5145 в 1403 городах — на 1% превысив показатель 2006 г. В компании прогнозирует рост оборота и выручки в 2008 г. на 8-10% к уровню 2007 г. Долговая нагрузка на конец 2007 года составила 840 млн долл.
Розничный оборот ГК "Связной" в 2007 году вырос на 32% и составил 2,24 млрд долл., выручка без учета платежей и НДС — 1,493 млрд долл. Средний размер чека (всего чеков — 109 803 686) составил 512 руб., а без учета платежей за услуги связи — 1 747 руб. Количество салонов на 1 января 2008 года — 1 577 в 383 городах России, общая площадь салонов — 77 680 кв.м. Количество сотрудников на ту же дату — 13 716. По итогам 1-го полугодия 2007 года рыночная доля сети "Связной" в России составила 15,5% по количеству проданных GSM-телефонов, согласно оценке J&P. "Связной" прогнозирует рост оборота в 2008 г. по сравнению с 2007 г. приблизительно на 25% — до 2 млрд долл. Планируется, что на конец 2008 г. число магазинов возрастет до 1,8 тыс. В начале февраля 2008 года ЗАО "Связной", общая сумма задолженности которого перед кредиторами оценивается в размере 2,75 млрд руб. и налоговые претензии — в размере 1,223 млрд руб. объявило себя банкротом. Впрочем, ЗАО "Связной", которое является оптовым поставщиком группы компаний "Связной", уже не входит в эту группу и не имеет отношения к розничной торговле мобильными телефонами под брендом "Связной".
Сеть центров мобильной электроники "Цифроград" насчитывала на конец 2007 года более 1450 салонов и была представлена во всех федеральных округах России. В компании не раскрывают финансовых показателей, однако ее выручка в 2007 г. оценивается в районе 900 млн долл. против 722,4 млн долл. в 2006 г.
Оборот "Dиксис" по итогам 2007 г. вырос на 36,8% и составил 960 млн долл. Количество магазинов в составе сети на конец 2007 г. — 1382 (собственных и франчайзинговых) в России (все федеральные округа) и в Республике Казахстан. Средний чек — 801 руб.
"Беталинк" в 2007 г. планировал увеличить оборот на 38-54% — до 900 млн долл.–1 млрд долл. по сравнению с показателем 2006 года (650 млн долл.), а рыночную долю — до 12% вместо 9%. Свои планы компания связывала с запуском салонов связи нового поколения. Число салонов в России планировалось увеличить к концу 2007 г. с 750 до 1 тыс., из которых около 50 должно было быть выполнено в новом формате. При этом в течение 2-3 лет на новый формат планируется перевести все салоны. Новый формат магазинов предполагает своего рода зонирование: на бизнес-отделы, Fashion-отделы и развлечения.
Крупнейшие сотовые ритейлеры России, 2007
Источник: CNews Analytics, 2008
Общая торговая выручка "Телефон.Ру" за 2007 год, по предварительным данным, превысила 10,15 млрд руб. (около 397 млн долл.) — это в 2,1 раза больше, чем в 2006 году. В 2007 году сеть "Телефон.Ру" вошла в тройку лидеров по эффективности продаж на 1 магазин. Выручка компании с одной торговой точки превысила в декабре 2007 года 2,9 млн рублей. Год назад этот показатель составлял менее 2,2 млн рублей. В 2007 году компанией продано 734 тысячи мобильных телефонов на сумму около 6 млрд рублей, что вдвое больше, чем в предыдущем году. Средняя цена проданного телефона в 2007 году составила 5564 рубля. За 2007 год в сети "Телефон.Ру"реализовано 1,4 млн контрактов федеральных и региональных операторов мобильной связи (в 2006 году было продано 677 тысяч контрактов). В 2007 году сеть "Телефон.Ру"значительно расширила географию присутствия. В результате количество магазинов компании за 2007 год выросло на 42%. На сегодня сеть "Телефон.Ру" объединяет 451 магазин мобильной связи в 140 городах России.
Диверсификация бизнеса сотовых ритейлеров, которые пробуют продавать новые для себя товары и услуги, остается доминирующей тенденцией на этом рынке. Так, в поисках дополнительного дохода все чаще обращают внимание на программные продукты. С начала 2007 года словари ABBYY Lingvo продаются в галереях "Связного". На полках "Цифрограда" коробки с ABBYY Lingvo 12 и FineReader 8.0 появились в июле 2007 г. Сегодня почти все крупные игроки предлагают антивирусное ПО для смартфонов, некоторые присматриваются к софту для ПК, а кто-то его уже и продает. Так, в начале октября 2007 г. в салонах "Евросети" появилась компьютерная ОС Windows Vista.
Но особенно "налегали" сотовые дилеры на прием платежей, не связанных с сотовой связью. "Связной", например, с апреля 2007 г. начал прием коммунальных услуг в Москве, в конце августа — платежей за услуги МГТС в Москве, с 12 ноября — за услуги интернет-телефонии Sipnet.
"Dиксис" в 2007 году на 65% расширил число компаний, услуги которых можно оплатить в магазинах сети и через платежные терминалы. Сегодня в сети "Dиксис" принимаются платежи от абонентов 150 российских (федеральных и региональных) операторов услуг — фиксированной связи, платного ТВ, интернет-провайдеров, охранных систем и др. В московских, петербургских и уральских магазинах сети можно также оплатить услуги ЖКХ. Кроме того, в апреле прошлого года "Dиксис" приступил к развитию сети платежных терминалов.
Другое новое направление диверсификации — продажа авиабилетов. В конце ноября 2007 г. "Связной" стал продавать авиабилеты компании Sky Express. В октябре 2007 г. аналогичную услугу стали предоставлять в магазинах Dиксис. Позже, в конце февраля 2008 г. в московских терминалах экспресс-оплаты Dиксис появилась возможность оплачивать забронированные билеты на рейсы более чем 180-ти российских и зарубежных авиакомпаний.
В свою очередь и "Беталинк" планировал расширить ассортимент товаров и ввести дополнительные сервисы — закачка музыки и другого контента, доступ в интернет, печать фотографий, настройка техники и пр. "Цифроград" запустил в коммерческую эксплуатацию услугу автоматизированного заказа фотопечати еще в январе 2007 г., а в начале июня того же года начал тестовую эксплуатацию услуги trade-in, а также услуги по переносу данных с мобильных устройств.
Диверсификация бизнеса продолжилась и в 2008 г. С февраля "Связной" начал оказывать услугу по копированию данных с одного мобильного устройства на другое, с апреля продавает фильмы на DVD-дисках. Организаторы всероссийской государственной лотереи "Гослото" планируют начать запуск проекта с сетей салонов сотовой связи.
Пока же закрепившимися в товарной матрице можно считать портативную цифровую электронику, расширенный ряд аксессуаров (не шнурков, чехлов и проч. — а именно дополнительных товаров, расширяющих функциональность устройств: колонки, цифровые фоторамки и т.д.), утверждает PR-директор "Цифрограда" Татьяна Москалева. Она также отмечает расширение спектра провайдеров, в пользу которых принимаются средства (охранные услуги, коммунальные платежи, авиабилеты) и развитие сегмента реализации ПО. В целом, по мнению г-жи Москалевой, критерии выбора ритейлерами новых товаров и услуг остаются прежними. Ассортимент ограничивается небольшой площадью магазинов, что делает невозможным продажу крупногабаритного товара. Кроме того, товар или услуга должны быть "коробочными" — т.е. занимать у продавца минимальное время на оформление и продажу.
Продолжая диверсифицировать продуктовую линейку и расширять набор дополнительных сервисов, в "Dиксис", как отметила пресс-секретарь группы компаний Надежда Захарова, планируют делать упор на услуги, не подверженные риску возможной стагнации и подходящие компании по формату. При этом, по ее словам, не останутся без внимания направления цифровой техники и аксессуаров — в компании будут и дальше работать над увеличением их доли в общей структуре продаж.
Последние годы сотовые розничные сети постоянно наращивали свое присутствие в регионах, а некоторые наиболее крупные — и за пределами страны. Теперь наметился обратный тренд — наряду с открытием новых салонов неэффективные действующие салоны пошли "под нож". В начале 2007 г. "Евросеть" объявила о том, что намерена закрывать убыточные салоны и повышать эффективность бизнеса. За первое полугодие 2007 г. количество салонов компании в России и СНГ сократилось с 5087 до 4883 (на 31 июня). Впрочем, "Евросеть" не только закрывала убыточные салоны, но и открывала новые. В результате общее число точек продаж компании выросло в 2007 году на 1% — с 5087 до 5145, тогда как в 2006 году этот рост составил 64%. Работу на некоторых рынках СНГ планировалось вообще "свернуть" — в "черный список" попали Азербайджан, Белоруссия и даже Латвия и Литва.
Напротив, в конце сентября 2007 г. "Связной" открыл в Минске свой первый магазин и до конца 2007 г. планировал открыть в Белоруссии еще 9 галерей цифровых технологий и порядка 60 центров мобильной связи.
Другие сети также закрывали неэффективные салоны, и параллельно — открывали новые. Например, "Телефон.Ру" в мае — июле 2007 г. закрыл 62 магазина и открыл 74 новых. Этот сотовый ритейлер вышел в 2007 г. в Чувашию, Мордовию, Кировскую область, Псковскую область.
Другая обратная тенденция — некоторый спад интереса к франзайзинговой модели при продвижении розничных сетей в регионы. Крупные сети выкупают салоны у партнеров; есть мнения, что у франчайзинга в этой сфере нет будущего — слишком много усилий требуется для того, чтобы эффективно управлять партнерами-франчайзи, у которых часто проблемы с четкостью планирования и системности. По этой причине "Связной", например, считает модель франчайзинга малоэффективной и не развивает ее. Наиболее крупные игроки, практикующие франчайзинг, прекратили наращивать число партеров и занялись повышения эффективности работы оставшихся.
По мнению Татьяны Москалевой, основной пул франчайзи сформирован, и новые партнеры появляются крайне редко. При этом она отметила, что с существующими партнерами работа не прекращается — наоборот, партнерство расширяется, переходит на другой качественный уровень. В частности, в "Цифрограде" запущена программа по управлению магазинами партнеров (включая формирование ассортимента, ценообразование и т.д.), в которой участвуют более 400 салонов.
Прежних темпов развития франчайзинговой программы уже нет, соглашается пресс-секретарь группы компаний "Dиксис" Надежда Захарова. Она связывает это, прежде всего, с рыночными реалиями — процессы консолидации завершились, и новые игроки на рынок практически не выходят. Компания также активно сотрудничает с действующими партнерами (всего в составе сети "Dиксис" действует 445 франчайзинговых магазинов в 60-ти регионах России) — делится наработанными технологиями, помогает в обучении персонала, включает в рекламные акции с вендорами и операторами, оказывает помощь в решении возникающих проблем и пр.
Операторы "большой тройки", по информации CNews, в ближайшее время намерены усилить присутствие на рынке сотового ритейла. В этой перспективе ими прорабатываются варианты покупки, как доли бизнеса, так и целой сети. К такой ситуации приводит сама логика развития отрасли: в связи с насыщением российского рынка сотовой связи штучные продажи мобильных телефонов замедляются, а продажи операторских контрактов на подключение падают. В этой связи операторы стремятся взять процесс распространения новых контрактов в свои руки, параллельно осваивая новую для себя роль продавцов собственно мобильных аппаратов. По состоянию на осень 2007 г. сотовые операторы занимали менее 4% рынка розничных продаж сотовых телефонов, тогда как в среднем по Европе этот показатель превышает 20%.
Отечественные розничные сети готовы к большим сделкам — например, к продаже. "Евросеть", в частности, ищет миноритария, который поможет компании структурировать бизнес и подготовиться либо к IPO, либо к продаже стратегическому инвестору. Владельцы "Евросети" готовы уступить стратегическому инвестору и контроль — "за очень большие деньги". Стратегическим инвестором может стать сотовый оператор или крупноформатный ритейлер.
Впрочем, сами сотовые операторы пока не готовы включать низкомаржинальный бизнес в свои активы, но намерены расширять сотрудничество с ритейл-сетями. МТС, например, на основе крупнейших розничных сетей попытается создать монобрендовую сеть, которая будет работать по стандартам компании и продавать через "контролируемую розничную сеть" большую долю контрактов.
Скорее можно говорить о заинтересованности операторов в более плотном сотрудничестве с ритейлерами, чем в их поглощении, считает Татьяна Москалева. Она соглашается, что поглощение игроков могло бы дать оператору хороший, полностью контролируемый канал продаж, но, с другой стороны, по ее мнению, розница — весьма ресурсоемкий (финансово, управленчески и др.) и низкомаржинальный бизнес. Расширение сотрудничества, безусловно, интересно как операторам, так ритейлерам, считает Надежда Захарова. По ее мнению, здесь уже речь может идти как о развитии монобрендовой сети, так и внедрении совместных проектов в области дополнительных услуг, послепродажного обслуживания и пр.
Если розничные сотовые сети ищут инвесторов, то регулирующие органы и силовые структуры, напротив, находят сотовых ритейлеров сами. Летом 2007 г. по подозрению в контрафактности из одного из питерских салонов сети "Связной" изъята партия мобильных телефонов. В салоне сети на Невском проспекте милиция обнаружила 32 мобильных телефона с признаками контрафактности. Позже к ЗАО "Связной", которое ранее входило в группу компаний "Связной", были предъявлены крупные налоговые претензии. А недавно появились слухи, что в офисе компании "Беталинк" проведены выемки. Не оставили в покое и "Евросеть" — осенью 2007 года сотрудники МВД обыскали квартиры топ-менеджеров компании в рамках расследования уголовного дела о контрабанде мобильных телефонов, которое было возбужденно в 2006 году. По некоторым данным, в рамках того же дела проверкам подвергались также "Dиксис", "Беталинк" и "Цифроград". Можно только гадать, по каким мотивам происходят эти события. Ясно одно — сотовый ритейл дорос до таких размеров, что интерес к нему проявляют не только инвесторы, но и регулятор.
Виталий Солонин / CNews Analytics