|
|
Обзор
Телеком 2008Обзор подготовлен
При поддержке
Российские компании пока не спешат переходить на IP, однако рано или поздно им придется последовать общемировому мейнстриму. Отечественным разработчикам IP-АТС, к сожалению, пока единичным, уже есть, что предложить рынку по весьма привлекательным ценам при довольно богатой функциональности
На рынке оборудования для ведомственных и корпоративных сетей сегмент учрежденческих АТС (УАТС) является вторым по размеру после сегмента оборудования передачи данных. Объем этого рынка оценивается CNews Analytics в 2007 году примерно в $200-300 млн, что составляет 2-3% от мирового рынка ($9,6 млрд по данным Infonetics Research). Наиболее востребованными в России являются относительно недорогие офисные АТС малой емкости, на долю которых приходится примерно 2/3 всех продаж УАТС. Пятерка лидеров-поставщиков систем PBX/KTS — Avaya, Cisco, Nortel, Siemens и Alcatel-Lucent — захватила более 3/4 мирового рынка в денежном выражении. В России в сегменте УАТС малой емкости наиболее успешны азиатские производители. С большим отрывом лидирует Panasonic, далее следуют Samsung и LG. В классе решений более высокого ценового сегмента на отечественном рынке доминируют Avaya, Cisco, Siemens, Alcatel-Lucent, Nortel и NEC. Среди российских разработчиков мини-АТС наиболее известны компании «Агат-РТ», «Мультиком СПб», «Информтехника», «Абител Груп», ГРПЗ, МТА, «Интелсет-ТСС», «Телрос» и др.
В настоящее время на российском рынке сложилось следующее разделение решений для телефонизации. Во-первых, АТС на базе традиционной технологии коммутации каналов (TDM). Такие станции подключаются к сетям TDM напрямую, а к сетям VoIP — как правило, через шлюз IP-телефонии. Во-вторых, гибридные («конвергентные») АТС, использующие как технологию коммутации каналов, так и пакетную коммутацию (VoIP). Напрямую они подключаются как к TDM, так и к VoIP-сетям. Здесь, по словам генерального директора компании «Агат-РТ» Юрия Анисимова, можно сделать условное разделение по способу реализации сопряжения с IP. В частности, есть станции, в которых это делается по сути через встроенный шлюз IP-телефонии. При этом IP не интегрирован в идеологию станции, в частности — подключаемым по IP внутренним абонентам будет доступен существенно меньший функционал, чем обычным (TDM) внутренним абонентам. Более «правильным» и перспективным решением, с точки зрения г-на Анисимова, являются станции, где внутренние IP-абоненты и соединительные линии равноправны с точки зрения предоставляемого функционала и маршрутизации обычным внутренним абонентам и соединительным линиям. При этом первые решения на российском рынке иногда обозначаются как «гибридные», вторые — как «конвергентные». В частности, выпускаемые компанией «Агат-РТ» IP-АТС «Агат UX» являются ярко-выраженными представителями «конвергентного» решения, поскольку глубокая интеграция с IP изначально закладывалась в идеологию станции.
В-третьих, программные («чистые») IP-АТС, использующие только технологию коммутации пакетов. Фактически они представляют собой установленное на компьютер ПО, а взаимодействие с IP-сетью осуществляется через соответствующие ресурсы компьютера. Подключение к сетям TDM производится через шлюз IP-телефонии или путем установки в ПК плат компьютерной телефонии (CTI).
преимущества и недостатки. В частности, «традиционные» решения остаются на сегодняшний день наиболее экономичным вариантом, однако нужно учесть следующее. Во-первых, каждый из элементов телефонной сети работает по своей идеологии, которая как правило слабо увязана с принципами работы других элементов. По этой причине страдает удобство работы с системой в целом. Во-вторых, структура телефонной сети усложняется, а ее надежность снижается из-за большого количества «разношерстного» оборудования и ПО, что приводит к росту издержек на инсталляцию и администрирование сети.
Вариант на базе «продвинутой» УАТС свободен от перечисленных недостатков предыдущего, но, как правило, для его реализации используется очень дорогое импортное оборудование и ПО. Настройка и администрирование подобных систем является достаточно сложной задачей, решение которой под силу только высокооплачиваемому сертифицированному специалисту. Нередко расширение оборудования по емкости и функционалу может происходить только с использованием дорогостоящих решений «родного» производителя.
Программная IP-АТС не содержит перечисленных недостатков варианта на базе недорогой УАТС, однако имеет свои минусы. В качестве внутренних телефонных аппаратов, как правило, используются IP-телефоны или программные телефоны (софтфоны). Большинство IP-телефонов существенно дороже обычных аналоговых телефонных аппаратов, что приводит к увеличению стоимости решения, особенно при значительном количестве абонентов. Софтфоны работают только при включенном ПК, что делает их не всегда удобными для применения. Еще один минус — зависание компьютера, на котором установлено ПО IP-АТС, вирусы, атаки хакеров, перебои с вычислительной сетью предприятия могут оставить всю организацию без внутренней и внешней телефонной связи, до устранения неполадок.
Для стыка программной IP-АТС с городскими телефонными линиями требуются IP-шлюзы или платы CTI. Если количество таких линий существенно, или подключение производится через потоки Е1, то удорожание всего решения становится весьма чувствительным.
Все разговоры организуются посредством пакетной коммутации. При этом возможно проявление эффекта эха на стыках с аналоговыми линиями ТфОП, хотя на «хороших» линиях этот эффект практически не заметен. Кроме того, могут иметь место такие явления, как задержки и потери пакетов при большой загрузке сети. Все эти явления могут привести в некоторых ситуациях к ухудшению субъективного восприятия звука.
Недорогие программные IP-АТС зачастую не обеспечивают принятый для современных телекоммуникационных решений набор функций. Возможности автоматической обработки вызовов ограничены самыми простыми сервисами, в идеологию этих сервисов не интегрирована или слабо интегрирована поддержка факсов.
Программные IP-АТС, предоставляющие современный телекоммуникационный уровень сервиса, по цене приближаются к дорогим импортным УАТС. А с учетом необходимости установки такого дорогостоящего оборудования, как IP-телефоны и шлюзы IP-телефонии, могут оказаться еще дороже.
В последние годы на российском рынке корпоративной телефонии заметно активизировались локальные производители. Появляются отечественные решения, по цене и простоте управления сопоставимые с традиционными УАТС, но по основному функционалу практически ничем не уступающие продукции известных компаний среднего ценового сегмента — Panasonic, LG, Samsung и т.п., а в чем-то и предоставляющие больше возможностей.
В частности, компания «Агат-РТ» предлагает конвергентные многофункциональные мини-АТС «Агат-UX», позволяющие организовывать голосовую и факсимильную связь как через обычные телефонные линии, так и через IP-сети. Внутренние абоненты могут подключаться как традиционным способом (аналоговые телефонные и факсимильные аппараты), так и посредством регистрации своих IP-телефонов на встроенном SIP Proxy-сервере станции. При этом все подключенные абоненты и линии обеспечиваются практически одинаковым функционалом, независимо от способа передачи сигнала — IP или TDM. По словам разработчиков, IP-АТС «Агат UX» предоставляет практически весь принятый для современного конвергентного оборудования функционал, и при этом достаточно проста в инсталляции и обслуживании. Благодаря этому, станция может быть легко интегрирована в имеющуюся TDM-инфраструктуру, и при этом будут доступны все преимущества, предоставляемые современными VoIP-технологиями. Среди покупателей «Агат-UX», многие из которых прислали положительные отзывы о продукте, Госдума РФ, «Гудвин» (Москва), «МОЛ-Русс» (Москва), «Система-Лизинг» (Москва), «Инбис» (Москва), «Центральный московский депозитарий», Univers (С.-Петербург), «Мидитекс-Инвест» (Ростов-на-Дону), «Лаборатория беспроводных сетей» (Нижний Новгород), «Атлантик Компьютерс — Оренбург», «Интернет-корпорация «Матрица» (Казань), «Эксис» (Ульяновск), «Ульяновск-Регионгаз», «РР-Икс» (Ставропольский край), «Мегалинк» (Самара) и др.
Продукт «Агат-UX» является, пожалуй, единственным действительно конвергентным решением из числа российских разработок. В отличие от других УАТС отечественного производства с поддержкой IP, он предоставляет практически идентичный и весьма широкий функционал как для обычных (TDM), так и для IP-абонентов и соединительных линий
В ряде случаев российские решения более предпочтительны, поскольку они могут взаимодействовать с нестандартными российскими станциями ("Квант", "Кварц" и др.), достаточно распространёнными на отечественных предприятиях. К их числу, например, относятся аналоговые и цифровые АТС компании "Мультиком СПб". Станции «Мультиком» также способны поддерживать многосторонние конференции с неограниченным количеством участников, как внутренних, так и внешних, поэтому хорошо подходят для организации диспетчерских пультов на этих предприятиях.
Для российских заказчиков из сегмента малого и среднего бизнеса вопрос стоимости решения является одним из центральных, поэтому усилия многих производителей направлены на ее оптимизацию при приемлемой функциональности. Так, в начале 2005 года компания «Мультиком СПб» подготовила к выпуску станцию, которая бы могла успешно конкурировать в классе станций емкостью 40-100 номеров. В результате получилась АТС с низкой удельной стоимостью порта — примерно $26-30 в зависимости от конфигурации. По словам разработчиков, в отличие от большинства аналогов в этом классе станций, станция DS200 может поддерживать до 4 потоков Е1, в том числе в транзитном и узловом режимах. Эта особенность позволяет реализовывать распределенные станции емкостью до 500 — 600 абонентских портов.
С точки зрения ценообразования, принятый в IP-АТС «Агат UX», подход концептуально (на взгляд самого разработчика и некоторых его заказчиков — в лучшую сторону) отличается от используемого практически во всех импортных изделиях аналогичной функциональности, т.е. конвергентных АТС малой и средней канальности среднего ценового диапазона. И в тех и в других используется «материнское» шасси, в которое устанавливаются модули (платы) сопряжения с теми или иными типами физических линий — FXS, FXO, E1, системные телефоны и т.п. Однако в импортных решениях, как объясняет Юрий Анисимов, похожий подход применяется и для оснащения станции дополнительными функциями. Так, заказчику, как правило, приходится отдельно докупать платы распознавания DTMF, платы определения и генерации CallerID, платы генерации «звонка», платы сопряжения с VoIP, платы для удаленного управления станцией, платы голосовой почты, платы для работы с SIP Proxy, платы конференцсервера, платы эхокомпенсатора и пр. При этом работа некоторых функций невозможна без установки казалось бы не имеющих к ним отношения плат (к примеру, плата голосовой почты должна быть установлена при использовании функций DISA, IVR, ACD и т.д.).
В результате базовый блок стоит относительно недорого, но после оснащения достаточным для нормальной работы современного предприятия функционалом цена станции может вырасти в несколько раз. При этом часто до момента установки станции у себя в офисе заказчик пребывает в неведении, что не хватает каких-то заявленных в рекламе функций, и после установки ему не остается ничего, как доплачивать за необходимые платы расширения, считает г-н Анисимов.
В отличие от импортных изделий, «Агат UX», по его словам, программно реализует все необходимые функции. Это стало возможным благодаря оригинальной аппаратной архитектуре станции, в основе которой лежит использование мощного процессора цифровой обработки сигналов. Тогда как у зарубежных станций используется центральный процессор общего назначения, не рассчитанный на обработку звука, с целью удешевления минимальной конфигурации изделия. Однако пресловутая минимальная конфигурация со временем становится все менее востребованной, из-за чего такой подход теряет свою актуальность, убежден г-н Анисимов.
Он отмечает, что практически весь функционал, необходимый для работы современного предприятия, в том числе до 24 одновременных VoIP-соединений, голосовая и факсимильная почта с возможностью отправки на e-mail, DISA, конференцсервер и пр., доступны уже в базовой конфигурации «Агат UX». Весь дополнительный функциональный набор, включающий такой сервис как SIP Proxy сервер, прием и отправка факсов во время разговоров с любого внутреннего ТА, функции системного телефона для всех внутренних абонентов и пр., доступен при прошивке в станцию пакета расширенного функционала. При этом установки каких-либо дополнительных плат не требуется, все действия могут производиться удаленно, по IP-сети. Благодаря этому, отмечает г-н Анисимов, IP-АТС «Агат UX» в разумной для оснащения современного офиса комплектации, на десятки процентов дешевле аналогичных по функционалу импортных изделий.
Сравнивая свой продукт «Агат UX» с популярными импортными станциями, Юрий Анисимов отметил, что последние, как правило, не поддерживают такую важную на его взгляд функцию, как SIP Proxy сервер, которая позволяет подключать внутренних IP-абонентов и предоставлять им «достойный» набор сервиса. Как альтернативу зарубежные поставщики предлагают использовать «свои» IP-телефоны с расширенным функционалом, цена которых в 2-3 раза дороже цены обычного IP-телефона. «Продвинутые» телефоны более функциональны, чем обычные, однако, как считает г-н Анисимов, для большинства абонентов этот функционал избыточен.
В «Агат UX» вопрос решается проще — для любого IP-телефона, зарегистрированного на встроенном SIP Proxy сервере станции, предоставляется весь функционал, доступный обычным внутренним абонентам. В частности, доступны возможность приема и отправки факсов непосредственно во время разговора; практически все востребованные функции системного телефона; личная голосовая почта и пр. Управление этим функционалом осуществляется через систему голосовых подсказок (русскоязычный IVR). При этом никаких дополнительных плат для поддержки SIP Proxy не требуется, достаточно «прошить» в станцию пакет расширенного функционала.
Средняя стоимость плат FXO* для малых АТС, руб.
Плата FXO | Panasonic TDA100 | LG ipLDK100 | Samsung OfficeServ 100, OfficeServ 500 |
Greenlite | АГАТ UX 3211 |
Плата на 8 каналов | 5994 | 5375 | 2950 (6 каналов, для officeServ100) 5050 (8 каналов, для officeServ500) |
6939 (8 каналов) | 5000 |
Плата для распознавания DTMF | Не требуется | Базовая плата обеспечивает распознавание по 2 канала. Для увеличения следует использовать плату DTRU4 (4 канала), стоит 1188 |
Базовая плата обеспечивает распознавание по 4 каналам. Для увеличения следует использовать плату MISC 3 (4 канала), стоит 3075, или плату MISC 4 (4 канала+ автооператор), стоит 6725. |
2511 (4 канала) 3861 (8 каналов) |
IP-АТС в любой конфигурации распознает сигналы DTMF с любого канала |
Плата детектирования CallerID | 5600 (8 каналов) | 4875 (8 каналов) | Используются такие же платы, как строкой выше. | Используются такие же платы, как строкой выше | IP-АТС в любой конфигурации распознает CallerID / АОН с любого канала |
* — Платы FXO используются для подключения к IP-АТС аналоговых городских линий.
Источник: Агат-РТ, декабрь 2007
Средняя стоимость плат FXS* для малых АТС, руб.
Плата FXS | Panasonic TDA100 | LG ipLDK100 | Samsung OfficeServ 100, OfficeServ 500 |
Greenlite | АГАТ UX 3211v |
Плата 8 внутр. аналоговых портов | 5535 | 3000 (6 каналов) 6156 (12 каналов) 9375 (12 каналов, с поддержкой CallerID) |
3740 | 6939 (с поддержкой CallerID) | 5000 |
Плата для генерации вызывных сигналов | Не требуется ничего | 1539 | 1925 | 621 | IP-АТС в любой конфигурации поддерживает все типы вызывных сигналов |
Плата для генерации CallerID | 4000 | Не требуется ничего | Нет информации, возможно не требуется ничего | Не требуется ничего | IP-АТС в любой конфигурации может генерировать CallerID |
* — Платы FXS используются для подключения к IP-АТС внутренних аналоговых телефонов
Источник: Агат-РТ, декабрь 2007
Средняя стоимость плат E1* для малых АТС, руб.
Плата | Panasonic TDA100 | LG ipLDK100 | Samsung OfficeServ 100, OfficeServ 500 |
Greenlite | АГАТ UX 3211 |
Плата одного потока Е1 | 17334 | 14200 | 13000 | 24700 | 16000 |
Необходимые дополнительные платы |
Не требуется дополнительных плат | Плата синхронизации 1100 |
Плата PLL 1500 |
Не требуется дополнительных плат | Не требуется дополнительных плат |
* — Платы E1 используются для подключения IP-АТС к цифровым потокам Е1
Источник: Агат-РТ, декабрь 2007
Средняя стоимость поддержки VoIP для малых АТС, руб.
Плата | Panasonic TDA100 | LG ipLDK100 | Samsung OfficeServ 100 |
Greenlite | АГАТ UX 3211 |
Плата VoIP 4 канала | 25380 | 22500 | Нет плат с малым количеством каналов VoIP. Плата на 8 каналов стоит 34975 |
Плата на 3 канала VoIP — 18117 | В базовой комплектации поддерживается от 4 до 24 каналов VoIP в зависимости от используемого кодека |
Источник: Агат-РТ, декабрь 2007
Средняя стоимость базового блока* на 4 VoIP-канала для малых АТС, руб.
Плата | Panasonic TDA100 | LG ipLDK100 | Samsung OfficeServ 100 |
Greenlite | АГАТ UX 3211** |
Стоимость, руб | TDA 100 — 41715 TDA 200 — 59670 |
53500 | 57975 (8 каналов VoIP) |
34749 (3 канала VoIP) | 32000 (до 24-х каналов VoIP)** |
* - базовый блок содержит блок питания, корпус, служебные платы, flash-память и др.
** — в зависимости от используемого кодека
Источник: Агат-РТ, декабрь 2007
Средняя стоимость дополнительных плат для малых АТС, руб.
Плата | Panasonic TDA100 | LG ipLDK100 | Samsung OfficeServ 100 |
Greenlite | АГАТ UX 3211 |
Плата АРУ/подавления эхо для конференц-связи (16 каналов) | 12636 | Нет информации | Нет информации | Нет информации | Функции АРУ и подавления эхо включены в базовую конфигурацию. Функция конференции (до 32 участников) включена в пакет ПО с дополнительными функциями. |
Плата для удаленного управления станцией | 5022 | 2900 | Нет информации | Нет информации | Бесплатно |
Программа управления станцией | 13986 | 16200 | Нет информации | Нет информации | Бесплатно |
Голосовая почта | На 2 канала — 15660 Расширение (+2 канала) — 10625 |
На 4 канала — 18630 Плата расширения (+4 канала) — 9531 Плата расширения (+ 5 часов) — 6000 |
На 4 канала -30375, расширение на4 канала –11625, расширение на 4 канала, факсопределитель — 14625 |
На 4 канала — 20439 | Не требуется никаких плат. Количество ящиков голосовой почты неограниченно. IP-АТС поддерживает до 10 портов в базовой конфигурации и до 64 портов голосовой почты, если используется пакет ПО с дополнительными функциями. Емкость — до 8 часов. |
Плата для работы SIP-proxy сервера | Не поддерживается такая функция | Не поддерживается такая функция | Не поддерживается такая функция | 34182 | Функция SIP-proxy сервера включена в пакет ПО с дополнительными функциями. |
Пакет ПО с расширенным функционалом | К примеру, SD карта для Upgrade до v.2 Enhanced стоит 10880 |
ПО IP-Networking стоит 4860, в расчетах в предыдущих таблицах включено в стоимость базового блока. | Нет дополнительных пакетов | Нет дополнительных пакетов | 16000 |
Источник: Агат-РТ, декабрь 2007
Общая тенденция на российском рынке корпоративной телефонии — переход от традиционной телефонии в сторону IP. В России этот процесс идет медленнее, чем на Западе, и доля офисных IP-АТС для малого и среднего бизнеса, особенно в регионах, крайне мала. Юрий Анисимов связывает это явление с рядом факторов. Среди них — большая инсталлированная база TDM-инфраструктуры, недоверие к новым технологиям (которое, впрочем, довольно быстро уходит в прошлое), относительная сложность решений на основе VoIP для внедрения и сопровождения, требующая в случае многих импортных УАТС услуг сертифицированного специалиста, а также дороговизна импортного VoIP-оборудования по сравнению с традиционными решениями. С другой стороны, как считает эксперт, действие этих факторов медленно, но неуклонно снижается. Этому способствуют быстрый рост в стране сетевой инфраструктуры, повышение квалификации специалистов и снижение цен на оборудование.
По оценкам экспертов, ежегодный рост продаж IP-телефонов в России достигает 20-25%. По оценкам менеджера по развитию бизнеса Cisco Systems Павла Теплова, порядка 80% клиентов останавливают свой выбор на VoIP. По мнению руководителя группы предпродажной подготовки компании Avaya Георгия Санадзе, соотношение традиционных портов (аналоговых и цифровых) к IP составляло к началу 2007 года примерно 70% и 30%, соответственно с дальнейшей тенденцией к смещению 60% на 40%.
В более отдаленной для России перспективе ожидается переход от корпоративной IP-телефонии к корпоративным IP-коммуникациям. Этот тренд отчетливо виден на примере стратегии практически всех ключевых мировых вендоров — Cisco, Microsoft, Nortel, Alcatel-Lucent и др., основная цель которых — создать интегрированную среду универсальных инфокоммуникаций, прежде всего, для корпоративного заказчика. В единых продуктах будут поддерживаться все известные на сегодняшний день сервисы инфокоммуникаций — телефония, видео, электронная почта, мгновенные сообщения, совместная работа над документами, контроль присутствия (Presence) и пр.
«Для корпоративного рынка IP-телефония, прежде всего — это возможность интеграции коммуникационных и информационных сервисов», — убежден директор по развитию бизнеса «МФИ Софт» Игорь Масленников.
Виталий Солонин / CNews Analytics