|
|
Обзор
Телеком 2008Обзор подготовлен
При поддержке
Несмотря на то, что российский сектор телекоммуникаций развивается гигантскими темпами и, казалось бы, обещает огромные прибыли своим инвесторам, он, тем не менее, находится в той же ловушке, что и все прочие отрасли российской экономики. Будучи ориентированным преимущественно на внутренний рынок, телеком не может гарантировать сохранение высокой рентабельности в случае нефтяного шока экономики и обвального падения доходов населения. Рост или даже простое сохранение инвестиционной привлекательности в долгосрочной перспективе определяется всецело тем, насколько операторам удастся интегрировать свой бизнес в глобальную экономику.
(-) «Фактор нефти» выступает также и одним из основных факторов изменения инвестиционной привлекательности отечественного сектора телекоммуникаций. Идея проста — российский телеком прибылен пока лишь в меру того, насколько высока покупательная способность населения и деловая активность предприятий России. Наш телеком всё же пока исключительно национальный, а отнюдь не глобальный феномен. Конъюнктура на мировых рынках энергоносителей целиком определяет экономическое и социальное благополучие современной России — через перераспределенные цепочки заказов от сырьевых монополий прочим экономическим агентам и через рост возможностей государственных расходов, что, как следствие, приводит к росту благосостояния граждан. Это базовая причина, ввиду которой в России растет и процветает сфера услуг, в том числе услуг высокотехнологичных, таких как телекоммуникации. Именно этот факт социально-экономической несамостоятельности российского телекома ложится на чашу весов против вложения слишком крупных средств в него. По сути, инвестор, вкладывая деньги в телеком или в любой другой, как будто бы не связанный с нефтью и газом вид бизнеса, с одной стороны, и в нефть или газ, с другой, по большому счету не диверсифицирует инвестиционный портфель, так как падение нефтегазового сектора мгновенно будет означать коллапс и всей сферы услуг, частью которой является и телеком.
Будучи ориентированным преимущественно на внутренний рынок, отечественный телеком не может гарантировать сохранение высокой рентабельности в случае нефтяного шока экономики и обвального падения доходов населения.Косвенным отражением этой проблемы является соотношение долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений. Борьба за рост доли долгосрочных финансовых вложений у российских телекоммуникационных компаний пока не дает видимых результатов — их доля пока лишь 30,5%, что означает, что телеком воспринимается пока как инструмент «быстрых» денег, с целью получить сиюминутную прибыль и увести капитал.
(+) При всех минусах нефтяной зависимости пока нет оснований полагать, что на мировом рынке энергоносителей начнут в ближайшее время происходить радикальные изменения, способные повлиять на сложившуюся в России на последние 7-8 лет ситуацию. Среднесрочные перспективы не предвещают снижения спроса на энергоносители, ожидается сохранение стабильности российской экономики и дальнейший рост внутреннего спроса. А это означает, что российский телком с точки зрения инвесторов не лучше и не хуже других отраслей и секторов экономики.
Напротив, в отличие от рынка нефти, который по объемам является достаточно жестким, рынок услуг связи, как и любой сегмент сферы услуг, является фактически бесконечным, задача только в том, чтобы выводить на рынок востребованные инновации. В этом ключевое отличие альтернативного, «не-нефтяного» вложения инвестиций. При этом ввиду интенсивного PR и рекламы новых мобильных развлечений, лавинообразного рост новых «мобильных благ», роста интерактивности телевизионных шоу, именно телекоммуникационный сектор (при прочих равных) будет рассматриваться как более привлекательный вид инвестиций.
Структура факторов, определяющих будущие изменения инвестиционной привлекательности российских телекоммуникационных компаний
(+) Крупные долгосрочные инвестиции в тот или иной сектор экономики определяются тем, насколько инвестор уверен в долгосрочности того уровня прибыльности финансируемого бизнеса, на которые он рассчитывает. В свою очередь, рост или даже простое сохранение рентабельности телекоммуникационного бизнеса в долгосрочной перспективе определяется всецело тем, насколько операторам удастся интегрировать свой бизнес в глобальную экономику, избавив его от односторонней зависимости от внутреннего рынка, который в долгосрочной перспективе не является стабильным, как нестабильны далее среднесрочного периода (в 2-3 года) любые сырьевые экономики.
В этой связи текущий успех российских телекоммуникационных операторов на внешних рынках играют на пользу своей репутации в глазах инвесторов. Как уже отмечалось, заслуживающим внимания моментом является то, что более 88% экспорта отечественных услуг связи предоставляется странам дальнего зарубежья, главным образом, странам Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Так, например, по опубликованным данным, российская компания АФК Система, получила радиочастоту для предоставления услуг мобильной связи стандарта CDMA в семи штатах на северо-востоке Индии. Российская компания приобрела 10% акций индийского сотового оператора Shyam Telelink ещё в сентябре 2007 года и вскоре получила право довести свой пакет до 74%. В планы компании входит запуск сети мобильной связи на всей территории Индии. Пока собственный телекоммуникационный сектор в этих бывших «странах третьего мира» развит недостаточно, российский экспорт, безусловно, будет сохранять свои высокие темпы роста.
Безусловно, на чаше весов «за» нарастающие инвестиции в отечественный телеком лежат факты покупки нашими компаниями значительных активов мировых телекоммуникационных гигантов. Так, в конце 2007 — начале 2008 гг. появились сообщения о том, сделках между АФК «Система» одним из крупнейших операторов связи Западной Европы — Deutsche Тelekom, о намерении «Альфа Групп» приобрести 20% акций Vodafone — второго по величине в мире телекоммуникационного оператора и т.д.
(-) Фактором, играющим на понижение, является все же невысокий пока экспортный потенциал российского телекома при постепенном и естественном нарастании закрытости телекоммуникационных рынков бывших «стран третьего мира» (Китай, Индия), являющихся основными импортерами российских телеком-услуг. Постепенно страны Востока и Азии с большой вероятностью начнут поднимать барьер входа для «чужих» операторов, лоббируя интересы собственных. Это вполне естественно как по экономическим причинам, так и по соображениям безопасности. Уже сегодня правительства Индии и, в особенности, Китая хорошо защищают свои рынки. В долгосрочной перспективе это будет приводить к ослаблению российского экспорта по мере того, как в указанных странах будут развиваться собственные операторы. Это вновь обнажит проблему замкнутости российского телекома преимущественно на внутренний рынок со всеми вытекающими отсюда негативными ожидания относительно долгосрочной устойчивости высоких доходов.
(-) В условиях отсутствия таких причин инвестирования в телеком, которые кардинально бы выделяли его на фоне прочих отраслей экономики, сложившиеся тенденции развиваются в русле отклонения значительных инвестиционных потоков в направлении от высокотехнологичных к традиционным секторам экономики (нефть, газ, металлургия, торговля, недвижимость и т.д.) Напомним, например, что в 2007 году объем финансовых вложений в телеком был в 11,5 раз меньше, чем в торговлю, в 6 раз меньше, чем в металлургию, примерно в 2,5 раза ниже, чем в компании добывающей промышленности и в недвижимость, в 1,4 раза ниже чем производство нефтепродуктов и т.д.
На финансовых рынках сектор связи также пока значительно уступает традиционным секторам экономики. Пока сектора с абсолютным доминированием долгосрочных инвестиций — это компании, занимающиеся транспортировкой нефти и газа (почти 89% долгосрочных вложений) и производство нефтепродуктов (около 60% долгосрочных вложений), в банковском секторе, добывающей промышленности и недвижимости доля долгосрочных средств составляет 42-46%, тогда как в телекоме долгосрочные финансовые вложения составляют немногим более 30%.
По привлекательности для иностранных инвесторов отечественный сектор связи также находится далеко не на первом месте по отношению к другим отраслям и секторам экономики. Так, по этому показателю доля торговли 39%, металлургии — 12,6%, нефтегазодобычи — 14,4%, финансового сектора — 3,7%, недвижимости — 7%, тогда как для Телекома соответствующий показатель всего 2,7%.
(+) Несмотря на существующие проблемы, все они, тем не менее, являются общими для российской экономики. Повторим, что в среднесрочной перспективе объективных оснований для увода денег из сектора телекоммуникаций нет, скорее наоборот — достаточно видеть, что внутренний спрос на услуги связи растет как со стороны компаний, так и со стороны населения, растет экспортный потенциал отрасли, причем довольно высокими темпами, у отечественных телекоммуникационных компаний открываются представительства за рубежом, а наиболее крупные операторы даже покупают активы мировых телекоммуникационных гигантов.
При прочих равных условиях (на фоне постоянной угрозы нефтяного шока экономики) сектор телекоммуникаций постепенно будет обходить традиционные сектора экономики с точки зрения инвестиционной привлекательности. Связано это будет, прежде всего, с ростом интерактивной составляющей досугово-развлекательного сектора экономики и ростом его относительной значимости. При относительной «замороженности» размеров традиционных рынков, сектор услуг и развлечений, неотъемлемой частью которого является телекоммуникации, будет непрерывно расширяться, и обещать все большие доходы.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics