|
|
Обзор
Телеком 2008Обзор подготовлен
При поддержке
Сегодняшний успех российских операторов связи в наращивании экспорта, скорее всего, сохранится и в ближайшей перспективе. Однако нельзя не видеть скрытых механизмов, которые с течением времени начнут играть против сложившихся в настоящий период тенденций роста экспортных возможностей. Текущий успех и лежащий в его основе механизм (заполнение временно пустующих рыночных ниш стран «второго эшелона»), который ошибочно воспринимается как прочный задел на будущее, завтра может обернуться довольно серьезными проблемами.
(+) «Фактор нефти» практически целиком определяет экономическое и социальное благополучие современной России — через перераспределенные цепочки заказов от сырьевых монополий прочим экономическим агентам и через рост возможностей государственных расходов, что, как следствие, приводит к росту благосостояния граждан. Это базовая причина, ввиду которой в России растет и процветает сфера услуг, в том числе услуг высокотехнологичных, таких как телекоммуникации. Именно этот, и никакой другой фактор, позволяет российским телекоммуникационным компаниям получать сверхдоходы и, аккумулируя полученные средства, проводить различные маркетинговые и технологические «атаки», в том числе на внешних рынках.
(-) Пока нет оснований полагать, что на мировом рынке энергоносителей начнут в ближайшее время происходить радикальные изменения, способные повлиять на сложившуюся в России на последние 7-8 лет ситуацию. Между тем, следует отметить, что данный фактор является независимым по отношению к телекому, и, напротив, сам телеком зависит от него значительно. Неспособность пока существовать в отрыве от «фактора нефти» типична для российского телекома, как и для всех прочих отраслей и секторов российской экономики. Пока не найден устойчивый механизм экспорта, это всего лишь карточный домик.
Структура факторов, определяющих будущие изменения экспортных возможностей российских телекоммуникационных компаний
(+) Как уже отмечалось, заслуживающим внимания моментом является то, что более 88% экспорта отечественных услуг связи предоставляется странам дальнего зарубежья, главным образом, странам Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Пока собственный телекоммуникационный сектор в этих бывших «странах третьего мира» развит недостаточно, российский экспорт, безусловно, будет сохранять свои высокие темпы роста.
(-) Однако постепенно указанные страны с большой вероятностью начнут поднимать барьер входа для «чужих», лоббируя интересы собственных «подросших» операторов. Барьер же входа на рынки высокоразвитых богатейших стран останется чрезмерно велик для наших операторов. В этих условиях сегодняшний механизм экспорта — заполнение пустующих ниш третьих стран — перестанет работать.Правительства таких крупных импортеров услуг отечественного телекома, как Индия и Китай, хорошо защищают свои рынки, и экспорт отечественных телекоммуникационных услуг может значительно ослабевать по мере того, как в указанных странах будут развиваться собственные операторы. Как мы уже отмечали, например, в Китае иностранные компании могут создавать совместные предприятия не более чем с шестью местными операторами и при условии, что не менее 51% акций должно принадлежать государству. При этом уже сегодня очень сложной оказывается для иностранных операторов, входящих на китайский рынок, процедура получения лицензий.
(-) Одним из главных рисков снижения экспортного потенциала российских телекоммуникационных компаний относительно рынков высокоразвитых стран является их невысокая инновационность относительно мировой отрасли связи. Как в большинстве других секторов экономики бурные темпы роста услуг связи в России лишь для россиянина выглядит как нарастающий каскад инноваций. В действительности же российский телеком всего лишь «идет вслед» мировому телекому, черпая именно оттуда основные идеи нововведений. Именно поэтому значительного интереса для высокоразвитых государств не представляет и пока может конкурировать только по цене. Всё это существенные факторы риска, которые «незаметны» только пока отечественный телеком молод и рад даже небольшим удачам. Экспортный потенциал будет снижаться по мере роста российского телекома, если сохранится прежняя стратегия «осваивать западные инновации, перенося их на российскую почву», вместо того, чтобы «создавать свои, предлагая их на западных рынках».
(+) Тем не менее, ряд возможностей, несомненно, может быть отработан. Например, определенные перспективы имеются в сфере освоения «виртуальных» сетей мобильной связи. Это вид операторов, которые не имеют собственной инфраструктуры, используя для своих целей сети чужого оператора. Основной идеей в области виртуальных телекоммуникационных услуг является предоставление специализированных услуг связи, конкурентоспособность которых определяется исключительно их уникальностью, расчетом на конкретную целевую аудиторию (например — русскоязычную в США).
(-) Ситуация осложняется ещё и тем, что Россия практически не имеет сегодня конкурентоспособной собственной спутниковой группировки, связной ресурс которой может сдаваться в аренду иностранным операторам и на основе которой могут предоставляться российские независимые услуги связи. Не имеет Россия и собственного, имеющего мировую планку конкурентоспособности, производства телекоммуникационного оборудования, что тоже является одним из факторов зависимости российских связистов от мировых гигантов телекоммуникационной индустрии. Коммерциализация отечественных спутниковых систем пока не достаточно высокая и основные коммерческие потребности российских пользователей спутниковой связи обеспечиваются пока зарубежными системами — Inmarsat, GlobalStar, Thuraya, ACeS и др.
(+) Впрочем, определенные начинания в этой области имеются и связаны главным образом, с развертыванием отдельных программ по развитию технологической базы отечественных телекоммуникаций. Действующие сегодня российские спутниковые группировки обеспечивают довольно широкий круг задач, большая часть которых пока в основном обеспечивает функции обороноспособности, и лишь в малой степени поддерживают потребности гражданского сектора экономики. Вместе с тем, работы в этом направлении ведутся. Развертывание и модернизация спутниковой группировки гражданского назначения имеет целью защитить орбитально-частотный ресурс РФ, обеспечить государственных и коммерческих пользователей современными услугами связи и вещания. В настоящее время российская орбитальная группировка насчитывает порядка 100 спутников. В последние 2-3 года существенно выросло количество космических аппаратов с модернизированными характеристиками. При этом, по различным данным, около 25-30% связного ресурса российских космических аппаратов арендуется иностранными государствами.
Нельзя не отметить, что потенциал глобального вещания не так уж мал — современные российские спутниковые группировки охватывают практически всю территорию России и СНГ, Европы, Северной Африки, Ближнего Востока, Индии, западную и восточную части Китая, Корею, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Индонезию и Австралию. Дополнительные экспортные возможности возникают в связи с созданиемглобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС». Предполагается, что к 2011 году после завершения ввода в строй новых спутников «ГЛОНАСС-К» с 10-летним сроком эксплуатации, ГЛОНАСС сравняется в точности определения координат с навигационной системой США GPS, при том что российские приемники смогут работать на двух стандартах — ГЛОНАСС и GPS.
Есть, кроме того, и другая сторона вопроса, оборачивающее факт «технологического отставания» в пользу российского телекома. России как стране, не имеющей телеком-инфраструктуры предшествующего технологического этапа, сегодня легче, чем развитым странам внедрять передовые технологии связи — сказывается существенна экономия издержек от любого строительства «с нуля». Возникает довольно типичный для России соблазн — пропустив первые этапы технологического развития, сразу «перескочить» на последний — причем с минимальными издержками, поскольку не надо решать проблемы реструктуризации, а просто строить «с нуля», используя уже готовый чужой технологический задел. Ориентация на западные технологии позволяет также обойти проблему несоответствия стандартов, что создает, хотя и косвенные, преимущества для российского экспорта.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics