|
|
Обзор
Телеком 2008Обзор подготовлен
При поддержке
Российский рынок спутниковой навигации, возможно, ждет такой же бум, какой пережила мобильная связь. Россия создает собственную глобальную систему, уже выпущена первая партия ГЛОНАСС/GPS-приемников. Однако на этом пути предстоит решить еще много важных задач.
Отечественный рынок услуг определения местоположения на базе российских спутников только формируется, в то время как американская GPS уже вовсю работает. Основные препятствия для полноценного функционирования российской ГЛОНАСС — неполная орбитальная группировка, отсутствие качественных карт и острый дефицит потребительской аппаратуры — со временем, вероятно, будут решены. Однако до тех пор страна будет ежегодно терять миллионы долларов.
Американская система спутниковой навигации GPS, по подобию которой в СССР был создан пришедший в упадок после развала Союза ГЛОНАСС, привела к таким же революционным сдвигам, как мобильная связь и интернет. Однако управление GPS полностью находится в руках Пентагона, поэтому существование ГЛОНАСС — это вопрос обеспечения независимости России в критически важной сфере — обеспечения ее безопасности. Не случайно в Европе и Китае тоже создают свои системы спутниковой навигации.
1 января 2007 года Минобороны сняло ограничение в 30 м на точность определения координат и разрешило использовать высокоточные электронные карты. С этого момента фактически и начался отсчет истории ГЛОНАСС в России, хотя первый спутник системы был запущен еще в 1982 году. Сегодня в стране налажен серийный выпуск навигационной потребительской аппаратуры для специального назначения, однако массового производства потребительских приемников ГЛОНАСС/GPS пока нет.
Таким образом, на розничном рынке свободно доступен пока лишь GPS. По данным Industrial Economics & Knowledge Center продажи GPS-приемников в мире в последние годы растут на 25-30% в год. В России эта цифра составляет 300%. В Европе, по данным Voxtel, представлено почти 5 сотен моделей GPS-навигаторов от 150 брендов. GPS активно проникает в мобильники, причем уже в бюджетные GSM-модели. По прогнозам ABI Research к 2012 году в мире будет более 550 млн мобильных устройств (примерно 12% от общего количества), оснащенных GPS. В 2009 г. ожидается появление на рынке технологии чипа, которая позволит объединить на одной платформе GPS, Wi-Fi и Bluetooth. По данным компании «Ритейл Аудит» на I квартал 2008 г., представленность в исследуемых магазинах устройств GPS в России составлял 11%. Этот показатель для беспроводных информационных устройств (WID) со встроенным GPS гораздо выше — 26%. По оценкам J’son & Partners, к концу 2008 г. доля мобильных устройств с GPS, находящихся на руках у российского населения, может составить 5%. По оценкам «Евросети», в 2007 году в России было продано порядка 60 тыс. автомобильных GPS-навигаторов. В этом году рынок должен вырасти в 2,5 раза.
На российском рынке GPS-устройств доминирует Garmin с рыночной долей 35%, далее следуют Mio (20%), JJConnect (15%), Tibo (10%) и GlobalSat (5%). На долю остальных поставщиков приходится 15% рынка (данные Navteq).
Российский рынок GPS-навигаторов
Источник: Navteq, 2007
Начать массовые продажи приемников, использующих ГЛОНАСС, приходится констатировать, в России пока не удалось. Для создания конкурентоспособной аппаратуры на начальном этапе необходима серьезная поддержка производителей со стороны государства — при небольших объемах производства и малых финансовых вливаниях аппаратура получается слишком дорогой. Так, первая серийная версия российского автомобильного ГЛОНАСС/GPS-навигатора Glospace SGK-70, первоначально стоившая около $475 (11 900 руб.), теперь стоит почти в 2 раза дороже ($903), причем найти ее по-прежнему довольно проблематично. Поставить производство первого российского навигатора на конвейер и тем самым обеспечить спрос на устройства планируется ближе к концу 2008 года. Кроме того, НИИ космического приборостроения — производитель Glospace SGK-70 — обещает разработать новые модели приемников.
Напомним, что ранее к производству ГЛОНАСС-приемников присматривалась АФК «Система», однако договориться о выпуске устройств с государством ей не удалось. По некоторым сведениям, для начала работы «Система» просила гарантированный госзаказ и не получила его. Однако Роскосмос заявляет, что готов к сотрудничеству с частными компаниями с целью разработки чипсетов для бытовых спутниковых навигаторов ГЛОНАСС. «Частников» же отпугивает высокая стоимость этой работы ($4-7 млн) и неопределенность проекта в целом. Производителям и разработчикам не очень понятно, кто и как будет продавать ГЛОНАСС в России.
То, что в России отсутствуют подробные и актуальные цифровые карты, знает каждый автомобилист. При том что сами карты есть, и их очень много, они распылены по разным местам и часто не обновляются. Возможно, если бы информацию, которая хранится в разных ведомствах, объединить в виде ГИС федерального масштаба, то объем и качество информации увеличились бы на порядок. А может быть, и нет. Ведь по оценкам Роскартографии, крупномасштабные топографические планы на обжитые и экономически развитые районы устарели более чем на 80%. В России отсутствует системный подход к выполнению работ по обеспечению навигации, налицо дублирование работ, выпуск некачественной продукции. Здесь не помогают ни Яндекс, ни Google, выложившие в открытый доступ спутниковые и гибридные карты — большая часть территории России снята с плохим разрешением.
Другими словами, в стране нет единого навигационно-геоинформационного пространства. Очевидно, что активное использование спутниковой навигации начнется только тогда, когда в стране появятся подробные и актуальные карты всей территории России.
Но отсутствие хороших карт и устройств — не единственная проблема ГЛОНАСС. Недавно переведен на техобслуживание еще один спутник, и теперь из 16-ти спутников на орбите работают только 13. Напомним, что для 100%-покрытия территории страны необходимо минимум 18 действующих спутников. Остается надеться, что ситуация с недостатком спутников исправится в 2008-2009 годах, на которые запланирован запуск 12 космических аппаратов.
Виталий Солонин / CNews Analytics