|
|
Обзор
Телеком 2008Обзор подготовлен
При поддержке
В число самых быстро растущих секторов отечественных телекоммуникаций вошел в 2007 г. рынок GPS-устройств. В стране было продано полмиллиона подобных девайсов. Кривая роста оценивается экспертами по-разному, но они единогласны в оценке, что эта положительная динамика сохранится еще 1-2 года. GPS-устройства будут развиваться в сторону повышения точности прокладки маршрута, детализации карт, а также дополнительного мультимедийного функционала и повышения уровня качества.
Все GPS-устройства условно можно разделить на два типа – это КПК и коммуникаторы с GPS-модулем (обычно речь идет о встроенном GPS-чипе) и так называемые PND (Personal Navigation Device) - автомобильные и пешеходные навигаторы. На сегодняшний день на российском рынке представлены и те, и другие GPS-устройства. Но в силу особенностей проникновения производителей в Россию, а также менталитета местных покупателей, динамично развиваются здесь именно автомобильные GPS-приемники. Как считает Владимир Зенин, директор по маркетингу компании "Навиком", их покупают мужчины (60%) и женщины (40%) с доходом средним и выше среднего, живущие в крупных городах и стремящиеся рационально использовать свое время, благодаря правильному планированию передвижения по городу с помощью специального устройства.
Продажа автонавигаторов в Москве
Источник: "Вобис", 2008
Судя по опросам крупных торговых сетей в России, в большинстве своем навигатор выбирают те покупатели, которых пока не имеют опыта работы с такой техникой. Их интересует в первую очередь цена на устройство, а также производитель. Покупателю важны не столько технические характеристики того или иного GPS-решения, сколько информация о поддержке навигационного софта, а также периодичность его обновлений.
Продажа автонавигаторов в Санкт-Петербурге
Источник: "Мобильные штучки", 2008
Что касается продаж GPS-коммуникаторов, то здесь покупателя останавливают два фактора – цена и достаточно сложный (по сравнению с автонавигатором) в освоении интерфейс. В основном в конечную стоимость коммуникатора не закладываются сопутствующие аксессуары (комплект для использования в автомобиле, карты памяти, дополнительные карты местности), при этом сами устройства стоят в 1, 5 – 2 раза дороже.
Комплементарным (связанным) товаром для GPS-устройств являются карты и навигационное ПО, в рамках которого они работают. На отечественном рынке в этой нише существуют три основных игрока – ЦНТ, "МакЦентр" и МИТ, представляющие, соответственно, системы "Навител. Навигатор", "Автоспутник" и CityGuide. Кроме этого на рынке присутствуют дистрибьюторы зарубежных навигационных программ и карт – iGo, Garmin, TeleAtlas (используются в iGo и Автоспутнике) и Navteq, а также устройств - Garmin, Mitac Mio, Holux.
Эксперты из компаний, занимающихся разработкой навигационного софта, отмечают, что у российских программ, таких как "Автоспутник" и "Навител Навигатор", есть преимущество перед иностранными - они уже научились учитывать в своей продукции уникальную (с точки зрения мировой практики) структуру российских городов. Главная российская особенность - это нелинейная система адресации. У одного номера дома могут быть разные корпуса и строения, что нетипично для США и Западной Европы. Решить эту проблему производители за рубежом обещают только к 2009 году, в то время, как в "Автоспутнике" уже в 2007 году карты были адаптированы под российские условия. По мнению Михаила Чернышова, коммерческого директора "Вобис Россия", еще одной проблемой является достоверность картографических данных от российских компаний, где важная информация представлена не в виде качества, а в виде количества.
Кроме создания подробных карт местности, перед разработчиками картографического ПО стоит проблема постоянного обновления данных с учетом изменений дорожной сети - в том числе, и обмене "пробочной" информацией. Андрей Сабайдаш, генеральный директор МИТ, подчеркивает, что эта информация является бесплатной для пользователей CityGuide (она появляется в ходе свободного и автоматического обмена данными об их передвижении), что отличает ее от других решений (например, от "Смилинк"). По его мнению, создание собственной коллекции карт – экономически нецелесообразно, особенно в долгосрочной перспективе. Дмитрий Васильев (ЦНТ) видит решение этой проблемы в применении интерактивных онлайн-сервисов, основанных на определении координат, где находится пользователь. Это позволит корректировать информацию о динамично меняющихся POI (полезных объектах инфраструктуры) и предлагать соответствующие локальные сервисы. Михаил Чернышов ("Вобис") также видит решение проблемы именно в сетевых сервисах. По оценке Дмитрия Хавжу, генерального директора "МакЦентра", если все владельцы автомобилей в Москве подпишутся на коммерческую информацию о пробках, то провайдер этой услуги сможет зарабатываться не менее чем 100 млн долл. в год.
В целом, навигационный софт и связанные с ним сервисы являются одним из быстрорастущих направлений на отечественном рынке мобильного ПО. В ежемесячном рейтинге продаж программного обеспечения Soft.CNews.Ru, в топ15 программ на протяжении всего 2008 года попадает сервис "Смилинк. Пробки Москвы. Информация в реальном времени". По мнению Владислава Кочеткова, аналитика ИК "Финам", рост продаж стимулируется увеличением предложения на рынке и появлением качественных карт. В свою очередь, специфика рынка состоит в том, что более двух третей всех продуктов выпущены местными разработчиками. Типичный пример: навигационное решение "Автоспутник". В 2007 году у него было 20 000 пользователей, сейчас - уже 90 0000, а выручка за год оценивается в 3 млн долл. (оценка "МакЦентра"). Аналогичная ситуация наблюдается и в продажах автонавигаторов линейки Garmin Nuvi. Владимир Зенин связывает это с наличием подробных маршрутизируемых карт коллекции "Навиком" практически для всей европейской территории России, включая Урал.
Оценить доли отечественных производителей на рынке точно невозможно, но первое место, по мнению большинства игроков рынка, принадлежит "Навител Навигатор", а следом за ним эксперты ставят "Автоспутник" и "CityGuide".
Кто есть кто на рынке GPS в России
Производитель | Направление деятельности | Решения |
Вобис Компьютер (vobis.ru) | Дистрибьютор | Навигаторы Mitac Mio, коммуникаторы HTC, G-Smart, UMPC G-Style, программное обеспечение "BeOnRoad". |
Киберсо (kiberso.com) | Разработчик | Программное обеспечение "Палм ГИС" |
Макцентр (hpc.ru) | Дистрибьютор, ритейлер, разработчик | Коммуникаторы E-Ten Glofiish; программное обеспечение "Автоспутник", iGo; PND-устройства Pocket Navigator, автонавигаторы MAG, MyGuide и GLOSPACE |
МИТ (probki.net) | Разработчик | Программное обеспечение и сервис “CityGuide” |
Навигационные системы (autosputnik.com) | Разработчик | Программное обеспечение "Автоспутник" |
Навиком (navicom.ru) | Дистрибьютор | GARMIN (автонавигаторы, ручные (портативные), спортивные и морские приборы), карты Garmin (дорожные и морские), программное обеспечение Garmin Mobile XT |
ГИС "Русса" (gisrx.ru) | Разработчик | Программное обеспечение "GIS Rx" |
Смилинк (smilink.ru) | Разработчик | Сервис "Свободные дороги" |
ЦНТ (navitel.su) | Разработчик | Программное обеспечение “Навител Навигатор” |
RoverComputers (roverpc.ru) | Производитель | Коммуникаторы RoverPC |
ORSiO (orsio.ru) | Производитель | Коммуникаторы ORSiO |
Vito Technology (vitotechnology.ru) | Разработчик | Карты России, программное обеспечение Smart Navigator, Smart Map |
Источник: CNews Analytics, 2008
2007 год стал переломным для GPS-рынка в России. Снижение цен на широкий ассортимент устройств, рост автопарка, высокий уровень конкуренции между игроками рынка - это те факторы, которые задавали и будут, вероятно, задавать темпы роста этого сектора. В "МакЦентре" (доля среди всех Windows Mobile-коммуникаторов – 15%, доля среди автонавигаторов – 10-15%) считают, что в 2007 году было продано примерно 700 тысяч устройств (на сумму около 500 млн долл.), что примерно на 50% превысило объемы продаж в 2006 году. В свою очередь, PND-устройств продали меньше - около 250 тыc. ед. (в денежном выражении - на сумму 75 млн долл.), но общая тенденция к росту сохраняется и здесь. Несколько другую оценку дает Владислав Кочетков из "Финама": "По нашим оценкам, рынок устройств GPS в прошлом году составил примерно 18 млн долл. За год рынок вырос в 2,5 раза".
По оценкам компании "Вобис", которые основываются на продажах дистрибуируемого компанией оборудования, а также по оценкам ее партнеров - практически всех крупных федеральных розничных сетей, рынок по итогам 2007 г. можно оценить в 120 тысяч персональных навигационных устройств. В пересчете на денежное выражение составляет 1,2 млрд руб. Доля Mio на этом рынке составляла ориентировочно 42%, а Garmin – 35%.
История развития рынка GPS в России
2003 – "МакЦентр" выпустила первую коммерческую систему навигации в России под маркой Pocket GPS Pro
2003 – ЦНТ, известный как крупный разработчик телекоммуникационного ПО, открыл новое бизнес-направление – разработку навигационного программного обеспечения.
2003 – "Вобис Россия" начинает продажу навигационного оборудования для автомобилистов и путешественников.
2004 - "МакЦентр" выпустила первый навигационный карманный компьютер для быстрой установки в автомобиль.
2005 - "МакЦентр" открывает сеть магазинов по продаже навигаторов, коммуникаторов и карманных компьютеров под маркой "Компьютер на ладони".
2006 – выходит RoverPC G5, первый отечественный GPS-PDA коммуникатор на основе чипа SiRF Star III
2006 – ЦНТ начинает проект “Навител Навигатор”, превратившийся в один из лидирующих на отечественном рынке.
2006 - МИТ выпускает навигационное приложение CityGuide.
2006 – "Вобис Компьютер" начинает продажу навигационного оборудования Митак под торговой маркой "Mio".
2007 – у "МакЦентр" открылись три первых специализированных магазина автомобильной GPS-навигации под маркой iStyle.
2007 – в продаже появляется навигатор от известного производителя по небывало низкой цене – всего 4990 рублей. Это модель Mio C210, поставляемая на рынок "Вобис Компьютер"
2007 - "МакЦентр" начинает продвигать модель навигаторов Pocket Navigator и ПО Автоспутник российской компании "Навигационные системы". В рамках специального предложения модель Pocket Navigator PN-3510 стоила 5555 рублей.
2007 – "Вобис" начинает продажи персонального навигатора Mio H610 Black – портативное устройство, функциональность которого значительно выходит за рамки навигации. Цена Mio H610 Black в рознице – 5990 рублей
2007 – отечественный производителей коммуникаторов ORSiO, выпускает две модели: ORSiO g735 с встроенным GPS приемником и модель ORSiO p745 GPS, в комплект которого входит Bluetooth GPS приемник.
2007 – "Вобис Компьютер" представляет первый широкоформатный персональный навигатор на российском рынке - модель Mio C520.
2007 – появление приложения Garmin Mobile XT, позволяющее использовать карты Garmin на коммуникаторах и смартфонах под управлением Windows Mobile и Symbian.
2008 – начало коммерческого распространения CityGuide для Symbian.
2008 – появление на рынке обновления линейки автомобильных навигаторов серии NUVI 205 и 205 WIDE с расширенной внутренней памятью, которая позволит загрузить весь объем картографического обеспечения Garmin, существующего на сегодняшний день.
Трудности с оценкой рынка связаны с различием методик – очень часто сюда не попадают GPS-коммуникаторы и GPS-КПК. Однако, как полагает Владимир Любжин, руководитель направления RoverPC компании RoverComputers, ситуацию на рынке в 2007 году от прошлых лет отличает то, что GPS-модуль сейчас устанавливается во все устройства среднего и высокого уровня (в модельном ряду у RoverPC 60% коммуникаторов имеют GPS).
Появление приложения Garmin Mobile XT также скорректировало кривую роста рынка – теперь GPS-устройства ассоциируются не только с платформой Pocket PC (коммуникаторы) или Windows CE (автонавигаторы), но и с более распространенными в России смартфонами Symbian (Nokia, Samsung, SonyEricsson). Как считает Александр Бурлачко, технический директор "Мобильных штучек", пользователь предпочтет один раз заплатить сразу за нужные карты (цена – порядка 70 евро), и больше об этом не думать, чем проводить периодические платежи за пользование услугами.
В компании "Вобис" считают, что рынок GPS-устройств стал по-настоящему потребительским именно в 2007 году. Со второй половины 2007 года появились и стали набирать популярность широкоформатные навигаторы с экраном 4.3 дюйма - большинство производителей уже имеют в линейке такие модели. Также улучшения коснулись качества картографической информации - фокус компаний, изготовляющих карты, переключился на регионы и города-миллионники, популярные курорты, области вокруг Московской и Ленинградской.
Все без исключения эксперты, принявшие участие в подготовке этого материала, оценили положительно дальнейшее развитие рынка GPS-устройств. По их мнению, потенциал рынка возможно даже больше оценок аналитиков ИК "Финама", утверждающих минимальную планку на 2008 год в 40 млн долл. Например, рост продаж GPS-устройств в магазинах торговой сети "Белый ветер цифровой", по собственным оценкам, составил за первое полугодие 2008 г. 51% в денежном выражении.
Вместе с тем, на рынке все сильнее становится конкуренция – покупатели из Москвы и Санкт-Петербурга составили в целом представление о том, что такое навигация, и стали более внимательно относиться к деталям - удобству, возможности обновления, функциональности, простоте интерфейса и области покрытия. По мнению Дмитрия Хавжу ("МакЦентр"), одними из основных акцентов производителей станут дизайн, интерфейс в стиле iPhone и ценовая политика. Именно общая ориентация на упрощение интерфейса навигационного устройства заставляет выходить на рынок GPS-смартфонов таких производителей, как Garmin и Apple. Garmin Nuvifone, по мнению Владимира Зенина, появится в России не раньше первого квартала 2009 года. Apple iPhone с навигационным модулем по стоимости в $200, пока недоступный в России, по мнению Дмитрия Хавжу, будет косвенно влиять на ценообразование. Для примера, вышедший в июне 2008 года автонавигатор MAG GN-430 с картами iGO 8 Россия (и основными дорогами Восточной и Западной Европы), стоит дешевле 9000 рублей.
В ближайшие 1-2 года GPS-устройства будут развиваться в сторону повышения точности прокладки маршрута, детализации карт, а также дополнительного мультимедийного функционала и повышения уровня качества. Игорь Спирин, президент "ORSiO Solutions" в России и СНГ, считает, что в выигрыше будет тот производитель, кто сделает ставку на тщательную проверку устройств перед выпуском на рынок, максимальное качество продукции, проработку мелочей и квалифицированную техническую поддержку. Применительно к GPS-коммуникаторам, актуальными будут решения с диагональю экрана больше 2.8 дюймов, например, 3.2 дюйма (при одинаковом разрешении матрицы). Образец такого устройства – RoverPC N6, за восемь месяцев продаж которого отгружено более 10000 устройств.
"МакЦентр" прогнозирует, что к концу 2008 года рынок GPS-коммуникаторов вырастет на 40% и достигнет отметки в 1 млн проданных устройств, а PND-устройств будет продано примерно 450 - 500 млн. Однако строить прогнозы даже на полгода сложно – российский рынок находится в стадии становления, быстро развивается, постоянно появляются новые игроки. Аналитики "Вобис" считают, что российский рынок персональных навигационных устройств в 2008 году составит 300 тыс. штук (или порядка 2500 млн рублей), а к 2010 году эта цифра увеличится в 4 раза в количественном выражении и в 2,5 раза в денежном, при условии снижения цен на комплектующие. В то же время, аналитики "Белого ветра цифрового" выражают уверенность, что потенциальный рынок GPS-приемников в России до 2010 года может составить от 10 млн (в денежном выражении это не менее 2,7 млрд долл.) до 20 млн единиц.
Как уже сообщалось, в 2007 году рынок программного обеспечения и информационных продуктов для GPS в России составил 20 млн долл., а к концу 2008 года, по оценке экспертов, достигнет 40 млн долл., причем большую часть из этих денег заработают отечественные разработчики. Дмитрий Хавжу ("МакЦентр") утверждает, что через 5 лет рынок вырастет до 500-700 млн долл. Рост этого сегмента рынка сильно зависит от активности производителей GPS-устройств, на которые будет устанавливаться программное обеспечение. В этом отношении расстановку сил на рынке будут определять пользователи, исходя из своих предпочтений. Если человек согласен потратить какое-то время на обучение, на ознакомление с инструкцией и хочет пользоваться всем современным функционалом - навигацией с дорожной обстановкой, мультимедийными сервисами, мобильным интернетом - то он обязательно купит GPS-коммуникатор и соответствующее ПО. Если человек считает, что в телефоне ему нужны всего две кнопки ("позвонить" и "выключить"), то и дальше самого простого навигатора он продвинется, видимо, не скоро.
Михаил Демидов