|
|
Обзор
Телеком 2008Обзор подготовлен
При поддержке
Несмотря на некоторое замедление темпов роста, российский рынок хостинга развивается достаточно динамично. Главные тенденции 2007 года — консолидация и появление в секторе крупных иностранных игроков — указывают на то, что он становится более зрелым. Вместе с тем спрос на услуги дата-центров опережает предложение, что вызывает рост цен.
Уровень популярности хостинга во многом зависит от уровня проникновения широкополосного доступа. Но даже в Москве, где этот показатель достиг 60%, лишь четверть из 250 тыс. организаций имеют свои домены. В Германии на 1 домен приходится 8 человек, в России — целых 145. На неразвитость российского рынка хостинг-услуг указывают как его довольно высокая динамика, так и неудовлетворительная прозрачность. Оценки рынка сильно разнятся как по абсолютным, так и по относительным показателям. Так, в денежном выражении годовой оборот хостинговых услуг оценивается в разбросе от $25 до 100 млн, а его динамика — от 25% до 70% в год. По оптимистичным прогнозам в 2008 году рынок вырастет еще на 60-70%.
Рынок хостинга весьма неоднороден и сильно сегментирован; на нем ощущается острый дефицит площадок для размещения дата-центров. По данным Rusonyx в России хостингом занимаются около 400 компаний, из которых примерно половина работает на легальной основе. При этом крупных игроков насчитывается больше десятка.
Большинство анонсированных проектов по-прежнему располагается в Москве или Петербурге. По данным «Синтерры» на Москву приходится около 78%, на Санкт-Петербург — около 12% и на другие регионы России не более 10%.
Российский рынок хостинга: географический срез, 2007
Источник: Синтерра, 2008
Осенью 2007 года на российском рынке хостинга появился новый лидер. Это произошло в результате консолидации РБК своих хостинговых активов (покупка пяти хостинговых компаний, выкупа долей у партнеров в компаниях «Хостинг-Центр» и «Украина-Хост»)1, позволившей компании занять свыше 20% российского рынка. Кроме того, новый хостинг-лидер стал вторым на рынке регистрации доменов — суммарное количество обслуживаемых доменов составило свыше 215 тыс., что соответствует рыночной доле 21,5% (в сентябре в кириллической зоне был зарегистрирован миллионный домен). Сегодня на рынке регистрации доменов РБК занимает второе место — после RU-Center (напомним, что ранее первое место занимал Masterhost). По прогнозам, темпы роста хостингового направления РБК составят 40%.
Российский рынок хостинга: доли компаний по количеству сайтов (тыс. шт.), сентябрь 2007
Источник: CNews Analytics, 2007
Пока консолидация происходит в верхних слоях рынка, но постепенно она охватит средние и мелкие уровни. В результате, как считают эксперты, останется 5-6 крупных игроков и десятки средних. Одна из главных причин консолидации — усложнение хостинга, и небольшим компаниям становится все сложнее предложить полный набор услуг. У крупных провайдеров здесь есть ряд существенных преимуществ — достаточные для бесперебойной работы мощности, запасные сервера, биллинговые системы, квалифицированный персонал и пр.
Конкуренция на российском рынке хостинга нарастает. Летом 2007 года в Москве открыл свое представительство международный хостинг-провайдер FastNext — первый иностранный игрок на хостинг-рынке России. FastNext.Ru предоставляет широкий спектр услуг: от регистрации национальных доменов в зоне .RU до предоставления виртуальных выделенных серверов (VPS-хостинг). Минимальная цена хостинга от FastNext.Ru составляет 100 рублей в месяц, в то время как цены на услуги хостинга в среднем на российском рынке начинаются от 150-200 рублей в месяц.
Бесплатный хостинг не гарантирует надежности, и такие провайдеры рассматриваются обычно в качестве генераторов клиентской базы для платного хостинга. Последний подразделяется на массовый виртуальный хостинг, когда на одном сервере размещаются сайты нескольких клиентов, выделенный (dedicated) хостинг — аренда выделенного сервера, а также co-location-хостинг — установка собственного оборудования.
В России популярен наиболее доступный хостинг — виртуальный, а использование услуги co-location, напротив, становится менее массовой услугой (в основном ее приобретают крупные компании). Малый бизнес все чаще отдает предпочтение dedicated, и не исключено, что в ближайшей перспективе множество корпоративных серверов станут виртуальными. Сужается и рынок услуги коммерческого виртуального хостинга для частных лиц.
С другой стороны, активно развиваются другие хостинг-услуги — например, обеспечивающие совместную работу множества пользователей в корпоративной почте и синхронизацию с КПК (exchange-хостинг). Набирают популярность виды хостинга, гарантирующие стабильную и непрерывную работу веб-сайта (кластерный хостинг). Постепенно российский рынок хостинга движется к стадии аренды приложений или «софт как услуга» (Software as a Service — SaaS). По прогнозам Gartner, мировой рынок услуг SaaS достигнет к концу 2011 года объема $19,3 млрд. К этому времени, как считают эксперты, российский рынок ИТ-услуг примет модель SaaS на массовое вооружение. Пока же ее используют в России довольно редко — доля SaaS на общем рынке корпоративных приложений оценивается в районе 10%.
Спрос на услуги хостинга растет быстрее, чем провайдеры успевают строить новые площадки. Найти место, пригодное для строительства дата-центра с точки зрения энергообеспечения, в Москве стало практически невозможно. Провайдеры, исчерпавшие мощности собственных дата-центров, выходят из положения по разному. Большинство из них ищут пути более эффективного использования действующих площадок. «Мастерхост», например, для этих целей использует продукты виртуализации — пространство жесткого диска сервера делится на виртуальные диски. По некоторым оценкам, дата-центры могут экономить таким образом до 85% затрат на электричество.
Кроме того, провайдеры пытаются арендовать свободные мощности друг у друга, делают упор не на установку собственного оборудования, а на аренду и пр.
Однако наилучшим, хотя и самым дорогим вариантом, остается создание нового дата-центра или модернизация старого. По такому пути пошел, например, «Ростелеком», который весной 2008 года открыл дата-центры в Новосибирске и Екатеринбурге. Дефицит дата-центров привел к повышению уровня цен на размещение оборудования. Так, московская компания «Бест Хостинг» увеличила цены на услуги размещения серверов на площадках Stack, М-9 и «ВебАльта» в связи с увеличением стоимости услуг дата-центров. Рост тарифов вряд ли прекратится в ближайшее время — не за горами либерализация рынка производства электроэнергии, и, как следствие, повышение тарифов на нее. Другой важный фактор роста цен на рынке хостинга связан с появлением нового класса услуг у ряда операторов дата-центров — повышенного уровня надежности (не ниже TIER III). Один из таких центров создала, например, компания Stack Group.
Российский рынок хостинга еще весьма далек от насыщения. Сейчас потребление услуг хостинговых компаний растет лишь в крупнейших российских городах, но эксперты прогнозируют вторую волну ИТ-бума, связанную с появлением недорогого интернет-трафика в районных центрах.
В целом прогнозы по росту рынка на 2008 год вполне реалистичны. 28 апреля в доменной зоне .SU началась регистрация доменов с префиксом xn-, дающим возможность использовать в имени домена символы национальных алфавитов, в том числе кириллицы. По состоянию на 27 апреля в зоне SU было зарегистрировано 47507 доменных имен. С декабря 2007 года их число выросло более чем в четыре раза. Ажиотажный спрос на домены в зоне .SU возник после снижения цены регистрации в пять раз, с 3000 до 600 руб. — до уровня цен в зоне RU.
Виталий Солонин / CNews Analytics