|
|
Обзор
Телеком 2008Обзор подготовлен
При поддержке
Ниша импортных телекоммуникационных услуг на российском рынке крайне мала и не превышает 3% от общего объема услуг связи, предоставляемых внутри России. Можно четко выделить, как минимум, три фактора, определяющих судьбу телеком-импорта на российском рынке — ориентация российской отрасли на западные технологии, рост присутствия западных компаний в российской экономике, а также усиливающаяся экспансия западной культуры в Россию, формирующая соответствующий запрос на телекоммуникационный контент.
Импорт высокотехнологичных услуг связи в Россию характеризуется в последние три года тенденцией нарастания темпов, хотя в сопоставлении с темпами экспорта, они остаются гораздо менее значительными. Если по итогам первых трех кварталов 2007 года экспорт рос с темпами, близкими к 1,5-кратным (общий рост +44,1%, рост экспорта в страны дальнего зарубежья +47,9%), то импорт вырос лишь на 24,4% (в том числе +25,6% из стран дальнего зарубежья и +21,5% — из стран СНГ). Разница почти в 2 раза.
Однако другая тенденция свидетельствует об ускорении входа импортных услуг связи на российский рынок. Так, если в 2005 году прирост импорта составил лишь +8%, то в 2006 году — 22,9%, а в 2007-м — почти 25%. В абсолютном же выражении объем импорта лишь немного отстает от экспорта — $810 млн. против $858 млн. за первые три квартала 2007 года. При этом окончательная картина за год ещё не ясна. Например, по результатам 2006 года импорт обогнал по объему экспорт — $917 млн и $803 млн соответственно.
Более интересные сравнения дает сопоставление роста импорта на фоне роста внутреннего рынка. Согласно данным госстатистики, по итогам трех кварталов 2007 года доходы от услуг связи в России составили 750,5 млрд руб. (прирост за год +22,7%). В долларовом эквиваленте объем рынка составил около $30 млрд, а темпы, с учетом падения курса доллара — порядка +29%. Таким образом, импорт составляет менее 3% рынка, и по темпам пока отстает роста рынка. Сократилась за год, хотя и незначительно, доля импорта и в общем объеме импорта услуг — с 2,02% до 1,93%.
Динамика объема импорта услуг связи, 2005-2007
Источник: CNews Analytics, 2008
Таким образом, это означает, что на внутреннем рынке импорт теряет и без того, казалось бы, незначительную нишу, вытесняясь услугами отечественных телекоммуникационных компаний. Основной причиной не столь сильного вторжения импортных телекоммуникационных услуг на российский рынок является его хорошее освоение отечественными операторами. Однако стоит отметить, что значительную часть доходов западные компании на российском рынке получают через механизм совместных предприятий, созданных на территории РФ, а без них, зачастую, предоставление новых услуг отечественными операторами вряд ли возможно.
Можно четко выделить, как минимум, три фактора, определяющих судьбу телеком-импорта на российском рынке — ориентация российского отрасли на западные технологии, рост присутствия западных компаний в российской экономике, а также усиливающаяся экспансия западной культуры в Россию, формирующая запрос на соответствующий телекоммуникационный контент.
Ориентация на западные технологии. Зависимость всех отраслей и секторов отечественной экономики, в том числе и сектора телекоммуникаций, от западных технологий — вещь известная. С точки зрения роста импорта телекоммуникационных услуг в России — это «палка о двух концах». С одной стороны, коммерциализация отечественных спутниковых систем пока не достаточно высокая и основные коммерческие потребности российских пользователей спутниковой связи обеспечиваются пока зарубежными системами — Inmarsat, GlobalStar, Thuraya, ACeS и др. Это существенный козырь западных телекоммуникационных компаний, без услуг которых связь в России на том уровне, на который она поставлена теперь — невозможна. Причина известна — в свое время Россия пропустила определенный уровень развития телекоммуникационных технологий, и в результате сегодня осваивает западные, а не использует свои технологические достижения.
Есть однако, и другая сторона вопроса, оборачивающее данное обстоятельство в пользу России. Согласно мнению многих экспертов, ровно по той же причине — освоения телекоммуникационных технологий с большим опозданием — России сегодня легче внедрять передовые технологии связи, что, скажем, для западных стран представляет гораздо более сложную проблему, связанную с ломкой старой технологической базы. Возникает довольно типичный для России соблазн — пропустив первые этапы технологического развития, сразу «перескочить» на последний — причем с минимальными издержками, поскольку не надо решать проблемы реструктуризации, а просто строить «с нуля», используя уже готовый чужой технологический задел. Ввиду удивительно благоприятной внешней конъюнктуре, ввиду которой внутренний российский рынок, изобилующий скопившимися у населения нефтедолларами, оказывается очень привлекательным — такая стратегия пока оправдывает себя. Российский рынок остается крайне привлекательным и открытым в первую очередь именно для ввоза технологий — от обычного производства оптоволокна до IPTV и построения сетей 3G.
Выбор западных компаний. Благоприятные условия для импорта телекоммуникационных услуг в Россию создает рост в российской экономике числа западных компаний, которым по причинам политическим, статусным и иным, часто удобнее было бы обслуживаться в России у «своих» операторов премиум-сегмента. Выбор в пользу операторов собственно страны западных компаний — ещё один потенциальный канал роста импорта телекоммуникационных услуг в Россию. Рост присутствия иностранных операторов, в том числе в качестве «виртуальных», т.е. предоставляя услуги с использованием сетей российских операторов, вполне может оказаться пропорциональным появлению у нас филиалов западных компаний.
Ситуация для импорта в данном случае, правда, осложняется с учетом организационно-правовых ограничений, в соответствии с которыми создание в России виртуальных операторов мобильной связи невозможно. Однако, западные телекоммуникационные компании активно лоббируют свои интересы в Мининформсвязи.
Между тем, как бы ни разворачивались события, ситуацию можно рассматривать и в положительном ключе, как улучшающую позиции отечественного телекоммуникационного бизнеса. Отечественные компании довольно быстро предчувствуют возможные выгоды от любых изменений конъюнктуры, стараясь использовать ситуацию в свою пользу. Так, в конце 2007 года появились сообщения о том, что АФК «Система» предложила обменяться активами одному из крупнейших операторов связи Западной Европы — Deutsche Тelekom. Позже появились сообщения о намерении «Альфа Групп» приобрести 20% акций Vodafone — второго по величине телекоммуникационного оператора в мире. Пока это один из немногих, но довольно ярких, примеров вхождения отечественных телекоммуникационных операторов в бизнес глобальных игроков на этом рынке.
Вторжение западной культуры. Наконец, немаловажным, если не главным, фактором роста импорта телекоммуникационных услуг, в частности телекоммуникационного контента (от телеканалов до интерактивного мобильного видео по заказу) является глобализация российской культуры, в которой существенную, если не сказать определяющую роль начинает играть продукция индустрии развлечений. Сегодня каждый оператор кабельного и спутникового ТВ предлагает пакет услуг, включающих 20-40 каналов, из которых половина являются зарубежными.
Отечественные телекоммуникационные компании активно осваивают эту нишу, создавая совместные предприятия, позволяющими получать обоюдную выгоду — для зарубежных телеканалов — это выход на новы рынки, для российских компаний — это льготные цены на приобретение прав трансляции зарубежного телеканалов.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics