|
|
Обзор
Телеком 2008Обзор подготовлен
При поддержке
Демонополизация российского рынка дальней связи, начавшаяся в 2006 г., не привела в 2007-ом к особым успехам. Большинство новых операторов междугородней и международной связи оказались не готовы обслуживать массовый рынок, и телефонные переговоры были по-прежнему довольно дороги. Тем не менее, тренд очевиден — тарифы на дальнюю связь будут снижаться.
По оценке CNews Analytics, объем российского рынка междугородней и международной связи составил в 2007 году около 2,2 млрд долл., а с учетом зоновой связи — 3,5 млрд долл. В "Ростелекоме" оценивают объем российского рынка дальней связи (с учетом IP-телефонии, но без транзита трафика сотовых операторов) в 3-3,5 млрд долл., в МТТ — в 3 млрд долл.
Структура российского рынка междугородней, международной и внутризоновой связи, 2007
Источник: CNews Analytics, 2008
Услуги междугородней и международной связи, помимо "Ростелекома", оказывают МТТ, "Голден Телеком" и "ТрансТелеКом"; позже к их числу добавились Orange Business Services, "Арктел" и "Синтерра". Ожидается скорый выход сюда "Комстар-ОТС", а также крупнейших сотовых операторов. Всего лицензии на дальнюю связь имеют порядка 30 компаний. Кроме того, можно пользоваться услугами многочисленных "карточных" операторов IP-телефонии или провайдеров альтернативных коммуникаций (Skype, Google Talk, Sipnet и пр.)
Основным игроком на рынке остается бывший монополист "Ростелеком" — свою рыночную долю компания сама оценивает в 57%. По данным CNews Analytics на рынке междугородней и международной связи (без учета операторов IP-телефонии) на нее приходится 77,7%. Однако постепенно конкуренция здесь обостряется, и доля "Ростелекома", который делает на дальней связи около 80% своей выручки, имеет тенденцию к снижению. По итогам 2007 года доходы оператора от междугородной связи выросли всего на 0,7% (рост трафика при этом составил 4,7%), а от международной связи — упали на 6,8% (трафик снизился на 5,8%). И пока нет никаких предпосылок, что "Ростелекому" удастся в 2008 года существенно улучшить текущую ситуацию в свою пользу. Помимо возрастания конкуренции, наблюдается отток междугородного трафика из сетей фиксированных операторов в сети мобильных. Бывший монополист будет стараться компенсировать "выпадающие" доходы за счет услуг по транзиту интернет-трафика и обслуживания корпоративных клиентов, а также за счет операторских услуг по терминации и транзиту входящего международного телефонного трафика (доходы от предоставления данных услуг выросли в 2007 г. на 29,2%). Напомним, что в начале апреля "Ростелеком" увеличил свою долю в "РТКомм.ру" и ведет переговоры по приобретению крупных региональных провайдеров. В 2007 г. доходы "Ростелекома" от услуг передачи данных и телематических служб выросли в 4,7 раза до 975,2 млн руб., однако эта сумма составляет всего 1,5% от общей выручки компании.
Тем временем МТТ в 2007 году удалось более чем удвоить выручку от сегмента конечных пользователей дальней связи — с 92 млн долл. до 208 млн долл. Это позволило оператору, по собственным оценкам, увеличить свою долю на этом рынке до 6,8%. По оценке CNews Analytics доля компании по доходам на рынке междугородней и международной связи (без учета операторов IP-телефонии)по итогам прошедшего года превысила 9%. Объем передаваемого по сети МТТ голосового трафика по основным видам услуг составил 9,8 млрд минут, что на 31% больше аналогичного показателя 2006 года (7,5 млрд минут). Хорошо росла и абонентская база МТТ: число абонентов в режиме hot-choice ("выбор оператора при каждом вызове") достигло 6,2 млн (+273% от показателя 2006 г.), в режиме pre-select ("предварительный выбор оператора") — 0,8 млн (+156% от показателя 2006 г.).
Неплохие результаты продемонстрировал и "Голден Телеком". По собственной оценке компании, ее услугами пользуются около 1 млн клиентов; доля на рынке дальней связи в начале 2007 года составляла 10-11%, а данные за 3-й квартал 2007 г. соответствуют доле рынка порядка 25%. По итогам 2007 года, по оценке CNews Analytics, на долю "Голден Телеком" и других операторов дальней связи пришлось 13,2% рынка в стоимостном выражении. Но все они, в основном, ориентируются не на частных, а на корпоративных заказчиков. ТТК, например, установил для абонентов минимальную ежемесячную плату в 300 руб. "Синтерра" не планирует проводить массовой рекламной компании своих услуг, и признает, что сеть, в первую очередь, строилась для удовлетворения потребностей корпоративных клиентов.
У Orange Business Services в России и СНГ к моменту выхода на рынок дальней связи 1 января 2008 г. уже насчитывалось 2000 корпоративных заказчиков услуг междугородной и международной связи. За первые четыре месяца 2008 года Orange подписал еще более 250 новых контрактов на их предоставление. Компания намерена занять 30% корпоративного трафика междугородней и международной связи в течение трех лет.
Рыночные доли российских операторов дальней связи, 2007
Источник: CNews Analytics, 2008
По мнению Екатерины Цвилевой, менеджера по связям с общественностью Orange Business Services в России и других странах СНГ, на корпоративном сегменте рынка дальней связи конкуренция происходит не только и не столько в области тарифов. Предоставляя бизнес-заказчикам комплекс телекоммуникационных услуг, Orange изначально работает несколько в другой нише, чем традиционные операторы дальней связи, не планирует усиливать свои позиции на рынке физических лиц.
Спустя два года после начала демонополизации российского рынка дальней связи можно сделать простой вывод: существенного снижения тарифов пока не произошло. Расценки действующих операторов дальней связи на международные и междугородние звонки по-прежнему существенно выше, чем у "карточных" операторов IP-телефонии. Разница в тарифах порой достигает фантастических размеров. Так, стоимость одной минуты разговора с Китаем в рабочее время обойдется московскому абоненту в 30 руб., в то время как тариф по данному направлению по предоплаченным карточкам IP-телефонии "Арктел" составляет всего 81 коп. — т.е. дешевле в 37 раз. По мере развития широкополосного доступа в России для операторов фиксированной связи существует опасная тенденция — миграция трафика в альтернативные сети (Skype, Google Talk, Sipnet и пр.), где звонки внутри сети с компьютера на компьютер бесплатны по всему миру, а на стационарный или мобильный телефон осуществляются по весьма низким тарифам. Кроме того, сотовые операторы уже успешно конкурируют на отдельных направлениях с операторами фиксированной связи, что приводит к оттоку трафика дальней связи в сотовые сети.
Тарифы на услуги дальней связи в России из Москвы для частных лиц, руб./мин*
Направление/компания | Ростелеком** | МТТ** | Голден Телеком | ТТК | Зебра Телеком | Арктел |
Санкт-Петербург | 2,50/3,85 | 2,00 | 4,05 | 2,5 | 2,00 | 0,75 |
Нижний Новгород | 3,20/4,70 | 4,00 | 4,95 | 2,9 | 2,00 | 1,95 |
Ростов-на-Дону | 3,20/4,70 | 4,00 | 5,85 | 2,9 | 2,00 | 1,95 |
Екатеринбург | 3,80/6,15 | 4,00 | 5,85 | 2,8 | 3,00 | 1,95 |
Новосибирск | 4,10/6,50 | 4,00 | 5,85 | 3,1 | 3,00 | 1,60 |
Владивосток | 4,40/6,85 | 5,00 | 6,48 | 4,1 | 3,00 | 1,95 |
Украина | 7,00/10,50 | 5,93/7,57 | 9,44 | 5,9 | 4,56 | 3,78 |
Грузия | 16,00 | 12,88 | 14,75 | 9,2 | 2,57 | 2,16 |
Азербайджан | 16,00 | 12,88 | 14,75 | 9,2 | 5,13 | 4,32 |
Великобритания | 10,00/15,00 | 8,47/10,81 | 11,88 | 6,8 | 2,85 | 1,62 |
Германия | 10,00/15,00 | 8,47/10,81 | 11,88 | 6,8 | 2,85 | 1,35 |
Франция | 10,00/15,00 | 8,47/10,81 | 11,88 | 6,8 | 2,85 | 1,35 |
Испания | 10,00/15,00 | 8,47/10,81 | 11,88 | 6,8 | 2,85 | 1,62 |
США | 13,00/19,50 | 11,02/15,70 | 15,60 | 9,7 | 2,85 | 1,08 |
Китай | 20,00/30,00 | Н.д. | 22,40 | 11,3 | 3,14 | 0,81 |
Источник: CNews Analytics, 2008
Чтобы предотвратить эти опасные тренды, действующим операторам не остается ничего другого, как снижать тарифы. Странно, правда, что "Ростелеком" в ближайшем будущем не планирует проводить масштабных акций по снижению своих тарифов. Ведь его ближайший конкурент МТТ уменьшал свои расценки уже несколько раз. Последнее снижение произошло с 1 мая. В частности, снижение стоимости международного звонка на фиксированные сети стран Большой семерки в "бизнес-время" достигает 72%, стран Закавказья — от 33 до 49%, во Вьетнам и Китай — 58%. Но и сотовые операторы не сидят, сложа руки и выводят на рынок новые предложения, которые будут способствовать дальнейшему уходу междугороднего трафика в мобильные сети.
Виталий Солонин / CNews Analytics