|
|
Обзор
Телеком 2008Обзор подготовлен
При поддержке
В 2007 году российский рынок мобильников вырос не только в денежном, как в 2006 году, но и в количественном выражении. Не угасает интерес к дорогим и престижным моделям, высокий рост зафиксирован в сегменте смартфонов и коммуникаторов. Почти каждый девятый из десяти покупаемых телефонов шел на замену старой модели.
Объем розничных продаж сотовых телефонов на российском рынке по итогам 2007 года увеличился, по данным MForum Analytics, на 16% и составил 6,9 млрд долл.
В количественном выражении объем рынка увеличился до 31 млн трубок. Близкие оценки приводят MRG и "Евросеть" — 31,3 млн и 32,45 млн (6,81 млрд долл.) соответственно. Доля реплейсмента в количестве суммарных розничных продаж сотовых телефонов в РФ в 2007 г., по оценкам "Евросети", составила 84% — в 3 раза превысив показатель 2001 года (27,9%).
Динамика розничных продаж сотовых телефонов в России (млн шт.), 2001-2007
Источник: Евросеть, 2008
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за три квартала 2007 г. в Россию было ввезено 27,95 млн сотовых телефонов — в 1,4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В денежном выражении импорт достиг 3,58 млрд долл. против 2,92 млрд долл. в 2006 г.
Динамика розничных продаж сотовых телефонов в России (млрд долл.), 2003-2007
Источник: Евросеть, 2008
80% всех проданных в России в I полугодии 2007 г. телефонов имели цветной экран, отмечают в J’son & Partners. Половина поставленных устройств поддерживали MP3 (без учета имеющих полноценный MP3-плеер). Продажи сотовых телефонов с поддержкой 3G в России в 2007 году выросли на 151%, по оценке MForum Analytics — или в 3 раза, по данным J’son & Partners, составив 2,79 млн или примерно каждую десятую трубку, соответственно.
Доля реплейсмента сотовых телефонов в России (%), 2001-2007
Источник: Евросеть, 2008
Средняя цена сотового 3G-телефона по итогам 2007 года составила 370 долл., снизившись за год на 15%. Степень проникновения 3G-телефонов среди активных абонентов выросла на 2,5% — до 4,2%. Центральный и Приволжский федеральные округа обеспечили более половины объема продаж сотовых 3G-телефонов по итогам 2007 года. При этом не более 20% пользователей приобретают 3G-трубку с надеждой на скорый запуск сети третьего поколения. На долю Nokia, по данным MForum Analytics, приходится 69% продаж 3G-телефонов (65% — по данным J’son & Partners за первое полугодие 2007 г.), на втором месте — Sony Ericsson с 20%.
По итогам 2007 года общий объем продаж на российском рынке WID (Wireless Information Devices: смартфоны, коммуникаторы и КПК), согласно оценкам SmartMarketing, составил 2340 тыс. устройств, что на 55% больше показателей 2006 г. (1506 тыс. штук).
В абсолютном выражении безусловный доминант рынка — платформа Symbian OS, которая занимает 73,1%. Она набрала популярность, прежде всего, благодаря бурному росту рынка смартфонов и переводу телефонов Nokia на "смартфонную" платформу. Доля рынка Windows Mobile снизилась с 36,2% в 2006 г. до 26,8% в 2007 г. Из новых тенденций стоит отметить рост популярности устройств класса VoIP-КПК на базе Linux — прежде всего, от той же Nokia.
В продуктовой структуре устройств WID на долю смартфонов в 2007 г. пришлось 72,14%, коммуникаторов — 18,66%, КПК — 9,20%. Доля рынка коммуникаторов незначительно колебалась в течение года (в связи с действием сезонных факторов и конкурентной борьбы производителей), доля КПК остается достаточно стабильной.
Средняя оптовая цена одной трубки за год (по итогам 9 месяцев 2007 г), по данным ФТС, снизилась почти на 20 долл. и составила 128 долл. При этом розничные цены намного превышают те, что заявляются на таможне. Средняя розничная цена колебалась от 212 до 240 долл. (212 долл. — по данным "Евросети", 220 долл. - по информации MForum Analytics, 240 долл. — по оценке Dixis). В ФТС утверждают, что изменение цены не связано с таможенными процедурами. Она стала ниже, чем год назад, из-за "динамичного развития информационных технологий". Модельный ряд всех производителей обновляется, а старые телефоны теряют в цене. При этом увеличение средней розничной стоимости телефона в России — тенденция последних нескольких лет. По данным "Евросети" этот показатель вырос со 135 долл. в 2003 году до 210 долл. в 2007 году.
Средняя розничная стоимость сотового телефона в России (долл.), 2003-2007
Источник: Евросеть, 2008
По оценке MForum Analytics, более 40% рынка в денежном выражении обеспечивают продажи в ценовом сегменте более 300 долл. На долю бюджетных моделей в ценовом сегменте менее 100 долл. пришлось 8% объемов продаж в денежном выражении. В "Евросети", со своей стороны, посчитали, что в количественном выражении на дорогие модели стоимостью свыше 300 долл. пришлось 24,2% всех продаж, а на недорогие модели стоимостью менее 100 долл. — 26,9%.
Доля розничных продаж сотовых телефонов в России по ценовым сегментам, 2007*
Источник: Евросеть, 2008
В ФТС отмечают увеличение объемов импорта дорогих моделей телефонов, сочетающих функции компьютера, навигатора и фотокамеры. Объем продаж через потребительское кредитование, по данным MForum Analytics, составил 2 млрд долл., а средняя цена — около 290 долл. В "Евросети" утверждают, что в кредит было продано сотовых телефонов на 1,63 млрд долл. — на 18% выше, чем за 2006 году, а средняя стоимость — 285 долл.
По данным ФТС по числу ввезенных за 9 месяцев 2007 г. телефонов лидирует Nokia (41%), за ней с большим отрывом идут Samsung (18%), LG (14%), Motorola (11%) и Sony Ericsson (10%). Несколько другой расклад получился у "Евросети" за 2007 год — Nokia и Samsung также лидируют, занимая по 30,6% и 25,3% рынка соответственно, а далее следует Sony Ericsson (16,5%) и Motorola (8,7%). LG в "Евросети" "дали" всего 2,2% рынка.
Российский рынок сотовых телефонов: доли вендоров (в шт.), 2007
Источник: Евросеть, 2008
Объем розничных продаж сотовых телефонов в 2008 году в количественном и денежном выражении, по прогнозу "Евросети", вырастет на 7,9% в 2008 году до 35 млн шт. и на 10% — до 7,5 млрд долл. соответственно. При этом средняя стоимость телефона в 2008 году составит 215 долл.
По прогнозам MForum Analytics, в 2008 году объем продаж 3G-телефонов увеличится на 70-110%, причем не последнюю роль в этом сыграет снижение средней стоимости трубки. Сейчас модулем 3G оснащены лишь дорогие многофункциональные трубки, но постепенно производители начнут выпускать и более дешевые модели с поддержкой 3G, считают эксперты. Как обещают в J’son & Partners, в 2008 году возможно некоторое падение доли Nokia, ввиду того, что другие производители, в частности Samsung, начинают выводить на рынок свои продукты с поддержкой 3G.
Виталий Солонин / CNews Analytics