|
|
Обзор
Телеком 2008Обзор подготовлен
При поддержке
Рынок мобильного софта в России растет на 40-50% в год, по мере того как растет благосостояние и платежеспособность граждан, готовых платить за «умные» устройства. 2008 год для производителей мобильного софта становится стартовой площадкой для развития новых технологий. Прежде всего, связанных с появлением тачфонов, а также с развитием мобильного интернета как канала продаж мобильного контента.
Несмотря на скептическое отношение аналитиков к динамике рынка смартфонов и коммуникаторов, производители программного обеспечения для мобильных платформ полны оптимизма и делают ставку именно на продвижение этих устройств. Общемировая тенденция последних двух лет продемонстрировала, что пользователи готовы менять свои смартфоны или коммуникаторы столь же часто, как раньше мобильные телефоны, по мере того, как в них добавлялись новые функции, связанные как с аппаратным, так и программным обеспечением.
Для российского рынка смартфоны и коммуникаторы тоже перестали быть экзотикой — в прошлом году, по данным SmartMarketing, было продано 2,34 млн данных устройств. Этот тип продуктов имеет определенный потенциал в персонализации и кастомизации, который обеспечивают соответствующие программные продукты. Как отмечает Виктория Красильщикова, PR-менеджер Spb Software House, «в 2006 году складывалось впечатление, что ведущие игроки верят в смартфон будущего как устройство с клавиатурой. Интерфейсы iPhone от Apple и TouchFLO от HTC вызвали всплеск интереса к устройствам с сенсорными экранами, изменив существующий тренд. В 2008 году мы уже видим новые, стильные и красивые устройства с минимальным количеством кнопок и очень функциональными экранами».
Согласно данным исследования «Сканмаркет», лишь треть пользователей (34%) сегодня удовлетворены предустановленным набором программ для смартфонов. Более половины пользователей (53%) готовы платить за устанавливаемое программное обеспечение, но только 17% владельцев смартфонов прибегают к помощи сотрудников специализированных салонов и магазинов или собственных знакомых для установки приложений на свои устройства.
Рынок мобильного софта в России: этапы развития
1997 — Paragon Software (Москва, год основания — 1994) начинает заниматься локализационными решениями и технологией распознавания рукописного ввода на платформах Palm OS и Windows CE.
1998 — Inesoft (Хабаровск) выходит на рынок мобильного программного обеспечения с Inesoft Cash Organizer.
2000 — Spb Software House (Санкт-Петербург, год основания — 1999) начинает специализироваться на разработке программ для Windows Mobile (первая программа pAlbum увидит свет в 2001 году).
2000 — в Paragon Software выделяется отдельное подразделение Epocware, занимающееся программными решениями на EPOC/Symbian.
2001 — Spb Software House запускает специализированный ресурс для разработчиков — Pocket PC Developer Network.
2002 — мировой успех Spb Pocket Plus — системного приложения для платформы Pocket PC.
2003 — «ЦНТ» (Москва), крупный разработчик телекоммуникационного ПО, открывает новое бизнес-направление — разработкe навигационного программного обеспечения (в 2006 году это направление преобразовалось в проект «Навител Навигатор»).
2003 — «МакЦентр» (Москва, год основания — 1992) выпустила первую коммерческую систему навигации в России под маркой Pocket GPS Pro.
2004 — Spb Software House выпускает первый продукт для WM Smartphone (Spb GPRS Monitor), а программа Spb Pocket Plus признается самой продаваемой в мире.
2005 — программа Spb Pocket Plus удостоена гран-при конкурса Microsoft Mobile2Market.
2006 — Paragon Software выходит на рынок мобильного контента, выпустив словари SlovoEd для Java и BlackBerry.
2006 — Asus первым поставляет на рынок устройства с полным каталогом ПО от Spb Software House. «Лучшей программой для КПК» от Shareware Industry Awards признается Spb Diary.
2007 — 13 ODM-производителей железа и 5 мобильных операторов в мире продают телефоны с программным обеспечение Spb Software House.
2007 — Paragon Software получила права на разработку мобильных версий известных словарных брендов Duden, Oxford, PONS, Harrap. В этом же году выпущен новый словарный продукт СловоЕд Экспресс, разработанный на основе клиент-серверной архитектуры, позволяющий переводить слово на 9 языков одновременно.
2007 — ABBYY выходит на этот рынок, представив первый электронный словарь на карте памяти ABBYY Lingvo 12 Mobile Travel.
2008 — на выставке Mobile World Congress в Барселоне, Spb Software Group представляет Spb Mobile Shell 2.0, системную надстройку над Windows Mobile.
2008 — ABBYY выпускает программное средство для распознавания визиток ABBYY Business Card Reader.
К 2007-2008 гг. рынок мобильного софта перестал быть однородным, дифференцируясь в несколько полноценных категорий: «офисные», «системные утилиты» (в том числе и пакеты локализации), «personal productivity software», навигационный софт, мультимедийные программы. Появление и развитие тех или иных направлений связано со специфическим отношением российского пользователя к смартфону/коммуникатору. Как показал опрос Spb Software House , россияне значительно больше используют мобильные устройства для чтения (70%), российские пользователи Windows Mobile-устройств значительно моложе европейских (средний пользовательский возраст по миру составляет 35-50, тогда как в России — 26-30 лет). Среди российских респондентов значительная часть пользователей — ИT-специалисты или студенты, тогда как на Западе это, в основном, менеджеры. На конец 2007 года, когда был проведен опрос, выяснилось, что россияне в значительно меньшей мере пользуются сервисами и продуктами, связанными с интернетом (электронная почта, новости, веб-серфинг).
Интересным показался тот факт, что российский пользователь готов платить за программное обеспечение для мобильного устройства столько, сколько платят, например, американцы (порядка 100 долларов). Однако не все разработчики придерживаются в этом вопросе такого мнения. Сергей Трошин, ведущий инженер Sun Microsystems SPB по разработке платформы JavaME, считает, что «в России только возникает культура приобретения программного обеспечения. Если ПО для настольных компьютеров приобретается компаниями для рабочих целей (например, офисные приложения, средства разработки, профессиональные графические редакторы), то ПО для мобильных устройств чаще всего ориентировано на частных пользователей и покупается и устанавливается в личных целях. Такая ситуация не гарантирует разработчикам мобильного ПО не только достаточного дохода, но и покрытия расходов на разработку».
На российском рынке в данный момент насчитывается более пяти разных мобильных платформ (JAVA2ME, Symbian (Series 60 и UIQ), Windows Mobile — это самые главные). Не все разработчики занимаются всеми платформами. По данным аналитического агентства SmartMarketing, в России в 2007 году почти 3/4 софта было разработано под Symbian OS, и лишь 1/4 — под Windows Mobile. Большинство мобильных устройств на российском рынке сопровождаются дополнительным предустановленным ПО, и на сегодняшний день это определенный рынок сбыта для разработчиков. Между тем, платные обновления и установка дополнительного коммерческого софта для мобильных платформ еще не столь распространены. Информационные системы (в том числе и навигационные решения) на основе веб-сервисов, ориентированные на мобильных пользователей, частично решают эту проблему, поскольку оплачиваться может не только само программное обеспечение, но и сервисы по предоставлению информационных услуг (информация о пробках, картографические данные).
По мнению Виктории Красильщиковой, рынок мобильного ПО неуклонно растет, повторяя кривую прироста в продажах коммуникаторов и смартфонов. Меняются каналы продаж, и упрощается процесс выбора и инсталляции ПО, пользователи становятся искушенней, а разработчики — ближе к пользователям. «По данным на май 2008 года, рынок кажется бездонным, но конкуренция подталкивает основные 5 платформ (и базирующиеся на них устройства) Windows Mobile, Symbian (S60 и UIQ), iPhone, Linux (Android) и BlackBerry к постоянному совершенствованию. Все более широкий круг пользователей переходят на использование смартфонов и коммуникаторов вместо простых телефонов. Пользователи хотят кастомизировать свои аппараты, и чтобы выжить, производители софта вынуждены поддерживать более высокий уровень профессионализма, зарабатывать себе репутацию» — отмечает эксперт.
Поставщики мобильного софта в России
Компания | Род деятельности | Операционная система / платформа |
VITO Technology | разработчик | Windows Mobile / Symbian |
Paragon Software | разработчик | Windows Mobile / Symbian / Blackberry / JAVA / Palm OS |
Spb Software House | разработчик | Windows Mobile |
Quarta Technologies | разработчик | Windows Mobile |
Inesoft | разработчик | Windows Mobile |
МакЦентр | разработчик, дистрибьютор | Windows Mobile |
Sun Microsystems | разработчик | JAVA2ME |
Вобис | дистрибьютор | Windows Mobile |
Источник: CNews, 2008
Начиная с 2003 года, на российском рынке мобильного софта появляется новое направление, связанное с разработкой ГИС-приложений, которое на сегодняшний день является одним из самых быстрорастущих, как в России, так и в мире. ГИС имеет такую популярность именно для мобильных устройств, потому что целевая платформа здесь — обычно компактные карманные устройства, которые всегда находятся при владельце. Пользователям таких устройств важно быстро и эффективно получать информацию, связанную с их текущим местоположением. Очень часто это информация динамическая — например, о дорожных пробках или полезных объектах инфраструктуры (POI), поэтому данные актуальны только при использовании либо данных со спутников, либо через интернет. Второй вариант в России пока недостаточно развит (примечательно, что картографические сервисы от Google и Yandex работают только для крупных населенных пунктов, но не «умеют» прокладывать маршруты или рассчитывать расстояния по российским дорогам). Несмотря на это, специалисты из «ЦНТ» (торговая марка «Навител Навигатор») прогнозируют рост доли онлайн-решений, основанных на определении координат. Решения такого класса смогут предоставлять целевые услуги в зависимости от местонахождения пользователя (к примеру, загружать из интернета часы работы и адреса ближайших банковских отделений). Помимо этого, увеличится и объема интернет-трафика для получения информации, что так же выгодно мобильным операторам.
Наряду с онлайновыми картографическими решениями ожидается и увеличение доли сервисов транспортной логистики, оптимизации грузо- и пассажироперевозок, опять же связанные с использованием навигационного софта для мобильных платформ. На этом направлении будут появляться новые как корпоративные решения, так и программы для конечного пользователя.
Сегодня на рынке навигационного софта популярны схемы с подпиской на платные сервисы на какой-то период времени, например, на год. Такое решение, например, предлагает компания «Смилинк» — «Смилинк. Пробки Москвы». По данным ежемесячного рейтинга продаж программного обеспечения в Рунете Soft.Cnews, это решение стабильно входит в топ-15 продаж софта.
В целом рынок программного обеспечения и информационных продуктов для GPS в 2007 году составил, по оценкам «МакЦентр», около $20 миллионов. При этом, по мнению Ольги Измайловой, PR-менеджера компании «МакЦентр», большую часть этого рынка занимают продукты российских разработчиков. Рынок стремительно развивается, что демонстрируют продажи популярного в России навигационного программного обеспечения «Автоспутник» — его доля на рынке составляет 60%.
Несмотря на преобладание на рынке ГИС-решений, офисные программы также не обойдены вниманием разработчиков. Рынок растет, доля смартфонов будет увеличиваться. В целом люди постепенно привыкают к мысли, что могут пользоваться офисными приложениями на мобильных устройствах.
Говорить о каких-либо аналогах полноценных текстовых редакторов, вроде зарубежных пакетов ClearVue или TextMaker, применительно к российским разработкам пока нельзя. В основном офисные приложения для мобильных платформ представлены, во-первых, системами рукописного ввода данных (наэкранные клавиатуры, системы распознавания текста), во-вторых, различными PIM-приложениями, которые мы условно отнесли в начале текста к так называемой категории «personal productivity software» (приложения для личного использования). Под этим понимаются такие программы, которые позволяют улучшить эффективность использования мобильного устройства в личных целях.
Как отмечает Сергей Оселедько, директор по маркетингу компании «Paragon Software», «Если рассматривать рынок розницы в 2007 году, то наиболее популярными были утилиты серии Handy, которые можно отнести как к категории офисных приложений, так и personal productivity software. Наибольшей популярностью пользовалось программное обеспечение для Symbian OS, второе место по популярности среди пользователей занимали продукты для платформы Windows Mobile. Так, утилита Gismeteo стала бестселлером на российском рынке мобильного программное обеспечение в 2007 году».
Среди пакетов для распознавания рукописного текста на российском рынке представлен PenReader от Paragon Software и Pocket PC Recognizer Pack от Quarta Technologies. Обе эти утилиты можно отнести к локализационным решениям, то есть они помогают кастомизировать устройства под себя: вводить текст на родном языке стилусом с экрана, как будто на листе бумаги, однако, это не текстовые редакторы. Как отмечают эксперты компаний, ближайший год будет отмечен появлением пакетов распознавания рукописного ввода для смартфонов Nokia и SonyEriccson. В 2008 году Paragon Software выпустит PenReader со слитным распознаванием, которая будет качественно лучше существующих пакетов распознавания от Quarta. Как отмечают специалисты из компаний, когда Microsoft начала включать русское распознавание (Transcriber) на уровне прошивки Windows Mobile-устройств, этот сегмент заметно стих, несмотря на то, что это распознавание далеко от совершенства.
Компания ABBYY в апреле 2008 года презентовала новый мобильный продукт — ABBYY Business Card Reader (программа для оптического распознавания данных с фотографий визиток), ориентированный на бизнес-аудиторию. Потенциальную востребованность решения подтверждают данные опроса, проведенного компанией ABBYY на портале Mail.ru осенью прошлого года, согласно которому 38% владельцев смартфонов используют встроенную фотокамеру для съемки текста. При этом 5% из них регулярно снимают непосредственно визитные карточки. Полученные данные свидетельствуют о формировании нового элемента бизнес-этикета. Эксперты компании подсчитали, что на ручной ввод в адресную книгу мобильного телефона или компьютера данных одной визитной карточки пользователь расходует около двух минут, в то время как ABBYY Business Card Reader справляется с задачей менее чем за 20 секунд.
Говоря об офисных и финансовых программах, нельзя не привести типичный пример такой утилиты — Inesoft Address Book. Эта программа попадает в большое количество категорий одновременно — от телефонной книги до менеджера телефона. «Проект Inesoft Address Book еще молодой, но получил большое признание на мировом рынке, в России это лидер в своей категории», — отмечает директор компании «Inesoft» Ким Тхе Сик.
Корпоративный раздел офисных приложений в России развивается также стремительно, как и за рубежом. Эксперты из компаний-разработчиков связывают это с грядущим появлением в России новых платформ — в частности, Blackberry, ставшей де-факто стандартом для бизнеса за рубежом. Как отмечает Ким Тхе Сик, PrintCE SDK (программная среда для расширения возможности печати с мобильных устройств) использовалась многими зарубежными разработчиками при создании офисных и корпоративных приложений для системы Windows Mobile.
К системным приложениям, выпущенным отечественными разработчиками, можно отнести, с одной стороны, пакеты локализации операционных систем, а с другой стороны, различные системные надстройки — так называемые, Platform Enhancement Applications. К первым относятся решения LEng от Paragon Software, ставшие неотъемлемой частью пакета русификации всех ввозимых в Россию смартфонов, коммуникаторов и КПК на платформе Pocket PC. К системным надстройкам, в свою очередь, относятся различные наэкранные клавиатуры (InterKey от Paragon Software и Spb Full Screen Keyboard), а также системные пакеты Spb Pocket Tools и Spb Mobile Shell.
Также у одного из отечественных вендоров мобильного софта, компании VITO Technology, есть несколько утилит для расширения функциональности мобильных устройств — менеджер задач, менеджер закачек, надстройка GoodWin для управления коммуникатором без стилуса. Вместе с тем стоит отметить, что ее решения не так популярны, как у Spb Software House. По данным одного из крупнейших мировых интернет-магазинов, Handango.com, программа Spb Mobile Shell была признана самой продаваемой Windows Mobile программой в мире в 2007 году, а 6 из 10 самых продаваемых Pocket PC программ в мире были продуктами Spb Software House. В свою очередь, в рейтинге продаж софта в интернет-магазинах России, который ежемесячно подводит Soft.cnews.ru, это же приложение входило в десятку лучших программ в первом квартале 2008 года (средняя оценка — 7 место), несмотря на то, что продукты Spb Software House продаются только в магазине Softkey.ru.
Среди системных приложений для мобильных платформ стоит отметить также и антивирусы (Антивирус Касперского для Symbian OS и Windows Mobile). Евгений Касперский, генеральный директор «Лаборатории Касперского», считает, что количество угроз для смартфонов сравнительно невелико по сравнению с настольными компьютерами. Он связывает это с малой распространенностью в России услуг мобильного банкинга, когда со смартфона можно управлять банковским счетом. При развитии этих сервисов под угрозой, по мнению господина Касперского, окажутся наиболее популярные операционные системы: Symbian, Windows Mobile и iPhone.
В этой связи надо уточнить, что для российских разработчиков системных приложений характерна «ориентация на Запад» — на США и Европу приходится 80% продаж той же Spb Software House, в то время как доля России составляет всего 5%. Аналитики компаний отмечают, что именно российские разработчики диктуют сегодня направление развития программного обеспечения для Windows Mobile.
Словари, переводчики и разговорники — это довольно емкий сегмент рынка мобильного ПО, в том числе и в России, где существуют несколько конкурирующих решений (самые известные — словари Lingvo от ABBYY и MultiLex от Paragon Software). Чтобы иметь конкурентоспособный продукт в данной нише, производители пытаются совершенствовать как словарную базу, так и технологию получения перевода. В частности, Paragon Software лицензирует достижения ведущих издательств (таких как Oxford или Merriam-Webster) и ученых (Ахманова, Мюллер и др.). Как считает PR-менеджер компании, Надежда Туктабиева, «отличие электронного словаря от бумажного в его удобстве — мы убеждены, что пользователь наших приложений должен получать перевод слова моментально (используя как можно меньше клавиш и не открывая дополнительных окон для этого) при этом сама программа не может занимать много места».
По данным же исследования, проведенного компанией «Сканмаркет» специально для ABBYY, 60% владельцев смартфонов/коммуникаторов/КПК, использующих электронные словари/переводчики на мобильных устройствах, предпочитают продукт ABBYY Lingvo. PR-менеджер компании ABBYY, София Кочетова, так комментирует эти данные: «Электронными словарями пользуются 30% владельцев смартфонов/коммуникаторов/КПК и нам приятно, что большая часть предпочитает ABBYY Lingvo 12 Mobile Travel. Это наши собственные данные и данные исследования, согласно которому 25% владельцев электронного словаря приобрели его как предустановленное приложение».
Все крупные компании, занимающиеся разработкой программ для платформ Windows Mobile, соглашаются с тем, что современные мобильные устройства используются и буду использоваться, прежде всего, для полноценной работа с веб-сервисами, и делают ставку на развитие мобильного телевидения и интернета. Виктория Красильщикова полагает, что «появление аппаратов с поддержкой pre-4G технологий станет одним из главных вызовов разработчикам мобильного программного обеспечения и операторам мобильной связи. Необходимы новые мобильные сервисы и сценарии, использующие высокие скорости передачи данных, и дающие абоненту мотивацию платить более высокую плату, по сравнению с традиционным использованием телефона».
Появление доступных устройств в стиле iPhone в России, равно как и самого Apple iPhone, оценивается всеми экспертами положительно и связывается с изменением целевой аудитории продаж софта. На сегодняшний день от мобильного устройства требуется функциональности практически сравнимой с персональным компьютером, особенно в плане мультимедийных возможностей и Интернета. Люди привыкают постоянно находиться в информационном пространстве и иметь доступ к необходимым данным и любимым сервисам в любой момент.
Не последнюю роль в этом играет и растущий быстрыми темпами рынок развлекательного мобильного контента — в частности, игр. По оценке специалистов, в 2007 году этот рынок составил порядка 600 миллионов долларов, причем аналитики полагают, что в 2008 году рост составит 100%.
Отметим, что среди упомянутых в статье компаний, разработками игр для смартфонов/коммуникаторов занимаются Spb Software House и Paragon Software. По мнению аналитиков из компании Paragon Software, игры составляют всего несколько процентов от объема выпускаемых ими программ (речь идет о коллекции пасьянсов Can’t Stop Solitaire Collection для всех мобильных платформ), и связано это с тем, что фирма позиционирует себя как разработчик софта для смартфонов и КПК, которые считались атрибутом, прежде всего, делового человека. В свою очередь, Spb Software House выпустила 13 игр для Pocket PC устройств и одна из них — Spb Brain Evolution стала самой продаваемой Windows Mobile-игрой в мире за 2007 год.
2008 год для производителей мобильного софта становится стартовой площадкой для развития новых технологий, прежде всего, связанных с появлением тачфонов (устройств с управлением элементами интерфейса при помощи пальцев рук) и развитием мобильного интернета как канала продаж мобильного контента. По мнению Владимира Любжина, руководителя направления RoverPC компании RoverComputers, в 2008 году прогнозируется рост рынка мобильного софта на 40-60%, причем у платформы Pocket PC есть серьезные перспективы роста популярности. Некоторые эксперты связывают это с появлением на рынке Windows Mobile-устройств корпорации SonyEricsson и ее аппарата SonyEricsson XPeria X1.
По-прежнему будут актуальны навигационные программные решения: полное покрытия детальными картами территории России, значительная актуализация существующих навигационных карт, а также внедрение новых, прогрессивных сервисов работы с «пользовательскими точками» и точками «полезных объектов инфраструктуры» — вот те направления, в рамках которых будут совершенствоваться программы этого направления. По оценке компании «МакЦентр» через пять лет рынок GPS-устройств и сопутствующих компонентов вырастет до $500-700 миллионов.
В любом случае, положительная динамика рынка отечественного мобильного ПО есть, и ее отмечают все респонденты, связывая с экономическим ростом населения, готового покупать «умные устройства». Для развития рынка полезных приложений и сервисов для мобильных устройств все игроки рынка — вендоры, разработчики приложений, операторы и розничные сети — должны пересмотреть свои позиции. Операторам стоит задуматься о более гибкой политике в отношении сервисов, что в конечном итоге повысит лояльность потребителей услуг связи. Производители техники могут пойти по пути активной интеграции новых сервисов, повышая тем самым интерес пользователей к собственным продуктам. Разработчики приложений должны более тесно сотрудничать с производителями смартфонов, операторами сотовых сетей и ритейл-партнерами.
Михаил Демидов