|
|
Обзор
Телеком 2008Обзор подготовлен
При поддержке
Российские производители беспроводных систем связи обосновались в небольших нишах, в то время как иностранные контролируют самые емкие и выгодные. Похоже, что в ближайшие годы такая расстановка сил вряд ли изменится.
Структура российского рынка телекоммуникационного оборудования операторского класса постепенно приближается к общемировой. По прогнозам J’son & Partners, к 2010 году доля сетей радиодоступа (инфраструктура мобильной связи) сократится с сегодняшних 35% до среднемировых значений в 23-25%. При этом доля систем WiMAX составит 9%, а беспроводных локальных сетей (WLAN) — 3%. Кроме того, в структуре отечественного рынка можно выделить сегмент радиорелейной связи (РРС), который иногда относят к системам радиодоступа, а также системы оптической связи (FSO) и оборудование стандарта DECT.
Структура российского рынка телекоммуникационного оборудования: прогноз на 2010 год
Источник: J’son & Partners, 2007
Анализ крупных контрактов на строительство беспроводных сетей позволяет сделать однозначный вывод: российские производители сегодня вытеснены из самых выгодных и емких сегментов (речь, прежде всего, идет об инфраструктуре для мобильных сетей) и довольствуются относительно небольшими проектами. Прошедший 2007 год лишь закрепил эту тенденцию, и в ближайшей перспективе расстановка сил в беспроводном секторе вряд ли изменится.
Рынок систем радиорелейной связи (РРС) является вторым по объему сегментом оборудования беспроводной связи, уступая лишь сектору инфраструктуры мобильной связи (системы стандартов GSM и CDMA). Годовые объемы продаж радиорелейного оборудования в России составляют примерно 6 тыс. пролетов, или 150-200 млн евро. Несмотря на активность отечественных производителей, которых насчитывается примерно полтора десятка, доля импортного оборудования остается очень высокой. По оценкам экспертов по итогам 2006 года она составила около 87% годового объема рынка (по количеству станций). Успех таких лидеров рынка, как Ericsson и Nokia, в большой степени обусловлен их стратегией вертикальной интеграции — объединения продаж ЦРРС и базовых станций для сетей сотовой связи. Практически все отечественные производители относятся к моновендорам, которые производят в основном ЦРРС, в то время как иностранные, напротив, являются мультивендорами (производят наряду с ЦРРС другие виды оборудования). Очевидно, что мультивендоры имеют определенные преимущества при участии в тендерах, проводимых заказчиками.
Наиболее широко цифровые радиорелейные линии (ЦРРЛ) используются в сетях сотовой связи для присоединения базовых станций и репитеров к инфраструктуре региональной сети (линий backhaul). Внедрение операторами технологий широкополосного беспроводного доступа (в том числе на основе решений pre-WiMAX/WiMAX) стимулирует спрос на радиорелейные системы, поскольку ЦРРЛ являются одним из эффективных средств доставки трафика до "места раздачи" в сетях доступа.
Сегментов рынка, где отечественные производители занимают серьезные позиции, крайне мало. Это, например, оборудование WiMAX/preWiMAX, где доминирует компания InfiNet Wireless, занимая примерно половину российского рынка. Системы, производимые компанией, которая является членом WiMAX форума, используются более чем в 20 странах мира. На базе оборудования InfiNet Wireless построено несколько сотен беспроводных сетей в России и за рубежом. Однако сам российский сегмент оборудования широкополосного радиодоступа довольно мал по объему. Объем рынка за 2006 год, по оценкам экспертов, составил около 40 млн долл., а его ожидаемый прирост в 2007 году прогнозировался на уровне 35-40%. В мае 2007 года в России появился новый разработчик оборудования WiMax — нижегородская компания "Деветел", которая до 2010 года рассчитывает привлечь в проект 180 млн руб.
Другой пример "нишевого" рынка — системы FSO (Free Space Optics)1, которые в частности, используются сотовыми операторами для осуществления связи между базовыми станциями, подключения сот и микросот. Годовой объем российского рынка FSO оценивается в районе 1-2 млн долл., прогнозируемый рост на 2007 год составляет 15-30%. Крупнейшие отечественные игроки рынка FSO — петербургская компания "Оптические ТелеСистемы", образованная в октябре 2006 года на базе научно-производственного отдела НПК "Катарсис", и рязанская "Мостком".
За 10 лет "Оптические ТелеСистемы" продали около 2 тыс. комплектов "БОКС". Самыми крупными заказчиками являются операторы мобильной связи, но в целом доли операторского и корпоративного сектора в продажах примерно равны. При этом корпоративные заказчики, в основном, покупают оборудование Ethernet, а операторский сегмент — системы с интерфейсом Е1.
Наибольшим спросом пользуются системы с интерфейсами Fast Ethernet (68-130 тыс. руб.) или G.703 (на 4 потока Е1). Начались продажи оборудования Gigabit Ethernet (122-199 тыс. руб). В марте 2007 года "Оптические ТелеСистемы" завершили испытания и начали поставки новых систем "ЛАНтастИКа", предназначенный для корпоративных сетей Ethernet 10/100 Мбит/с. В октябре 2007 года компания завершила один из крупнейших проектов по созданию корпоративной беспроводной широкополосной сети для пензенской компании "Биосинтез". В январе 2008 года "Оптические ТелеСистемы" приступили к испытаниям новой адаптивной гигабитной системы беспроводной оптической связи ЛАНтастИКа-3Speed. Компания располагает более чем 30 филиалами по всей территории России. Оборудование "Оптических ТелеСистем" используют компании "Пятерочка", Avon, IKEA, Heineken, Вим-Билль-Данн, "Шереметьево", МТС, "ВымпелКом", Tele2, РАО "ЕЭС", РАН и др.
"Мостком" разрабатывает и поставляет на рынок FSO-системы Artolink (до 2006 года — "МОСТ"), производимые Государственным рязанским приборным заводом. К началу 2007 года продано более 200 комплектов. Средняя стоимость одного комплекта Artolink составляет около 5-6 тыс. евро. Основные заказчики (около 70%) — операторы связи, однако в последнее время растет доля корпоративного сегмента. Операторы, в основном, закупают оборудование с интерфейсами E1, но все большим спросом пользуются каналы Ethernet 10 и 100 Мбит/с. Клиенты "Мосткома" — МТС, "ВымпелКом", Tele2, "Скай Линк", "Комстар", "Спарк", "Восток-Телеком", "Северсталь Авто", "Томскнефть" и др.
Одним из драйверов отечественного рынка FSO в 2008 году может стать развитие сетей 3G. Более плотное, чем в существующих сегодня сетях, расположение базовых станций потребует организации большого числа коротких (порядка 500 м и менее) пролетов. Для этих целей, как считают некоторые эксперты, лучше всего походит именно технология FSO, поскольку при использовании радиорелейных станций в таких условиях может возникнуть проблема электромагнитной совместимости. Кроме того, операторам, выбравшим системы FSO, не требуется получать разрешение на радиочастоты.
Еще одним нишевым сегментом является рынок систем микросотовой связи и систем абонентского радиодоступа стандарта DECT.
Российская компания «Гудвин-Европа», разработчик, изготовитель и поставщик таких решений, оценивает свою долю на российском рынке DECT-систем операторского класса в 70%; на рынке корпоративных решений - на уровне 95-98% в сегменте систем искровзрывобезопасной технологической связи и 18-20% - систем связи общего назначения. У операторов и провайдеров России и стран СНГ установлено около 400 DECT-систем, обслуживающих более 190 тыс. абонентов.
Системы связи на базе телекоммуникационной платформы "Гудвин Бородино" предназначены для организации абонентского радиодоступа индивидуальных пользователей к опорной АТС цифровой сети общего пользования на участке абонентской линии через цифровой радиоканал технологии DECT. К телефонной сети подключаются фиксированные и мобильные абонентские терминалы, соответствующие основному профилю доступа. Системы абонентского радиодоступа (WLL) "Гудвин Бородино" могут применяться в городских и пригородных районах с высокой и средней плотностью абонентов, в сельских районах с низкой плотностью абонентов, системы микросотовой связи — для организации мобильной связи в офисах и предприятиях различного профиля.
В целом перспективы для отечественных разработчиков систем беспроводной связи неутешительны. С одной стороны, в России намечается активное строительство сетей третьего поколения, которые вполне могут составить конкуренцию действующим сегодня радиосетям доступа, и поставщики оборудования для сетей 3G уже определены (это все иностранные производители). С другой стороны, зарождается рынок мобильного WiMAX (стандарт IEEE 802.16e), которым также очень интересуются иностранцы. Так, китайская Huawei ужепротестировала оборудование стандарта IEEE 802.16e на площадке оператора "Сумма Телеком". "Синтерра" сформировала пул из нескольких вендоров, чье оборудование будет предлагаться региональным операторам для создания мини-сетей WiMAX почти на всей территории России: Alcatel-Lucent, Alvarion, Huawei, Motorola, Nortel, Siemens. Планирует строить национальную WiMAX-сеть "Комстар-ОТС" с партнерстве с Intel.
В создавшихся условиях ожидается рост спроса и на радиорелейные системы, но и здесь растет конкуренция. Так, недавно та же Huawei представила новую линейку цифрового радиорелейного оборудования для уровня "последней мили", которая сертифицирована для использования на территории России. Отечественные производители РРС испытывают серьезный прессинг со стороны зарубежных конкурентов, которые часто предлагают комплексные решения — например, обеспечивают заказчика как базовыми станциями сотовой связи, так и РРС "из одних рук". Последний фактор имеет большое значение, поэтому российские производители часто уступают зарубежным в тендерах, и продолжают терять свою рыночную долю.
Виталий Солонин / CNews Analytics