|
|
Обзор
Телеком 2008Обзор подготовлен
При поддержке
Рост затрат телекоммуникационных компаний на "свои же собственные" услуги — различные виды связи — резко возрос в последние три года (более, чем в три раза за период 2005-2007 гг.). Связано это с непрерывно возрастающей деловой активностью отечественного телекома, а также изменением характера предоставляемых операторами услуг, требующих увеличения расходов компаний на трафик. Одна из отличительных черт последнего времени — сближение и симбиоз различных видов связи — от мобильного интернета до интерактивного цифрового ТВ.
Показатель "расходы на связь" имеет самостоятельное значение и способен многое сказать о развитии и интенсивности использования телекоммуникационной инфраструктуры компаний - а значит, и о ее деловой активности. Сюда входят не только расходы на традиционные виды телефонной связи (местную, междугороднюю, международную, сотовую), но и затраты на электронную почту, телеконференции, предоставление доступа к глобальным компьютерным сетям и размещения информации в них.
Телекоммуникационная инфраструктура компании должна обеспечить возможность технологической непрерывности бизнес-процессов, полноту информации и оперативность в принятии решений, что особенно важно для высокотехнологичного бизнеса, в частности телекома, в котором средства связи используются не только в качестве инструментов ведения управленческой части бизнеса, но и технологиями поддержки предоставляемых операторами усложняющихся телекоммуникационных услуг, требующих роста расходов компаний на собственный трафик.
Можно назвать три основных фактора роста расходов телекоммуникационных компаний на связь — усложнение системы управления (как структурное, так и географическое) ведущих российских операторов, усложнение характера предоставляемых услуг, требующих дополнительной телекоммуникационной поддержки, а также рост деловой активности телекоммуникационных компаний, связанной с необходимостью поиска и поддержки принципиально новых межотраслевых и международных деловых контактов.
Рост затрат на трафик является естественным следствием работы информационных систем усложняющейся ИТ-инфраструктуры. Разветвленная холдинговая структура ведущих операторов и необходимость соответствовать мировым стандартам делает телеком крайне чувствительным к эффективности систем обработки информации, поэтому для операторов ключевым моментом развития становится информационно-технологическоеобеспечение внутренних и внешних бизнес-процессов.
Во-первых, рост объема обрабатываемой информации связано с необходимостью эффективного управления распределенными в пространстве активами и координацией работы региональных компаний (а наличие у ключевых игроков сектора многочисленных зарубежных подразделений делает отрасль особо чувствительной к "элитным" средствам связи — видеоконференцсвязи, спутниковой связи, мобильным офисам и др.). Кроме того, рост трафика обуславливается возрастанием требований к процессам внутрихолдингового обмена информацией по мониторингу ИТ-безопасности, отслеживания и обработки инцидентов. Пренебрежение последним чревато для компаний не только рисками сбоев в системе безопасности, но и потерей позиций на мировых биржах, например в связи с несоответствием системы управления безопасностью требованиям SOX.
Во-вторых, дополнительные расходы на трафик являются следствием усложнения услуг, предоставляемых телекоммуникационными компаниями. Рост объема обрабатываемой операторами информации растет вместе с появлением инновационных услуг — таких как поддержка услуг мобильного офиса, мобильного интернета, интерактивного цифрового ТВ.
Наконец, в-третьих, на рост потребления услуг связи влияет растущая деловая активность компаний, в которой растет межотраслевая и международная составляющие. В связи с необходимостью технической поддержки предоставления таких инновационных услуг как доступ в сеть с мобильных WAP-телефонов, лавинообразно расширяющегося спектра возможностей мобильного контента, развития интерактивного цифрового мобильного ТВ со службой по обработке запросов на видео по заказу, телекоммуникационными компаниями все больший акцент делается на укрепление и развитие межрегиональной, межотраслевой и международной кооперации в области создания новых технических средств, привлечение инвесторов к совместной реализации перспективных проектов, создание систем и средств связи, телевидения и радиовещания.
На телеком приходится около 20% всех расходов на связь предприятий в экономике. Причем существенное увеличение расходов предприятий связи на свои собственные услуги имело место в 2005 году, когда они выросли почти в 2,5 раза — с 6 до 15 млрд руб. В этот период доля телекоммуникационных компаний в общих расходах на связь в экономике разом повысилась с 15% до 25%. Между тем, в 2006 году расходы связь несколько упали — по уточненным данным Росстата, до 13,7 млрд руб.
Динамика ИКТ затрат предприятий связи
Источник: CNews Analytics, 2008
По предварительным оценкам в 2007 году общий объем расходов на связь телекоммуникационных компаний составил порядка 20 млрд руб. Таким образом, темпы роста затрат продолжают увеличиваться, хотя ожидания прошлого года о взрывном росте не оправдались. Подобные годичные колебания телекоммуникационных затрат связаны, скорее всего, с ростом-ослаблением деловой активности телекоммуникационных компаний.
Телеком услуги в структуре ИКТ-затрат предприятий связи*
Источник: CNews Analytics, 2008
В структуре затрат телекоммуникационных компаний на ИКТ расходы на связь составляют почти треть — около 28%, в том числе 5% — приходится на оплату интернет-трафика. В ближайшее время можно ожидать роста доли этой статьи в связи с развитием нового класса мобильных услуг и соответствующим усложнением характера мобильных сетей.
Взрывной рост рентабельности телекоммуникационного бизнеса в последние два года (рост прибыли в 2007 году, по оценкам Росстата, составил более 60%) закономерно приводит к снижению на этом фоне показателей затратности практически по всем статьям. В частности, если в 2005 году затраты на телекоммуникационные услуги составляли более 10% от прибыли того же года, то в 2006 году этот показатель снизился до 7,4%, а в 2007 году — до 6,8%.
Таким образом, статистика отражает в целом рост отдачи от инвестиций, осуществляемых телекоммуникационными компаниями. Однако, в связи с каскадным развитием современных телекоммуникаций, потребности компаний, вынужденных осваивать и выводить на рынок всё новые и новые виды услуг, растут опережающими темпами и в уже в 2008 году резонно ожидать нового витка роста инвестиционной активности в секторе телекоммуникаций — полученные сверхприбыли этого года, скорее всего, уже в следующем году будут превращены в новые высокотехнологичные инвестиции.
В динамике расходы на телекоммуникационные услуги и по экономике в целом, и в самом секторе связи ведут себя по принципу "взлет-спад". Согласно Росстату, на фоне прямо-таки отсутствующего роста 2003 и 2004 гг. (+8,6% и +6,1%, соответственно), в 2005 году расходы на телекоммуникационные услуги в секторе связи выросли в 2,5 раза, а в 2006 году сократились на 10,2%, 2007 год снова принес рост, по первым оценкам, +46%.
Динамика расходов на телеком услуги: череда взлетов и спадов
Источник: CNews Analytics, 2008
Несмотря на падение спроса на телеком-услуги в 2006 году, в целом по этому показателю затрат сектор телекоммуникаций обгоняет рост в экономике. Так, в 2004 году расходы телекоммуникационных компаний на услуги связи росли в 1,15 раза быстрее, чем в целом по экономике, в 2005 году — в 1,77 раза. Поэтому 10%-ное сокращение затрат 2006 года не меняет общей картины, тем более что 2007 год принес новое опережение темпов роста — темпы спроса на услуги связи со стороны телекоммуникационных компаний оказались в 1,12 раза выше, чем в остальных отраслях экономики.
Соотношение роста затрат и прибыли дает пока не очень устойчивую картину. В среднем затраты телекоммуникационных компаний на услуги связи растут медленнее прибыли соответствующего года, что свидетельствует о высокой отдачи инвестиционной политики телекоммуникационных компаний. Например, в 2003 году на единицу роста телекоммуникационных затрат приходилось 1,6 единиц роста прибыли, в кризисном 2004 году ситуация, как и во всей экономике, несколько ухудшилась, но радикально не изменилась — затраты и прибыль росли вровень. Изменения принес 2005 год, когда в телекоме рост затрат почти в 2 раза обогнал рост прибыли, что однако было вызвано именно ростом затрат компаний (с 6 до 15 млрд руб.), а не сокращением прибылей. Наконец, в 2006 и 2007 гг., рост прибыли вновь обогнал рост затрат, в том числе и на телекоммуникационные услуги, в 1,4 и в 1,1 раза соответственно.
По-видимому, 2008-й и последующие годы принесут уже не одномоментный всплеск телекоммуникационных затрат, но общее, системно-обусловленное повышение их уровня, что будет связано, как мы уже отмечали, с выводом на рынок и необходимостью поддержки принципиально новых видов "мобильных благ". Какова будет отдача от таких видов услуг, как мобильное ТВ, сказать пока трудно — опыт отдельных операторов, в тестовом режиме уже предоставляющих услуги мобильного ТВ, показывает, что данная рыночная ниша пока довольно незначительна и, к тому же, потребление в ней ориентировано преимущественно на "бесплатные" услуги, стоимость которых компенсирует только трафик.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics