|
|
Обзор
Телеком 2008Обзор подготовлен
При поддержке
Сконцентрированный в Москве и Петербурге рынок Wi-Fi в других регионах России практически не развит. В свете грядущего бума сетей третьего поколения и возможного появления сетей мобильного WiMAX, эта технология будет неминуемо терять свою долю на рынке. Похоже, что ее роль в истории — не более чем испытательный полигон для запуска более серьезных технологий, генерирующих несопоставимо большие финансовые потоки.
Объем российского рынка Wi-Fi в 2007 году вырос, по некоторым оценкам, на 50% и достиг 80 млн долл. Это составляет около 8% от объема рынка широкополосного доступа (ШПД), который оценивается в районе 1 млрд долл. Вполне вероятно, что с появлением и распространением мобильных сетей следующего поколения — UMTS/HSxPA, мобильный WiMAX и др., рынок Wi-Fi будет постепенно сужаться. Насколько быстро Wi-Fi будет терять свою долю — во многом зависит от того, как быстро появляться на рынке устройства, поддерживающие новые технологии. Что касается Wi-Fi, то по данным компании ABBYY примерно пятая часть столичных пользователей "умных" мобильных устройств (смартфонов, коммуникаторов, КПК) использует эту технологию. При этом, несмотря на то, что сети 3G в России еще не запущены, примерно каждый десятый проданный в 2007 году телефон, по данным J’son & Partners, поддерживает связь третьего поколения. А к полноценному запуску услуг 3G в стране почти все дорогие трубки будут поддерживать эту технологию, уверены участники рынка.
Сегодня можно выделить несколько основных направлений развития Wi-Fi доступа, рассчитанных на разные группы пользователей. Это бизнес-сегмент (платные зоны Wi-Fi в гостиницах, бизнес-центрах, VIP-залах аэропортов и вокзалов и др.), зоны "массового" доступа в общественных местах (кафе, рестораны, клубы, аэропорты и железнодорожные вокзалы и пр.) — как платные, так и бесплатные; бесплатные зоны Wi-Fi в социальной сфере (вузы, школы, больницы и пр.); а также коммерческий доступ для стационарных или "кочующих" индивидуальных и корпоративных пользователей ("городские сети" с сотнями и тысячами точек доступа). Границы этих пользовательских сегментов размыты и могут пересекаться. Кроме того, Wi-Fi доступ используется у различных потребителей в технологических целях, например, для ускорения поиска багажа в аэропортах или ускорения заказов в ресторанах. И конечно, Wi-Fi широко используется в компаниях для организации беспроводных локальных сетей (WLAN), зон беспроводного доступа в переговорных комнатах, кабинетах руководства и пр.
Wi-Fi-бизнес в России в "чистом" виде практически не существует. Как правило, крупные и средние операторы, владеющие магистральными каналами, рассматривают его в качестве дополнительного направления, которое помогает продвигать бренд, экспериментировать с бизнес-моделями и загружать свои транспортные сети.
Российский рынок хот-спотов характеризуется неравномерностью своего развития — 57% всех местных "горячих точек" сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Из региональных рынков зоны Wi-Fi доступа наиболее распространены в Поволжье (16%).
Российский рынок хот-спотов: распределение по регионам*
Источник: CNews Analytics, 2008
Центральный и Северо-Западный округ (без Москвы и Санкт-Петербурга соответственно) попали в аутсайдеры. На них приходится по 2,9% и 1,5% российских хот-спотов соответственно.
Москва. Московский рынок Wi-Fi "взорвался" в начале 2007 года, когда компания "Голден Телеком" ввела в эксплуатацию крупнейшую городскую беспроводную сеть, сопоставимую по своим масштабам с крупнейшими сетями мира. Сеть Golden WiFi на момент ввода в эксплуатацию состояла примерно из 6 тыс. базовых станций как вне, так и внутри зданий, а к концу 2007 года их количество более чем удвоилось, достигнув 12 700. В отличие от традиционных Wi-Fi сетей, основными пользователями которых являются "кочующие" абоненты, городская сеть Golden WiFi рассчитана в том числе и на стационарных квартирных и офисных абонентов. Правда, спрос со стороны таких пользователей не очень высок благодаря развитому проводному доступу в столице. Так, число абонентов платного Wi-Fi-доступа в Москве составило у "Голден Телеком" в ноябре 2007 года 52 тыс., в то время как число пользователей, подключенных по технологии FTTB на ту же дату — 286,2 тыс. или в 5,5 раз больше.
В зону покрытия сети Golden WiFi входит большая часть центра столицы, охватывающая около 800 тыс. домохозяйств. Клиенты "дочки" "Голден Телеком" — "Корбины Телеком" могут пользоваться услугами базовой Wi-Fi сети Golden Telecom по специальной цене. А с начала 2008 года могут подключаться к сети Golden WiFi и абоненты "Вымпелкома", который недавно приобрел "Голден Телеком". В настоящее время на сайте Golden WiFi указано более 500 адресов хот-спотов в Москве. Наряду с платным доступом к услуге, "Голден Телеком" предоставляет бесплатный сервис в заведениях, входящих в зону Golden WiFi Free (в ряде случаев — в партнерстве с проектом "Яндекс.WiFi").
Другой крупный проект реализует "Комстар-ОТС" в сотрудничестве с МТС, "Таском", Fujitsu Siemens Computers, Intel, РБК. По состоянию на конец 2007 года на сайте компании было указано 95 адресов зон беспроводного доступа сети "WiFi Комстар". В марте 2007 года "Комстар-ОТС" объявил о запуске в коммерческую эксплуатацию Wi-Fi в метро. Планировалось, что услуга будет доступна на первом этапе на трех станциях. Кроме того, "Комстар-ОТС" планировал до конца 2007 г. оборудовать технологией Wi-Fi 200 из 7 тыс. таксофонов МГТС. В августе 2007 года "Комстар-ОТС" объединил свою WiFi-сеть с компанией "Таском". Основой этого союза стало заключение договора о роуминге между сетями, которое позволит выходить в интернет с точек доступа обеих сетей, используя логин и пароль, полученные у любого из двух операторов. Кроме того, оба оператора обеспечивают доступ к услуге WiFi МТС.
"Яндекс.WiFi" позиционируется как крупнейшая сеть бесплатных хот-спотов, состоящая в настоящее время из 284 хот-спотов в Москве (193 хот-спота на начало декабря 2007 года). "Яндекс" занимается продвижением услуги среди владельцев точек (в основном точек общепита — ресторанов, кафе, баров и пр.), организацией контрактов с операторами (для организации "последней мили"), ее дальнейшим сопровождением, включая размещение некоторого гарантированного объема рекламы на своем сайте. Инвестиции в создание хот-спотов идут от владельцев заведений, которые обязуются предоставлять услуги WiFi доступа для своих посетителей бесплатно. Технологическими партнерами "Яндекса" в проекте выступают различные операторы, в частности ArtCommunications и упомянутые выше "Корбина" и "Таском".
Кроме уже названных провайдеров, услуги беспроводного широкополосного доступа на базе WiFi предоставляют сотовые операторы "ВымпелКом" и "МегаФон Москва" (в партнерстве с Art Communications), "Москомнет", "Стелком", АСВТ и др.
В Москве у "ВымпелКома" к концу 2007 года насчитывалось около 10 хот-спотов. В сентябре года оператором была запущена услуга "WiFi Агент", которая фактически позволяет упростить корпоративным клиентам оплату Wi-Fi-доступа: после включения "WiFi Агент" средства за пользование интернетом будут списаны с корпоративного счета абонента. Есть специальные предложения "ВымпелКома" для корпоративных клиентов.
"МегаФон Москва" начал развивать пилотный проект по созданию зон Wi-Fi-доступа в начале октября 2007 года (по итогам проекта будет решаться судьба этого направления). На начальном этапе в Москве и Московской области организовано 8 точек доступа, к концу 2007 года планировалось увеличить число хот-спотов до 20. Партнером "МегаФон-Москва" по запуску проекта стала оператор беспроводного доступа ArtCommunications, который с сентября 2006 года входит в проект "Энфорта". Пользователи мобильного интернета "МегаФон-Москва" в дополнение к EDGE получили возможность доступа к сайтам и электронной почте через Wi-Fi. Есть аналогичные предложения и у МТС.
Ряд менее крупных проектов реализуют и другие операторы, например, АСВТ, которая в сентябре 2007 года развернула WiFi-сеть на территории яхт-клубов Пироговского водохранилища.
Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге на конец 2007 года насчитывалось с десяток провайдеров услуг на базе Wi-Fi ("Веб-Плас", "Простор Телеком", "Ниеншанц-Хоум", "Петерстар" и др.). Они обслуживают клиентов на более чем 200 хот-спотов, доля бесплатных точек в них составляет 25% от общего числа. К октябрю 2007 года "Вэб Плас" организовал публичные точки подключения Wi-Fi более чем в 50 домах Петербурга. До конца 2007 года в рамках проекта "Домашний Wi-Fi" планировалось подключить 100 домов. В октябре "Простор Телеком" ("Квантум") расширил сеть хот-спотов в Петербурге до 50.
Домашняя сеть "Ниеншанц-Хоум" за 2007 год открыла 10 хот-спотов в рамках программы развития сети Wi-Fi-доступа в Невском районе города. "Петерстар" отыгрывает период простоя, пришедшегося на время перехода оператора в состав ГК "Синтерра". В течение последних полутора лет оператор заметно снизил активность по нескольким своим проектам. Новые Wi-Fi хот-споты не открывались, строительство домашних сетей не велось.
Регионы. Крупные региональные операторы открыли в 2007 году по нескольку десятков хот-спотов. Так, "Сибирьтелеком" установил в Красноярске 20 Wi-Fi-точек, "Таттелеком" в Казани — 40 точек доступа. Также "Таттелеком" установил в каждой из 1460 школ беспроводную точку доступа Wi-Fi в рамках национального проекта "Образование".
К концу 2008 года количество хот-спотов в Краснодарском и Ростовском филиалах ЮТК планируется довести более чем до 200. Сегодня их число составляет более 130. Городская Wi-Fi-сеть компании "Аист" (Тольятти) увеличилась на 16 точек доступа. Городская сеть компании "Полярная звезда" (Самара), которая была приобретена "Аистом" в 2007 году, насчитывает порядка десятка точек. В целом можно утверждать, что за пределами крупнейших российских городов Wi-Fi-доступ — скорее экзотика, чем технология, претендующая на популярность и всеобщее признание.
Особой популярностью в 2007 году у "строителей" хот-спотов пользовались аэропорты. "Вымпелком" запустил зоны Wi-Fi-доступа в нескольких крупнейших аэропортах: "Шереметьево-2" (Москва), "Пулково-1" и "Пулково-2" (Санкт-Петербург), Стригино (Нижний Новгород), "Уфа" (Уфа), "Волгоград" (Волгоград), "Баландино" (Челябинск), "Большое Савино" (Пермь). Позже этот список должны были расширить аэропорты Новосибирска, Казани, Самары и Красноярска. "Комстар-ОТС" развернул хот-спот на территории терминала С "Шереметьево 1". В 2008 году аналогичные проекты продолжились. В марте "Метроком" открыл зоны Wi-Fi в в "Пулково-1".
Помимо аэропортов, другой четко сегментированной потребительской нишей с очевидным спросом со стороны бизнес-клиентов были гостиницы. Так, в августе "Голден Телеком" подписал договор на установку телекоммуникационного оборудования и предоставление услуг связи для Ritz-Carlton Moscow Hotel.
Еще одним примером потребительского сегмента с гарантированным спросом являются бизнес-центры. Один из последних примеров — проект компании "Оптима-интеграция" (ГК "Оптима") по автоматизации офисного здания группы "Синара" в Екатеринбурге. Вся территория здания, за исключением подвальных помещений, покрыта сетью Wi-Fi.
Традиционно хот-споты размещались и на предприятиях общепита. Первые бесплатные Wi-Fi-зоны в местах общественного пользования "Ниеншанц-Хоум" запустил в августе. После открытия хот-спотов еще в трех заведениях общепита провайдер сообщил о начале освоения нового для себя рыночного сегмента. В основе программы — открытие еще 100 точек бесплатного доступа. В августе "Голден Телеком" сообщил о подписании договора о предоставлении услуг связи в ресторанах компании McDonald’s в России.
Случались и более экзотические проекты — например, создание первого в России поезда с Wi-Fi. В Петербурге вслед за заведениями общепита, торгово-развлекательными комплексами и отелями, Wi-Fi-доступ появился на питерской сети автозаправок "Фаэтон-Аэро". Компания АСВТ завершила первый этап нового проекта по организации услуг Wi-Fi клиентам яхт-клубов, расположенных в районе Пироговского водохранилища.
По-прежнему популярна технология Wi-Fi в торговле. ГК CDC ("Центр Корпоративных Разработок") выполнила поставку беспроводного оборудования для компании "Слата", крупнейшего дистрибьютора табачной и чайно-кофейной продукции в Иркутском регионе и Республике Бурятия. "Комстар-ОТС" осуществляет поэтапное подключение к интернету 50-ти аптек сети "Старый лекарь" в Москве (управляющая компания "Витим и Ко"), часть из которых планируется подключить по Wi-Fi.
Wi-Fi проекты: сегментация потребителей и уровень спроса, 2007-2008
Уровень спроса на платные услуги | Платный или бесплатный доступ | Сегмент | Потребители | Примеры проектов |
Высокий гарантированный | Платный доступ | Аэропорты | Бизнес-пользователи | "Шереметьево-2", "Пулково-1" и "Пулково-2", Стригино Нижний Новгород, "Уфа", "Волгоград", "Баландино", "Большое Савино" и др. ("ВымпелКом"), "Шереметьево" ("Комстар-ОТС"), "Пулково" ("Метроком") |
Высокий гарантированный | Платный доступ | Гостиницы премиум класса | Бизнес-пользователи | Ritz-Carlton Moscow Hotel ("Голден Телеком") |
Высокий гарантированный | Платный доступ | Бизнес-центры | Бизнес-пользователи | Группа "Синара" ("Оптима-интеграция") |
Высокий гарантированный | Платный доступ | Поезда повышенной комфортности | Бизнес-пользователи | Поезд на Октябрьской ЖД ("Скандинавский Дом") |
Не гарантирован | Бесплатный либо платный доступ (реже) | Предприятия общепита | Массовый сегмент | McDonald’s ("Голден Телеком"), предприятия общепита в С-Петербурге ("Ниеншанц-Хоум") |
Не гарантирован | Бесплатный доступ | Социальная сфера (медицина, образование) | Студенты, преподаватели, ректорат/ медперсонал, больные | МГСУ ("АйТи"), Александровская больница, Санкт-Петербургский Университет телекоммуникаций ("Ниеншанц-Хоум") |
Не гарантирован | Бесплатный либо платный доступ (реже) | АЗС | Массовый сегмент | "Фаэтон-Аэро" (ArtCommunications) |
Источник: CNews Analytics, 2008
Довольно много проектов зафиксировано в социальной сфере — образовании и медицине. Так, с помощью Wi-Fi обеспечен доступ к интернет-школе для детей, находящихся на лечении в стационаре Якутии. Осенью 2007 г. компания "АйТи" начала масштабный проект по созданию комплексной информационно-образовательной инфраструктуры для Московского государственного строительного университета (МГСУ). В рамках проекта, в частности, планировалось создать 10 точек Wi-Fi-доступа. В течение ноября 2007 года "Ниеншанц-Хоум" планировал разместить точки доступа в корпусах Санкт–Петербургского Университета телекоммуникаций и в холле Александровской больницы. Оживить рынок Wi-Fi в Росси может проект по интернетизации российских библиотек.
Большое внимание в 2007 году провайдеры услуг на базе Wi-Fi уделяли роумингу. Так, в конце ноября пять операторов — "Комстар-ОТС", "Межрегиональный Транзиттелеком", "Петерстар", "Простор Телеком" и "Танго Телеком" объявили о запуске в коммерческую эксплуатацию услуги WLAN-роуминга, который доступен в 17 городах России, включая Москву, Санкт-Петербург, Самару, Нижний Новгород, Красноярск и Сочи. WiFi-роуминг будет напоминать автоматический роуминг в сетях GSM: чтобы авторизоваться в гостевой сети, пользователь сможет использовать логин и пароль, полученные от "домашних" операторов.
В начале декабря 2007 года "Голден Телеком" и WeRoam, мировой провайдер WLAN-роуминга, объявили о подписании соглашения о сотрудничестве, благодаря которому пользователи Golden WiFi смогут получить доступ в интернет более чем в 35000 точках WiFi по всему миру. Ранее было заключено аналогичное соглашение с компанией Boingo Wireless. В начале 2008 года МТТ и WeRoam запустили в коммерческую эксплуатацию услугу WLAN-роуминга в международном масштабе.
В свете предстоящего запуска в России конкурирующих и более перспективных технологий — сетей 3G и мобильного WiMAX — будущее Wi-Fi выглядит туманным. Скорее всего, эта технология будет постепенно терять долю на рынке и в итоге займет очень узкую нишу, как это случилось, например, с протоколом WAP. Не исключен вариант, при котором Wi-Fi станет "дополняющей" технологией — там, где нет покрытия 3G или WiMAX. Пока же до развертывания сетей 3G, мобильные операторы пытаются закрепиться на рынке беспроводного широкополосного доступа, который, без сомнения, будет расти высокими темпами.
Виталий Солонин / CNews Analytics