|
|
Обзор
Телеком 2008Обзор подготовлен
При поддержке
Об особенностях развития рынка телекоммуникационной инфраструктуры России и СНГ в интервью CNews рассказал руководитель группы стратегического анализа по странам СНГ, Центральной и Южной Европы Alcatel-Lucent Дмитрий Тимерханов.
CNews: Какие основные тенденции вы отметили бы на рынке инфраструктуры связи в России и СНГ по итогам 2007 года? Можно ли говорить о том, что «центр тяжести» поставок смещается из России в другие страны СНГ? Насколько серьезен вклад сетей 3G в общем объеме поставок?
Дмитрий Тимерханов: Если говорить о сегменте, определяющем движение рынка в целом — а по итогам прошлого года эту роль по-прежнему сохранили сети мобильной связи второго поколения, — то в 2007-м лишь закрепились основные тенденции года предыдущего. Насыщение ключевых рынков, прежде всего России, действительно, привело к снижению и доли мобильной инфраструктуры как продуктового сегмента, и вклада России как географического рынка в суммарном объеме поставок в СНГ (около четырех с половиной млрд. евро) до уровня менее 60%. Лицензии третьего поколения, выданные в течение прошлого года в нескольких странах, включая Россию, пока не оказали существенного влияния на рынок (в частности, из-за задержек с сертификацией) и вряд ли смогут радикально изменить тренд в обозримом будущем, — поскольку рост поставок новых решений для мобильной связи, в силу обратной совместимости, не в последнюю очередь движим каннибализацией продаж систем 2G.
При этом в сегменте приложений и оборудования для фиксированных сетей связи Россия по-прежнему сохраняет доминирование и в динамике, и в абсолютных величинах. Причины кроются как в относительно высоком уровне конкуренции между операторами по сравнению с большинством других стран Содружества, так и в сохраняющейся неопределенности касательно судьбы Укртелекома — национального оператора на втором по размеру рынке СНГ. Интересно отметить, что, несмотря на бурное развитие мобильной связи, на всех рынках Содружества по-прежнему отмечен рост числа основных телефонных аппаратов, в то время как практически во всех восточноевропейских странах в этом сегменте услуг связи уже очевидно замещение современными технологиями.
Если говорить о «неоператорском» сегменте, то ситуация скорее сбалансирована. Россия за счет собственных накоплений начинает инвестиции в обновление практически всех компонентов внутренней инфраструктуры, при этом благоприятная экономическая ситуация положительно сказывается и на потреблении в сегменте среднего и малого бизнеса. Другие же страны вовлечены в многочисленные проекты — как правило, с внешним финансированием — направленные на географическую диверсификацию товарных и транспортных потоков.
CNews: Какие новые инвестиционные тренды вы отметили бы на рынке телекоммуникационной инфраструктуры СНГ?
Дмитрий Тимерханов: Ответ на этот вопрос имеет смысл разделить на три компонента. Во-первых, ощутимые изменения происходят во внешних источниках инвестиций в связи с известными сложностями на мировых финансовых рынках с одной стороны, и преодолением кризисных явлений предыдущих лет ведущими европейскими операторами — с другой. Вновь отмечен интерес этих игроков к экспансии на развивающиеся рынки путем как прямых, так и «опосредованных» приобретений, включая и слияния «первого уровня». Появляется ощутимый интерес инвесторов из регионов, до недавних пор незамеченных в масштабных проектах на территории СНГ — в частности, с Ближнего Востока. При дальнейшем развитии этого тренда и отсутствии серьезных политических препятствий неизбежны слияния и поглощения с крупнейшими российскими холдингами, на данный момент контролирующими более половины всех инвестиций в инфраструктуру связи стран Содружества.
Во-вторых, ощутимым двигателем спроса на телекоммуникационные решения становятся различные государственные программы, уже запущенные либо готовящиеся в нескольких странах и предполагающие внедрение новых технологий в сфере образования, здравоохранения и т.п.
Наконец, катализатором инвестиций становятся позитивные сдвиги в регулировании, касающиеся широкого спектра вопросов — от вещания до демонополизации «последней мили».
CNews: Можно ли говорить о том, что операторы в целом уже построили инфраструктуру для оказания услуг широкополосного доступа, и пик спроса на операторские системы прошел? Какие решения наиболее востребованы в этом сегменте?
Дмитрий Тимерханов: Общее число подписчиков услуг широкополосного доступа на конец 2007 года в России едва превысило 10% от числа установленных телефонных линий. Очевидно, что даже при взрывном росте этого сегмента (и опережающем росте трафика) в течение последнего года, в СНГ эта история лишь начинается — как для опорных, так и для сетей доступа. На уровне доступа наиболее массовым спросом пользуются xDSL и комбинация FTTx/Ethernet. В связи с задержками с внедрением UMTS/HSxPA успешно эволюционируют сети стандарта CDMA на обоих ключевых рынках СНГ, — России и Украине, а в заметной части новых проектов рассматриваются беспроводные решения на основе WiMAX и «фиксированные» на основе пассивных оптических сетей. Следует отметить и связанный с развитием широкополосного доступа видимый прогресс полноценной IP-телефонии на основе как открытых, так и закрытых решений.
CNews: Насколько популярны у операторов России и СНГ конвергентные решения? Какие факторы будут являться основными движущими силами этого сектора рынка в ближайшие годы?
Дмитрий Тимерханов: Ответ частично вытекает из предыдущего вопроса: с широким внедрением IP-технологий пользователи уже сейчас демонстрируют потребность в универсальной услуге связи независимо от местоположения и способа доступа к сети. Недавние слияния и инициативы ведущих российских холдингов наглядно демонстрируют четкое понимание этой перспективы, поэтому построение, а точнее перестроение соответствующих сетей — это лишь вопрос времени. Комбинация же конкретных решений и приложений будет в большой мере зависеть от существующей инфраструктуры того или иного оператора.
CNews: Много говорится о том, что телекоммуникационный рынок движется в сторону медиа, контента и VAS. Какие решения предлагает Alcatel-Lucent в рамках этого тренда?
Дмитрий Тимерханов: Безусловно, для заинтересованности во все более высокой скорости подключения пользователь должен иметь прежде всего мотивацию, связанную с наполнением такого канала и получением дополнительных услуг. Однако собственно контент, равно как и вещательные технологии, имеет много специфики, в связи с чем крупнейшие операторы предпочитают оставлять эту часть бизнеса для обособленных компаний, пусть даже и принадлежащих к тому же холдингу. В связи с этим интересно отметить спрос на решения, изначально предполагавшиеся для операторов связи (например, для управления контентом), со стороны «нетрадиционных» заказчиков — в частности, правообладателей или участников рекламного рынка.
В портфеле Alcatel-Lucent на данный момент присутствует и успешно используется многими заказчиками широкий спектр решений для этого сегмента — как для вещания, так и для управления контентом и предоставления различных дополнительных услуг.
CNews: Насколько успешным оказался прошедший год для компании в части реализации проектов и поставок оборудования для корпоративных заказчиков?
Дмитрий Тимерханов: Несмотря на сложности, которые испытывают в этом высококонкурентном сегменте многие компании, для Alcatel-Lucent прошедший год был исключительно успешным. Как и в предыдущие несколько лет, динамичный рост объема продаж отмечен по всем ключевым направлениям решений для корпоративных сетей связи благодаря расширению как продуктовой линейки, так и спектра заказчиков и в государственном, и частном секторе.
CNews: Спасибо.