|
|
Обзор
Телеком 2008Обзор подготовлен
При поддержке
CNews: Какие ключевые тенденции вы бы выделили на российском рынке телекоммуникаций в 2007 году?
Сергей Приданцев: Главная тенденция российского рынка телекоммуникаций — развитие технологий broadband, то есть широкополосного доступа в интернет, являющегося базой для предоставления таких услуг как IPTV или HDTV, оказание которых без наличия ШПД невозможно. Эта тенденция обусловлена развитием компьютерного рынка страны в целом. Если посмотреть на данные по Москве и по регионам, то получится интересная корреляция. Так, в Москве уровень проникновения компьютеров составляет 70%, а в регионах — 17%, при этом уровень проникновения интернета в Москве — 55%, а в среднем по России — 15%. Иными словами в регионах практически каждый компьютер подключен к интернету. В то же время уровень проникновение ШПД в Москве равен 49%, а по России — всего лишь 4%. То есть мы видим, что в Москве старый dial-up стремительно выходит из обращения. И, в общем, этот же процесс можно наблюдать и в регионах.
CNews: Какие технологии, по вашему мнению, наиболее перспективны для оказания телекоммуникационных услуг в России?
Сергей Приданцев: Разумеется, наибольшие перспективы у технологий, обеспечивающих broadband. Во-первых, это xDSL, то есть VDSL, HDSL, ADSL2+. Во-вторых, FTTx. В Москве, где «последняя миля» в основном медная, для ее модернизации мы используем технологию FTTC, то есть оптоволокно до распределительного шкафа. В регионах же мы применяем сочетание различных технологий для оказания услуг по ШПД — FTTB (оптоволокно в здание), FTTC, FTTH (в дом). Кроме того, в тех регионах, где развита медная инфраструктура, мы комбинируем ее с данными технологиями — опыт Москвы показал, что при правильном подходе это дает очень хорошие результаты. И, конечно, большое будущее ждет беспроводные технологии, такие как WiMAX.
CNews: Ранее вы говорили о том, что цель «Комстар-ОТС» на московском рынке — 50% рынка ШПД к 2011 году. Какие шаги вы предприняли и готовы предпринимать дальше для реализации этой задачи?
Сергей Приданцев: Согласно нашей концепции развития «Пять углов атаки», принятой до 2011 года, рынок ШПД для нас — это второй «угол атаки». В 2007 году мы приступили к разработке и запуску множества новых инициатив как организационно-технического, так и маркетингового характера. Мы начали с того, что сменили руководство отдела продаж компании «Комстар-Директ» и развернули широчайшую кампанию по организации новых каналов продаж и «реанимации» старых. Кроме того, был запущен бренд МГТС для оказания услуг ШПД. В результате прирост только частных пользователей ШПД по Москве у нас составил 198 тыс. человек, а с учетом корпоративных клиентов число подписчиков выросло на 228 тыс. Всего к концу 2007 года в Москве число подписчиков на услугу ШПД составило 695 тыс.
Особо подчеркну, что мы решили провести модернизацию последней мили МГТС, чтобы существенно увеличить скорость доступа для пользователей и начать оказание дополнительных услуг, например, HDTV. Этот проект был запущен в феврале 2008 года. Сейчас схема доступа к медной «последней миле» МГТС выглядит в основном так: от АТС через мультиплексоры доступа DSL (DSLAM) трафик по медным кабелям шел до шкафов, и далее — опять по меди — в квартиры. При этом длина «последней мили» была от 1 до 5 км. Такая структура способна обеспечить интернет-доступ со скоростью до 6 Мбит/с и подключение услуги IPTV с одним телевизором на квартиру. Новая же схема, основанная на технологии FTTC, выглядит иначе. От АТС до шкафа идет оптический кабель. DSLAM, которые сильно уменьшились в размерах, устанавливаются непосредственно возле потребителей, таким образом, «последняя миля» сокращается до 100-200 м. В результате скорость доступа способна подниматься до 20-25 Мбит/с. Практика показывает, что реальная скорость доступа в интернет после модернизации выросла примерно до 17 Мбит/с с возможностью подключения нескольких HDTV-приемников на квартиру. Если же клиент желает иметь более скоростной доступ, скажем, 100 Мбит/с, и большее число HDTV-точек, то тогда мы протягиваем оптику непосредственно до его квартиры. Таким образом, суммарная скорость полосы составит уже 1 Гбит/с.
Помимо этого, в ближайшее время мы намерены заняться нашим call-центром, в частности существенно сократить время отклика на звонки клиентов — с примерно 5 минут до не более 6 секунд. Технически реализовать такую задачу, конечно, непросто, однако с учетом модернизации сети вполне нам по силам. Если говорить о маркетинговых инициативах, то, в первую очередь, это запуск новых тарифных планов на доступ в интернет от МГТС.
CNews: Вы уже неоднократно заявляли о возможном внедрении технологии IMS в Москве. Какие плюсы (и, возможно, минусы) подразумевает подобный проект?
Сергей Приданцев: Основной плюс — это возможность оказывать услуги связи без телефонных станций. Для тестирования подобной технологии мы строим сейчас опытную сеть в Москве, которую планируем ввести в эксплуатацию в сентябре текущего года. Если опыт окажется удачными, то в двух миллионах московских квартир МГТС установит специальные IMS-шлюзы, совмещающие функции телефона, телевизионной приставки, ADSL-модема для доступа в интернет и др. Владельцам таких устройств не надо будет делать заявки на подключение новых услуг, они у них уже будут.
Скептики уверяют, что стоимость подобного проекта сопоставима с затратами на реконструкцию сети, однако они забывают, что данный подход способен решить вопрос модернизации на долгие годы вперед. Кроме того, МГТС сможет более эффективно использовать каналы транспортной связи и снизить издержки на обслуживание каждого абонента на 30-40%. Еще одним плюсом станет возможность ликвидации оставшихся аналоговых АТС и перепрофилирование занимаемых ими помещений, в том числе и для последующей сдачи в аренду, что принесет компании дополнительную прибыль.
CNews: Не секрет, что в регионах широкополосный доступ в разы дороже, чем в Москве. Стоит ли конечным пользователям ожидать заметного снижения тарифов в ближайшей перспективе?
Сергей Приданцев: В Москве эпоха «ценовых войн» давно прошла. Однако в регионах она только начинается, и основные баталии там еще впереди. Сейчас у нас есть реальная возможность существенно снизить стоимость передачи трафика, а значит и абонентскую плату, за счет создания собственных магистральных транспортных каналов. Это особенно важно на первом этапе нашего вхождения в регионы, ведь региональный клиент будет выбирать, в первую очередь, то, что дешевле.
CNews: «Комстар-ОТС» обещает до конца 2008 года построить в Москве первую в России сеть мобильного WiMAX. Не случится ли так, что в ближайшем будущем эта сеть будет конкурировать с сетями третьего поколения, которые планируют запустить сотовые операторы?
Сергей Приданцев: Да, мы неоднократно озвучивали эти планы. Собственно, мы уже эксплуатируем аналогичную сеть — так называемую pre-WiMAX в диапазоне 5 ГГц. В ее рамках действует несколько десятков базовых станций в Москве и Подмосковье, которые покрывают 65% территории столицы и некоторые города области. Это вполне удачный проект (только за неделю мы получаем около 30 заявок на подключение), который планируется развивать и далее.
Что же касается конкуренции, то пока не совсем ясно, с кем конкурировать. Если раньше все говорили о сетях 3G, то сейчас речь идет уже о 4G-сетях. К тому же в настоящий момент даже под 3G-технологию, в Москве, например, нет частот.
Я считаю, что в итоге каждая технология займет свою нишу. Для операторов мобильного WiMAX — это удобство совмещения мобильного доступа в интернет с фиксированным доступом, а 3G для мобильных операторов — скорее дополнение к услугам сотовой связи.
В то же время мы не собираемся ограничиваться Москвой и Подмосковьем. Строительство сети в частотном диапазоне 3,6-3,8 ГГц уже ведется в Армении. Мы также активно прорабатываем вопрос приобретения региональных компаний, которые либо уже имеют действующие WiMAX-сети, либо располагают необходимой частотой.
CNews: Каковы основные принципы стратегии регионального развития «Комстар-ОТС»? В чем специфика работы на региональных рынках?
Сергей Приданцев: Экспансия в регионы — наша основная стратегическая задача. К 2011 году за счет регионов мы планируем нарастить выручку компании до 600 млн долл. Это будет сделано за счет переноса туда той модели развития, которая хорошо зарекомендовала себя в Москве. Прежде всего, нас интересуют города-миллионники. В прошлом году число абонентов в этих городах выросло на 70% до 40 тыс., в нынешнем году мы намереваемся увеличить этот показатель более чем в два раза. Уже сейчас работаем над проектами по запуску IPTV: в планах второго квартала начало оказания услуги в Ростове-на-Дону.
В 2007 году были приобретены несколько крупных региональных компаний, а также начаты проекты по строительству и модернизации сетей в регионах нашего присутствия. Помимо этого, мы активно создаем зоновые сети связи, что позволит нам самостоятельно передавать трафик.
В качестве еще одного варианта регионального развития мы прорабатываем вопрос установления партнерских отношений с местными компаниями с целью получения доступа к их сетям. Однако в каждом случае мы будем руководствоваться вопросом рыночной целесообразности.
CNews: За пределами Москвы «Комстар-ОТС» не имеет повсеместного доступа к «последней миле». Каким образом компания планирует конкурировать с другими игроками?
Сергей Приданцев: Дело в том, что за пределами Москвы мы ориентируемся в основном на два сегмента. Во-первых, на корпоративных клиентов, образовавшихся недавно и, соответственно, не использующих медь. Для них мы сразу «ведем оптику». Во-вторых, на объекты нового жилищного фонда. В новых домах также нет медной инфраструктуры, поэтому и туда мы сразу прокладываем оптическую линию — либо непосредственно до квартир, либо до дома с последующей внутренней разводкой медью и коаксиальным кабелем по технологии FTTC.
В сегмент «старого» жилья, где превалирует аналогичная московской медная инфраструктура, и где основным оператором выступает «Связьинвест», мы не идем. Там спрос на все услуги по технологии DSL сейчас целиком удовлетворяют МРК, конкурировать с которыми путем прокладки оптики по крышам домов мы не считаем эффективным. Зато «Комстар-ОТС» идет в те сегменты, куда не могут пойти МРК, например, в загородные котеджные поселки. Что будет дальше — пока сказать сложно: либо мы будем участвовать в приватизации «Связьинвеста», либо все же будет установлен общий доступ к «последней миле». Вот тогда начнется совсем другая игра.
CNews: «Комстар-ОТС» готовится к выходу на рынок дальней связи. Какова стратегия развития этого сегмента?
Сергей Приданцев: В сегменте дальней связи мы не идем на рынок физических лиц и передачи трафика сотовых операторов. Этот рынок, на мой взгляд, имеет низкую маржинальность, к тому же в скором времени трафик сотовых операторов будет идти через их собственные сети. Здесь наш рынок — наши собственные корпоративные клиенты. А трафик между клиентами наших филиалов — это уже довольно ощутимые объемы. У нас самая высокая маржинальность в отрасли. «Комстар-ОТС» и по выручке, и по маржинальности — оператор №1 фиксированной связи в России. Кроме того, мы удерживаем лидирующие позиции в Москве, но я не случайно в начале разговора озвучил показатели проникновения ШПД по России, ведь основной рост сейчас ожидается как раз в регионах. Например, Московская область по темпам роста уже опережает Москву. А раз так, то мы ведем активнейшее строительство собственных сетей в Подмосковье, и через пару лет будем присутствовать во всех районах области.
Дальняя связь нам нужна для того, чтобы, во-первых, быть конкурентоспособными на рынке корпоративных клиентов, которые хотят получать «один счет за все услуги» от одного оператора. А, во-вторых, мы не хотим делить свою прибыль с другими компаниями. В настоящий момент мы уже сдали нашу сеть регулятору и теперь ждем получения кодов доступа.
CNews: Насколько актуальна для российских пользователей конвергенция фиксированной и мобильной связи? Какие шаги предпринимают в этом направлении операторы связи?
Сергей Приданцев: Разговоров о такой услуге сегодня ведется очень много. Однако реальных примеров практического воплощения конвергенции фиксированной и мобильной связи я пока не видел. Да и непонятно, каков должен быть уровень этой конвергенции. Например, при строительстве сети дальней связи мы брали в аренду участки связи МТС. Это конвергенция на уровне инфраструктуры. А вот что такое конвергентный продукт, я пока не могу понять, поскольку не вижу реальных примеров.
Если в качестве примера такой конвергенции рассматривать единый номер, то это не конвергентная услуга, а сервис переадресации, ибо нет закона о переносе номера между операторами.
CNews: Каковы основные ориентиры компании на 2008 год? Какие цели поставлены акционерами перед руководством?
Сергей Приданцев: Наша основная цель — полностью реализовать стратегию «Пять углов атаки» в части 2008 года. Говоря точнее — расширить клиентскую базу по ШПД не менее чем до миллиона абонентов в Москве и удвоить ее в регионах. Промежуточные результаты нашей деятельности говорят о том, что мы четко идем к поставленной цели. И я уверен, что мы сможем ее достигнуть.
CNews: Спасибо.