|
|
Обзор
Телеком 2008Обзор подготовлен
При поддержке
CNews: Какие основные тенденции Вы бы выделили на российском рынке хостинга по итогам 2007 года? Стал ли он более цивилизованным, на ваш взгляд?
Дмитрий Уфаев: С каждым годом российский рынок хостинга становится более цивилизованным. Точнее, сами пользователи становятся более требовательными и воспитывают рынок, предъявляя новые требования к компаниям, к услугам. Те хостинг-провайдеры, которые не соответствуют этим новым требованиям, уходят с рынка. При этом структура становится похожей на структуру рынка западного.
В целом 2007 год был для хостинг-компаний достаточно успешным. Рынок хостинга по нашим оценкам за год вырос приблизительно на 45% — это очень неплохой результат. В прошлом году произошло несколько значимых событий. Так, компания Microsoft начала более тесное партнерство с крупными хостинг-провайдерами. На рынке виртуального хостинга продолжился процесс консолидации, Хостинг-Центр РБК завершил несколько сделок по покупке хостинговых компаний. На рынке регистрации доменов, наоборот, появились новые игроки, пытающиеся осуществить передел рынка с помощью демпинга.
Возникли совершенно новые для отечественного рынка услуги. Хостинг-провайдеры стараются предоставлять клиентам не только хостинг, но и другие сопутствующие услуги.
Так, в конце прошлого года Хостинг-Центр РБК представил две принципиально новые услуги. В первую очередь — кластерный хостинг, отвечающий самым жестким требованиям по надежности и производительности. Вторая услуга — это предложение SSL-сертификатов нашим клиентам под брендом «Хостинг-Центра РБК», выпускаемых в партнерстве с компанией Comodo. Рынок SSL-сертификатов неразрывно связан с развитием рынка Интернет услуг и, в частности, хостинга. По мере того как безопасность в сети Интернет и обеспечение конфиденциальности данных для пользователей выходят на первый план, эта услуга приобретает все новых и новых поклонников.
CNews: В чем вы видите основные отличия российского рынка хостинга от развитых рынков США и Западной Европы?
Дмитрий Уфаев: В России пока наибольшее распространение имеет виртуальный хостинг. На рынках США и Западной Европы уже несколько лет пользователи отдают предпочтение выделенным серверам (dedicated), которые сдаются в аренду. Также не так давно у наших пользователей стал проявляться интерес к SaaS-технологиям (CRM-системы, почта на базе MS Еxchange, MS SharePoint порталы), которые в США и Европе известны уже давно.
В общем же российский путь развития хостинговых услуг повторяет развитие западного. Основное отличие от рынков США и Европы — некоторое отставание в проникновении интернета, что предопределяет отставание развития отечественного рынка хостинга от рынков США и Европы. Это и есть его главное отличие. В остальном он достаточно точно копирует развитие западного рынка, но с отставанием на шаг.
CNews: На российском рынке хостинга присутствует большое количество мелких игроков, которые предоставляют услуги сомнительного качества. Что препятствует, по Вашему мнению, более активной консолидации рынка?
Дмитрий Уфаев: Еще 5-6 лет назад рынок отечественного хостинга был «непрофессиональным» и попросту мелким. Процесс консолидации начался здесь около 3 лет назад. В частности, наша компания приобрела ряд активов: «Арбатек», «Петерхост», «Спейсвеб», «Гарант-Парк-Телеком» — это лишь некоторые из них. Более активным процесс может стать, если на рынок выйдут несколько крупных игроков из смежных ИТ-секторов, обладающих достаточными ресурсами для скупки и консолидации приобретенных активов.
CNews: Насколько актуально в Рунете такое явление как киберсквоттинг? Есть ли какие-то эффективные способы борьбы с ним?
Дмитрий Уфаев: Киберсквоттинг существует во всем мире. Развитие интернета способствует развитию спроса на доменные имена. Чем больше интернет-представительств появляется в Сети, тем сильнее и выше ценятся простые и понятные имена доменов, и, конечно же, появляются люди, желающие на этом заработать. Уже к 2000 году в Рунете не осталось свободных двухбуквенных доменных имен, через несколько лет кончились и трехбуквенные домены (всего, в зоне .ru на настоящий момент зарегистрировано 1 464 308 доменов (по данным www.stat.nic.ru), в зоне .com — 75 944 339 доменов (по данным www.webhosting.info)). В тех случаях, когда действия киберсквоттеров затрагивают интересы крупных компаний — компании или выкупают у них домены (цена может быть разной: от 1000 — 5000 евро и выше) или же подают на киберсквоттеров в суд и выигрывают такие суды.
В целом же, киберсквоттинг — это бизнес, вполне устоявшийся и развитый, существование которого обусловлено самим рынком. Компаниям необходимо помнить об этом и работать на опережение, вовремя регистрируя все возможные доменные имена во всех зонах. Но только эффективное использование и совершенствование законодательной базы является самым лучшим способом противодействия киберсквоттерам.
Также следует отметить, что вторичный рынок доменных имен в России развивается не только благодаря киберсквоттерам, но и с помощью самих регистраторов доменов, которые создают аукционы, где пользователи получают возможность продавать и покупать «подержанные» доменные имена.
CNews: Какие из направлений хостинга были наиболее востребованы среди ваших клиентов? С чем это связано, на ваш взгляд?
Дмитрий Уфаев: В настоящий момент самый популярный вид хостинга, конечно же, виртуальный (shared hosting). Однако мы видим, что новые направления — такие, как почтовый Exchange-хостинг, надежные хостинги на базе кластеров и предоставление в аренду выделенных серверов в России активно набирают обороты. Все эти услуги уже обладают большой популярностью за рубежом, так что и в России они непременно найдут своего пользователя. Помимо этого, мы прогнозируем грядущий спрос на SaaS-приложения, которые уже готовят к запуску многие российские разработчики и хостеры.
CNews: Недавно Хостинг-Центр РБК начал предоставление услуг хостинга, построенного на кластерных технологиях. В чем основные преимущества этого хостинга по сравнению с массовым?
Дмитрий Уфаев: Если сравнивать массовый хостинг с кластерным, то у последнего есть два преимущества: маcштабируемость и отказоустойчивость. Для клиента это означает, во-первых, что, даже при максимальной посещаемости веб-проекта, нагрузка распределяется равномерно на все узлы кластера, поэтому все страницы сайта загружаются быстро. Во-вторых, на кластерный хостинг не влияет отказ одного сервера, поскольку даже в случае отказа нескольких машин клиентский ресурс все равно продолжит свою нормальную работу. Таким образом, сайт клиента, даже в момент пиковых нагрузок, будет всегда и всем доступен. Этот вид хостинга особенно актуален для интернет-магазинов и больших порталов. Сейчас у нас сформирован и введен в действие специальный тариф Кластерный. В планах ХЦ РБК — перевод всех сайтов наших клиентов на кластерный хостинг.
CNews: Каковы перспективы развития хостингового направления РБК на 2008 год — и более отдаленную перспективу?
Дмитрий Уфаев: Как я уже говорил, отечественный рынок хостинга во многом копирует развитие рынков США и Западной Европы. В ближайшие несколько лет следует ожидать развития SaaS-технологий, кластерного и Exchange-хостинга. А так же снижения популярности виртуального хостинга и постепенного смещения интересов клиентов в сторону выделенных серверов.
Мы ожидаем повышения спроса со стороны пользователей на готовые приложения и сервисы. С ростом рынка и ростом хостинговых компаний будет обостряться конкурентная борьба, и хостерам придется бороться за пользователя не стоимостью услуг, а только качеством сервиса, наличием дополнительных опций, которые пользователи смогут получить вместе с тарифным планом.
CNews: Спасибо.