Обзор подготовлен

версия для печати
Сергей Гаврилов
Jet

Сергей Гаврилов:

Предоставление нового сервиса на начальном этапе носит высокозатратный характер для ИТ-компании

На вопросы CNews отвечает Сергей Гаврилов, директор по развитию бизнеса для компаний телекоммуникационного сектора, "Инфосистемы Джет".

CNews: Какие ИТ в первую очередь интересуют сегодня  мобильных операторов, по вашим наблюдениям?

Сергей Гаврилов: В первую очередь, наверное, надо говорить о технологиях, обеспечивающих быстрый вывод на рынок новых продуктов — услуг для абонентов. Прикладные платформы, на которых реализуются эти продукты, должны содержать богатый набор адаптеров и интерфейсов для интеграции с другими BSS, иметь необходимый запас производительности для обеспечения последующего роста системы и легко адаптироваться к последующим запросам на изменения от бизнес-подразделений оператора. Понятно, что функциональные возможности прикладных платформ сильно завязаны на технологию анализа, разработки, тестирования и промышленного запуска решений.

Задача эксплуатации бизнес-систем не может быть решена без качественной платформы мониторинга. По сути, речь может идти об иерархии систем мониторинга, решающих разные задачи: мониторинг состояния инфраструктуры ЦОД, мониторинг инженерных систем, мониторинг сети, мониторинг сервисов приложений, мониторинг эксплуатационных политик и т.д. Мониторинг становится неотъемлемым элементом процедур устранения инцидентов и разрешения проблем.

Задача правильного прогнозирования роста бизнес-систем на следующий год не может быть в одиночку решена ИТ-департаментом. Грамотную оценку не сделать без привлечения специалистов из подразделений маркетинга и продуктов. Результатом этой работы является не только правильно составленный ИТ-бюджет, но и планы по миграции и развитию бизнес-систем.

CNews: Какие платформы необходимы этим игрокам для развития новых сервисов?

Сергей Гаврилов: О каких новых сервисах говорят в последнее время? Конвергентные услуги, неголосовые и мультимедийные сервисы, мобильные платежи. Платформы, используемые для их реализации, должны удовлетворять ряду специфических технических требований. В нашей стране доступность услуги необходимо обеспечить на территории, охватывающей более 10 часовых поясов и для потенциальной многомиллионной аудитории, поэтому архитектура решения должна позволять строить распределенную масштабируемую систему, отвечающую этим требованиям.  Например, FMC-платформы на базе IMS-архитектуры обеспечивают реализацию решений по объединению услуг мобильной и фиксированной связи (или конвергентных услуг).

Второй ключевой момент — внедрение систем для предоставления таких сервисов, как мобильные платежи, доступ к контент-серверам завязано на агентскую/партнерскую сеть оператора и на качество их собственных сервисов. Если это мобильные платежи, то на сервис влияет банковский процессинг; когда речь идет о закачке контента, то с ней связаны контент-поставщики; если это платежная система, то на нее влияет сеть платежных агентов. По сути, встают два важных вопроса – насколько платформы, используемые оператором, адаптируемы к условиям внешней партнерской сети, и насколько успешно будут решены организационные вопросы, связанные с взаимодействием со всеми агентами/партнерами. Приходилось сталкиваться с поставщиками, имеющими успешно завершенные проекты, которым, тем не менее, тяжело выдерживать такого рода прессинг.

Наша компания обладает опытом и знаниями, необходимыми для ведения проектов по внедрению подобных решений. В начале этого года «Инфосистемы Джет» совместно с компанией «ВымпелКом» объявили об успешном переходе на систему приема платежей «Beepay XP». Она была разработана специалистами нашей компании на платформе Kabira Transaction Platform. «Beepay XP» осуществляет прием платежей от абонентов «ВымпелКома» на территории всей России и обеспечивает обработку до 6 млн. транзакций (платежей) в день.

В связи с получением операторами лицензий на предоставление услуг междугородней/международной (МГ/МН) связи возникла необходимость построения МГ/МН-сетей. Принимая участие в таких проектах, мы приобрели бесценный опыт в организации взаимодействия с большим (сотни) количеством присоединяемых операторов.

CNews: В чем вы видите основные сложности при работе с компаниями этого сектора?

Сергей Гаврилов: Нам приходится балансировать между задачей по кастомизации услуг/продуктов и необходимостью следовать собственным стандартам сервиса. Сложность здесь заключается в том, что на первоначальном этапе себестоимость разработанной уникальной услуги для сервисной компании (системного интегратора) высока. Но это редко принимается во внимание второй стороной — заказчиком. Получая абсолютно новую сервисную услугу, заказчик подходит к ней с теми же ценовыми метриками, которые он применяет к обычным услугам. Получается, что предоставление нового сервиса на первоначальном этапе носит, как правило, высокозатратный характер для ИТ-компании, прежде всего, в связи с уникальностью и обеспечением необходимого качества, требуемого оператором.

Что еще вызывает сложности? Маркетинг мобильного оператора формирует планы по запуску новых продуктов, и это означает, что разработчики, отвечающие за реализацию продукта, должны следовать принципу «time to market».  Получается, что технология разработки продукта в буквальном смысле подчиняется требованиям бизнеса, и скорость вывода продукта на рынок  весомее технологических аргументов, продукт реализуется вопреки первоначальным планам, т.е. в вынужденно форсированные сроки.

Ценовые войны между лидерами «большой тройки» мобильных операторов закончились, теперь на фоне стагнирующей доходности все занялись сокращением операционных расходов. Естественно, это напрямую затрагивает и их сервисных партнеров — системных интеграторов. Конкуренция среди ИТ-компаний, борющихся за сервисные контракты мобильных операторов, потенциально несет в себе угрозу снижения качества услуг для заказчика. Конкуренция по цене возможна до определенного предела, после которого остаются уже те, кто хуже считает. Конкурируя надо все-таки помнить, что при формировании стоимости предложения, учитывается не только себестоимость услуги и квалификация персонала, но и параметры доступности услуги и, собственно, возможность ее реализации.

CNews: Как вы оцениваете результаты работы компании в секторе?

Сергей Гаврилов: Прошедший год был для нас успешным. Согласитесь, было бы странно работать на бурно растущем рынке и не приобретать новых качеств и новой компетенции. Рынок мобильных операторов в определённом смысле представляется уникальным: эта уникальность формируется за счет быстрой смены технологий, нарастающего предложения новых продуктов и агрессивного проникновения на смежные рынки. Понятно, что уровень партнерских услуг и сервисов должен  соответствовать этому рынку. Если говорить о нашей компании, то я бы выделил следующие основные достижения: это быстрый рост и стандартизация сервисного обслуживания в региональных  операторских компаниях/филиалах, а также развитие экспертизы по прикладным разработкам. Кроме того, наша экспертиза в области NGN-решений позволила компании эффективно участвовать в реализации проектов построения МГ/МН-сетей. Продолжая эту тему, я бы выделил приобретенный нами опыт быстрого формирования проектных команд, имеющих универсальную квалификацию по развитию и сопровождению специализированных решений.

CNews: Какие бизнес-задачи, по вашим предположениям, стоят перед мобильными операторами на 2008 год?

Сергей Гаврилов: С точки зрения этики, наверное, не вполне корректно рассуждать об этом, потому что я не являюсь профессионалом рынка операторов. Но, по моему мнению, ключевых бизнес-трендов, как минимум, три: попытка увеличения доходности за счет традиционных и неголосовых услуг, экспансия на высоко конкурентный рынок услуг фиксированной связи и доступа в интернет, и расширение географии присутствия за счет новых приобретений.  Если пытаться делать оценки на основании аналитических прогнозов, то мир мобильной телефонии должен сильно измениться. Мобильный телефон перестанет быть просто средством связи: уже запущены продукты из сферы мобильных платежей, на подходе мобильное телевидение, контекстная навигация абонента и персонифицированные рекламные продукты. Все это будет выстраиваться на фоне многомиллионной абонентской базы, потенциально готовой к приобретению новых услуг, а также острейшей конкурентной борьбы на рынке.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS