|
|
Обзор
Телеком 2008Обзор подготовлен
При поддержке
CNews: Каковы, на ваш взгляд, основные тенденции развития российского рынка NGN — по итогам прошлого года?
Игорь Масленников: Во-первых, нельзя не отметить, что процесс NGN-изации российских телекоммуникаций идёт — и довольно активно. Есть множество операторов, в том числе крупных и известных, которые уже не строят сетей традиционной телефонии и не приобретают телефонных коммутаторов. Причем именно в прошлом году такая тенденция стала очень заметной. Во-вторых, данный процесс всё-таки идёт главным образом за счет внедрения оборудования иностранных компаний. Лично мне такой тренд не очень нравится. Хотелось бы, чтобы российские разработчики вели себя более активно в этом направлении. Мы вот, например, за прошлый год открыли для себя порядка 20 отечественных коллективов, занимающихся разработкой оборудования и ПО в области VoIP. У нас есть большое желание, чтобы они успешно развивались и через некоторое время смогли составить серьезную конкуренцию решениям зарубежных компаний, которые пока что доминируют на отечественном рынке NGN.
CNews: Насколько активно происходит переход отечественных операторов от сетей TDM к NGN? Какие конкурентные преимущества это дает?
Игорь Масленников: Происходит довольно активно. Ответ на вопрос, зачем они это делают, довольно простой. Возьмем новых операторов, появившихся в последние два-три года, типа «Арктела» или «Эффортела». Когда они принимали решения о том, каким образом технически строить свою инфраструктуру, они делали выбор в пользу строительства IP-сети, чтобы сеть была одной, единой, чтобы не строить две разных сетевых инфраструктуры. Традиционные крупные операторы делают это в рамках логики общего движения или перестройки в сторону IP «островным» методом — перестраивая на IP сегменты своей существующей сети либо по географическому, либо по функциональному признаку.
Сегодня практически все операторы являются универсальными в том смысле, что оказывают более-менее широкий спектр услуг связи, а не одну-единственную, как раньше. Нет операторов только телефонии. У всех них есть IP-cети, и они оказывают услугу широкополосного доступа в интернет, как минимум. Получается, что бизнес сегодняшнего оператора разделен на две части — «традиционную телефонную» и «IP-шную». При этом только IP-шная часть бизнеса в последние годы активно растет. И именно в ней они видят будущие перспективы собственного бизнеса, и значительную часть инвестиций направляют именно на развитие IP-инфраструктуры, IP-сервисов. Очень характерный пример — история МГТС за последние 10 лет.
CNews: Кто сегодня, на ваш взгляд, является основным пользователем IP-телефонии? Насколько заинтересован в ней корпоративный сегмент?
Игорь Масленников: По сути, на сегодняшний день IP-телефония в ее исходном смысле — как дешевая МГ/МН связь по карточкам в России отсутствует. Но с другой стороны никакой другой МГ/МН телефонии в мире, кроме IP, собственно говоря, не осталось. Почти вся мировая телефония сегодня является IP-телефоний. И у российских операторов связи те же тенденции — транзит голоса они осуществляют на базе IP-технологий все активнее и активнее.
Кроме того, в настоящее время на рынке главным является не перераспределение денежных потоков от дальнего трафика, а вопрос повышения эффективности операторского бизнеса за счет внедрения новых технологий и новых услуг. И как раз внедрение решений NGN, IP-телефонии позволяет добиться подобного улучшения. По крайней мере, снизить оперативные затраты. При этом современные решения требуют меньшего количества обслуживающего персонала, занимают меньше площади, позволяют экономить энергию. Для корпоративного же рынка IP-телефония, прежде всего — это возможность интеграции коммуникационных и информационных сервисов. Посмотрите на Microsoft — ее «Объединенные Коммуникации» как раз и есть замечательный пример этому. Посмотрим через несколько лет, как будут выглядеть офисы…
CNews: В 2007 году «МФИ Софт» объявила, что в течение 3-4 лет планирует занять с новым NGN-решением РТУ до 30% рынка замены устаревших АТС в России. Какие предпосылки есть для реализации этих планов?
Игорь Масленников: Предпосылки довольно простые. Старая российская телекоммуникационная инфраструктура развита не очень хорошо по сравнению с соответствующими инфраструктурами западных стран. Это означает, что у нас, с одной стороны, есть потенциал для дальнейшего роста. Скажем, средняя плотность традиционной фиксированной телефонии составляет порядка 60 телефонов на сотню хозяйств на Западе, а в России около 30, т.е. двукратный потенциал органического роста уже есть. С другой стороны, «Связьинвест» несколько месяцев назад заявил о программе цифровизации своей сети — замене множества устаревших телефонных станций. И здесь понадобится сотни тысяч, если не миллионы, абонентских портов сделать цифровыми. Причем сегодня цифровизацию проводить в виде замены старых АТС на новые, цифровые уже, по-моему, бессмысленно. Смысл имеет делать это на базе IP-технологий. Это даст возможность сделать рывок, «перескочить» этап развития, который западные страны прошли уже давно, и сразу построить современную систему.
Допустим, все это понимают и хотят осуществить такой переход. Но как мы в самом начале сказали, лидерами NGN-изации российского телекома могут стать два известных отнюдь не российских вендора. Должно быть так или не должно? Если обратиться к опыту развитых западных стран, то ни в одной из них мы не увидим засилья иностранного оборудования на сетях связи. Поэтому во всем мире зарубежные поставщики доминируют на тех рынках, где позиции национальных производителей настолько слабы, что им просто нечего предложить. Не будем забывать, что телефонные станции известных восточных и западных вендоров вполне могут содержать какие-то недокументированные функции на случай, что называется, ядерной войны. И в этом отношении только отечественным производителям можно доверять. Поэтому российского разработчика необходимо на государственном уровне поддерживать, развивать, опекать, давать ему возможность вырасти быстро и эффективно так, чтобы он мог составлять конкуренцию как Huawei, так и Cisco, Ericsson и другим западным гигантам.
CNews: Как можно оценить результаты деятельности компании в 2007 году? Какие реализованные проекты можно отметить особо?
Игорь Масленников: Если о нашей деятельности говорить в контексте всего вышесказанного, то надо понимать, что прошлый год для нас был даже не первой фазой, а «фазой ноль». Потому что именно в прошлом году у нас сформировалось такое понимание. В 2007 году у нас появилась идея или концепция неразрушающего перехода из TDM в IP. Тогда же у нас появилась идея нашего флагманского решения, связанного с переходом на сети NGN — РТУ — Российский Телефонный Узел. В прошлом году мы просто подготавливали почву. И самые первые две инсталляции РТУ состоялись уже в этом году — в январе и феврале, именно благодаря той работе, которая была проделана нашей компанией в 2007 году.
CNews: Какие преимущества решений «МФИ Софт» наиболее значимы, на ваш взгляд, для российских операторов связи?
Игорь Масленников: Преимуществ по большому счету два. Первое — это то, что мы говорим с нашими заказчиками в буквальном смысле слова на одном языке. Второе — наша компания базируется непосредственно здесь, поэтому мы можем оперативно предоставить любой комплекс решений, который необходим каждому конкретному оператору. По-моему, эти два фактора служат хорошим основанием при прочих равных для того, чтобы отечественные операторы выбирали российского производителя. А репутация у наших продуктов на рынке хорошая.
CNews: В каком направлении «МФИ Софт» планирует развивать свою продуктовую линейку для российского телекоммуникационного рынка в ближайший год?
Игорь Масленников: Если говорить об IP-составляющей нашего бизнеса, то направлений здесь не очень много, и они в сущности уже сформированы. Не думаю, что в течение 2008 года что-то кардинально поменяется. Основной акцент мы по-прежнему будем делать на РТУ.
Я хотел бы подчеркнуть, что мир традиционной телефонии и мир IP-технологий чрезвычайно разные. Это две разных парадигмы — коммутации каналов и коммутации пакетов. Они не совместимы между собой. Но телеком имеет огромное прошлое, традиционные телекоммуникации настолько велики! Это означает, что будет долгий переходный период, пока одна парадигма будет перетекать в другую. Процесс перестройки будет очень длительным, и традиционная телефония не умрёт мгновенно. Наш проект РТУ предоставляет операторам возможность, не разрушая свой телефонный бизнес, плавно его перестраивать и встраивать в новый бизнес, бизнес на базе IP-технологий, IP-сервисов.
Хочу добавить, что хотя мы и считаем это направление важным для нас на данный момент, тем не менее, оно не остаётся для «МФИ Софт» единственным. У нас есть широко известные решения для транзита трафика VoIP, есть SIP-платформа абонентских cервисов, и ряд других разработок, которые мы по-прежнему будем продвигать.
CNews: Спасибо.