|
|
Обзор
Телеком 2009Обозрение подготовлено
Информационные технологии всегда были для операторов связи одним из ключевых направлений повышения эффективности бизнеса и конкурентоспособности. Соответственно, даже в ситуации сокращения расходов операторы связи максимально «щадят» свои ИТ – и остаются одним из самых привлекательных потребителей для интеграторов. За 2008 год выручка целого ряда крупных компаний-участниц рейтинга CNews100 от ИТ-проектов в телекоме показала рост свыше 100%. Хотя и не рассчитывая на сохранение подобных темпов сегодня, они могут сфокусироваться на услугах поддержки построенных сложных ИТ-инфраструктур.
Крупнейшие отечественные ИТ-поставщики за 2008 г. заметно увеличили долю телекома в своей выручке - благо в период экономического роста операторам была свойственна определенная гигантомания в стратегиях информатизации. Привычка не экономить на ИТ обусловлена спецификой сектора – высокие технологии не просто помогают здесь бизнесу, но, собственно, определяют его существования. Работа в режиме 24х7, огромное количество клиентов, высокие требования к оперативности обеспечения сервиса и в целом высокий уровень ответственности – факторы, которые делают необходимым построение, развитие и поддержку сложной ИТ-инфраструктуры. Операторы связи всегда отличались большими расходами на ИТ. Хотя первые кризисные явления достаточно быстро проявились в других отраслях, отечественный телеком в 2008 г. пострадал от них меньше всего и завершил большинство запланированных до конца года проектов. Соответственно, многие интеграторы смогли продемонстрировать значительный рост доходов по этому направлению.
Так, среди участников первой десятки рейтинга CNews Analytics компании Verysell удалось увеличить показатель выручки от проектов в телекоме на 123%, при этом их доля в совокупном доходе компании выросла за 2008 г. до 45%. На 105% и 106% увеличились, соответственно, показатели Inline Technologies Group и «Астерос», у которых на телеком приходится около трети доходов. Более 70% от общей выручки заработал на телекоме «Компьюлиинк» (годом ранее эта доля составляла 53,5%). Устойчиво 40% получает от проектов в отрасли связи «Техносерв». Немного снизился (с 55% до 45%) этот показатель в 2008 г. у компании «Энвижн Груп».
Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи
№ | Компания | Город | Выручка от проектов в телекоме, 2008, тыс.руб. | Выручка от проектов в телекоме, 2007, тыс.руб. | Доля телеком--проектов в общей выручке, 2008 | Доля телеком-проектов в общей выручке, 2007 | Рост 2008/2007, % |
1 | Компьюлинк | Москва | 20 804 661 | 14 359 317 | 71,30% | 53,50% | 44,9 |
2 | Техноcерв | Москва | 14 627 964 | 12 881 446 | 40% | 40% | 13,6 |
3 | Verysell | Москва | 6 463 129 | 2 898 500 | 45% | 22% | 123 |
4 | Энвижн Груп | Москва | 5 684 850 | 3 670 513 | 45% | 55% | 54,9 |
5 | РК Телеком | Москва | 2 749 897 | 1 646 558 | 97% | 96% | 67 |
6 | ITG (Inline Technologies Group) | Москва | 2 566 200 | 1 253 560 | 30% | 24,20% | 104,7 |
7 | Астерос (Би-Эй-Си) | Москва | 2 459 092 | 1 193 640 | 33% | 24% | 106 |
8 | Степ Лоджик | Москва | 2 311 556 | 2 096 260 | 61% | 67% | 10,3 |
9 | Инфосистемы Джет | Москва | 2 148 405 | 2 016 000 | 26% | 32% | 6,6 |
10 | Амфора груп | Москва | 1 703 215 | 935 704 | 45% | 40% | 82 |
11 | Ай-Теко | Москва | 1 505 228 | 1 052 773 | 12,70% | 9,30% | 43 |
12 | Крок (1) | Москва | 1 070 922 | 1 004 016 | 5% | 4,90% | 6,7 |
13 | Микротест | Москва | 974 862 | 822 877 | 12,10% | 11% | 18,5 |
14 | Корус Консалтинг | Санкт-Петербург | 878 033 | 125 097 | 54% | 14% | 601,9 |
15 | ТелеСвязь | Москва | 506 460 | 270 000 | 25% | 25% | 87,6 |
16 | Систематика * | Москва | 375 750 | 235 472 | 3% | 2% | 59,6 |
17 | Орбита | Краснодар | 341 923 | 135 630 | 20% | 13,70% | 152,1 |
18 | АРКТИКа | Санкт-Петербург | 264 388 | 200 069 | 23% | 25% | 32,1 |
19 | Телеком Дизайн | Санкт-Петербург | 229 230 | 236 550 | 82% | 82% | -3,1 |
20 | Форс-Центр разработки | Москва | 222 232 | 115 046 | 12% | 8% | 93,2 |
21 | Сибинтек | Москва | 199 013 | 234 600 | 14% | 12% | -15,2 |
22 | Рамэк | Санкт-Петербург | 197 730 | 56 486 | 3,90% | 1,60% | 250,1 |
23 | Epam Systems | Москва | 136 809 | 173 460 | 3% | 6% | -21,1 |
24 | Апрель (2) | Нижний Новгород | 44 512 | 35 752 | 6,10% | 6,30% | 24,5 |
25 | Южная Софтверная Компания | Ростов-на-Дону | 8 030 | 12 834 | 2,38% | 3,54% | -37,4 |
Источник: CNews Analytics, 2009
Свои успехи компании-участники рейтинга CNews Analytics объясняют хорошим заделом 1-го полугодия 2008 г. Однако, завершив в основном текущие ИТ-проекты, в 2009 г. операторы в общем тренде начали «замораживать» некоторые инициативы до лучших времен. Сокративший инвестиции телекоммуникационный бизнес переориентировал ИТ-стратегии в пользу краткосрочных и низкобюджетных проектов с быстрым возвратом инвестиций. При этом повышается приоритет сервисного обслуживания, сопровождения ранее внедренных решений.
«Первая половина 2009 года показала, что ИТ-стратегии операторов связи изменились, так как бизнес вынужден сокращать инвестиции. Вектор сместился в сторону краткосрочных проектов имеющих срок возврата инвестиций от 1 до 3 лет. Решение о внедрении той или иной системы принимается компанией после детального анализа экономических выгод, которые она принесет. Естественно, возрос спрос на низкобюджетные решения и решения, которые помогают в сжатые сроки оптимизировать и сократить расходы», - комментирует Лев Бровко, заместитель генерального директора компании Verysell Проекты.
«Инвестиционные программы операторов, конечно, пострадали в результате кризиса, - отмечает Дмитрий Комаров, директор департамента по работе с телекоммуникационным сектором компании «Би-Эй-Си» группы «Астерос». - МТС и «Вымпелком» серьезно срезали капитальные затраты на 2009 год. В тоже время «МегаФон», напротив, заявил о планах по развитию сети, и в настоящее время мы выполняем несколько проектов для этой компании. Операторы фиксированной связи также избирают разные тактики. К примеру, «Связьинвест» продолжает проекты по модернизации сетей. Общей тенденцией стало сокращение горизонта планирования: операторы стараются внедрять решения, дающие максимально быструю отдачу, максимум в течение года. Снижается стоимость ИТ-проектов, но число реализуемых проектов пока упало незначительно».
В среднем операторы связи сократили свои ИТ-бюджеты на 20-40% - в зависимости от ситуации (включая кредитную нагрузку), в которой тот или иной игрок оказался к моменту начала кризиса. Но даже учитывая выжидательную позицию, когда компании не торопятся тратить, наблюдая, что происходит на рынке, определенные статьи расходов здесь все равно сохраняются. В первую очередь - на поддержание существующей ИТ-инфраструктуры.
Ее сложность традиционно отличает операторов связи. «С одной стороны, это целый набор «унаследованных» технологий, например, множество специфических протоколов, масса специального оборудования и т.д., - комментирует Александр Таранов, директор Центра программных решений компании «Инфосистемы Джет». - С другой стороны, это современные ИТ-решения, которые исторически развивались в рамках совершенно других протоколов и технологий. Уже давно идет интеграция этих двух групп, однако наличие большого количества технологий постоянно усложняет систему саму по себе». Связь — это всегда очень высокий уровень ответственности, подчеркивает эксперт: оператор работает в режиме 24х7х365, его абоненты никогда не спят, а праздники становятся дополнительной большой нагрузкой. Соответственно, неправильно говорить о том, что вложения в ИТ-инфраструктуру уменьшились сильнее, чем инвестиции в развитие дополнительных услуг, считает Александр Таранов - изменилась, скорее, структура этих вложений, но потребность в инфраструктурных проектах не исчезает.
В подобных условиях растет интерес к решениям, которые повысят эффективность бизнеса без существенных капитальных вложений – например, в области виртуализации. Меняется сам подход к анализу предложений интеграторов, комментирует Наталия Дьяконова, директор департамента телекоммуникаций компании «Крок». Он становится все более детальным, а к принятию решения по внедрению того или иного элемента инфраструктуры все чаще привлекают финансистов.
По сравнению с компаниями ряда других отраслей, операторы связи продемонстрировали большую устойчивость при изменении экономической ситуации в стране и в мире. По крайней мере, до настоящего момента потребление их услуг не уменьшилось – включая голосовой трафик, sms или дополнительные сервисы. Соответственно, операторам приходится искать более экономичные решения для поддержки стоящих перед ними бизнес-задач, отмечает Александр Таранов. Лев Бровко предполагает, что сохранится спрос на те решения, которые помогут привлечь новых клиентов для операторов связи, в частности, на CRM-системы и системы поддержки абонентов.
Дмитрий Комаров подчеркивает, что инвестиции в ИТ для телекоммуникационных компаний имеют фундаментальное значение – они закладывают основу конкурентоспособности на рынке. Соответственно, жесткая экономия не касается поддержки критически важных для операторов функций – так, «Астерос» в 2009 г. продолжает проект по строительству ЦОДов для МТС, без которых невозможно предоставлять сервисы абонентам. «Жизненно необходимой составляющей бизнеса операторов также являются контакт-центры – и «МегаФон» в настоящее время совместно с нашей компанией занимается их масштабной модернизацией», - резюмирует эксперт.
Мария Попова, Элеонора Ершова / CNews Analytics