|
|
Обзор
Телеком 2011CNews: Какие тенденции определяют сегодня развитие рынка корпоративных телекоммуникаций - в мире и в России, по вашим наблюдениям?
Владимир Ткачев: Что касается технологий, то это, несомненно, глобальный переход на IP и на SIP-технологии. Они создают базовые предпосылки для дальнейших изменений
Если говорить о бизнес-тенденциях, то нельзя не отметить расширение спектра услуг, предоставляемых операторами связи, провайдерами и их компаниями-партнерами. Увеличивается не только набор услуг (в частности, за счет внедрения унифицированных коммуникаций, организации совместной деятельности рабочих групп через web). Существенно расширяется спектр устройств, а точнее, способов доступа к корпоративным коммуникациям, с тем, чтобы добиться максимальной эффективности работы сотрудника вне зависимости от места нахождения.
Кроме того, меняется способ предоставления услуг. Главной тенденцией последнего времени стало создание как публичных, так и частных «облаков», а также специфичных для российского рынка лизинговых схем, подразумевающих временное предоставление прав на использование тех или иных компонентов коммуникаций. Хотелось бы отметить, что для России более интересны частные «облака», тогда как в мире большим спросом пользуются публичные. Это связано, в первую очередь, с особенностями отечественного законодательства. Большое значение имеет и то, что заказчики - крупные компании - не готовы отдавать критичную для бизнеса информацию на аутсорсинг.
Также идет постепенное упрощение сервисов, превращение их в типовые услуги, соответствующие принятым во всем мире стандартам.
В настоящее время уже изменилась бизнес-модель современной компании – если ранее рабочая группа формировалась в пределах департамента, то сейчас она может состоять из людей различных отделов, компаний, которые могут находиться на расстоянии тысяч километров друг от друга.
Поэтому все большее развитие приобретает поддержка рабочих групп, виртуальных команд для географически распределенных компаний и сервисов для удаленных сотрудников - тех, кто работает из дома или находится в командировке.
CNews: Какие направления становятся сегодня приоритетными для телеком-игроков, по вашим наблюдениям?
Владимир Ткачев: Ключевой задачей телеком-игроков в условиях высококонкурентного рынка является поиск ниши, которая позволит выделяться на фоне других. И для этого они готовы на инвестиции в развитие спектра сервисов для абонентов.
В последние годы компании активно занимались развитием собственных и арендованных дата-центров. Теперь перед ними стоит задача наполнить их сервисами, которые в ближайшее время начнут приносить прибыль.
Не менее заметна тенденция по формированию новы х подходов к работе с клиентами , выстр аиванию отношений с клентами на регулярной основе в соответствии с долгосрочными контрактами. Эпоха разовых продаж и краткосрочных проектов подходит к концу.
CNews: Какие проблемы наиболее остро стоят сегодня перед сектором В2В, на ваш взгляд?
Владимир Ткачев: Одна из основных проблем – это отсутствие единого понимания и подхода к терминологии и методологии внедрения тех решений, которые предлагаются на российск ом рын ке. Например, как оценить возврат инвестиций в проект? Сегодня методики расчета ROI в разных компаниях могут быть диаметрально противоположными. А европейские базовые практики по расчету ROI в России работают далеко не всегда.
Также можно отметить неготовность заказчиков к принятию новых технологий и подходов, которые реализованы в странах Европы или в Соединенных Штатах Америки. В частности, это относится к использованию публичных «облаков», о которых мы уже говорили.
Если говорить о технологических проблемах, существующих у наших заказчиков, то основная из них – это разрозненность коммуникаций и «зоопарк» инфраструктурных систем. Зачастую наши клиенты сами не знают, каким образом осуществляются коммуникации внутри компании и как их можно улучшить. Вопреки распространенному убеждению просто добавление новых телеком-сервисов не всегда благо. Ведь если кроме уже имеющихся телефонии и интернета внедрить видео- и конференц-связь, в компании не появятся унифицированные коммуникации. Основное различие между таким набором услуг и комплексным решением – это возможность бесшовной интеграции различных систем на базе общих бизнес-процессов . То есть для создания единой системы недостаточно только технически х средств. Должна быть внутренняя корпоративная практика, методология, описывающая, каким образом в компании должны осуществляться коммуникации.
CNews: В чем вы видите специфику и основные сложности проектов в госсекторе?
Владимир Ткачев: Я могу привести достаточное число примеров крупных проектов, включающих в себя новейшие технологические решения, которые реализованы как в государственном, так и в коммерческом секторе. Так что нельзя говорить, что с точки зрения инновационности госсектор отстает от рынка.
Особенность, свойственная крупным государственным заказчикам, заключается в наличии большого числа разрозненных информационных и телекоммуникационных систем. И если в коммерческом секторе существующий «зоопарк», по крайней мере, систематизирован, и у руководства компании есть понимание того, что происходит и что есть в наличии, то в госведомствах бывает так, что существует представление только о системах самого верхнего уровня. По этой причине обоснование затрат на модернизацию ИКТ-инфраструктуры является для чиновников большой проблемой.
Еще одно отличие проектов для госорганизаций заключается в очень долгих сроках принятия решений. Иногда получается так, что идея устаревает еще до начала внедрения решения.
Кроме того, зачастую у руководителей, отвечающих за внедрение тех или иных систем в госведомстве, отсутствует понимание специфики коммуникационных решений. Конечно, это происходит не всегда - в государственном секторе есть прекрасные ИТ-специалисты, но и над ними довлеют корпоративные ограничения и специализированные требования.
CNews: Какие решения наиболее востребованы на рынке, по вашим наблюдениям? И, соответственно, какие направления деятельности наиболее перспективны?
Владимир Ткачев: Наиболее востребованы в настоящее время унифицированные коммуникации. Большинство компаний всерьез заинтересовано в бесшовной интеграции различных телекоммуникационных систем, основанной на открытых протоколах и стандартах.
Популярны решения по организации совместной работы через web. Заказчики заинтересованы в создании виртуальных рабочих групп из специалистов, находящихся в разных городах – Москве, Челябинске, Новосибирске – и предоставлении им механизмов для эффективной деятельности.
Нельзя забывать и про облачные вычисления, а точнее про предоставление решений как сервиса. Большое значение имеет поддержка новых устройств. Не важно, каким оборудованием человек пользуется – это может быть iPad, Android-телефон, RIM BlackBerry или любое другое устройство. Он должен получить полный доступ ко всему корпоративному функционалу.
На настоящий момент мы сосредоточили основные усилия в двух направлениях. Во-первых, это развитие облачных услуг. Это позволяет телеком-провайдерам и сервисным операторам при сохранении затрат на прежнем уровне масштабировать предлагаемые заказчикам решения.
Во-вторых, это формирование типового спектра услуг, связанных с телекоммуникациями, телефонией, унифицированными коммуникациями, для СМБ-сегмента. Естественно, речь идет не о сверхсложных решениях, которые предлагаются крупным заказчикам, а о стандартном наборе наиболее востребованных сервисов.
CNews: Каковы ваши планы на ближайший период? Какие направления в сфере телекома вы предполагаете усиливать?
Владимир Ткачев: Телеком-рынок является для Siemens Enterprise Communications приоритетным. Одно из направлений нашей деятельности на нем – продуктовое развитие. Сегодня практически вся наша продукция подразумевает прозрачную интеграцию в облачную инфраструктуру путем создания виртуальных составных частей нашего решения. Мы планируем и дальше расширять спектр продуктов, которые могут включаться в частные или публичные облака.
Второе направление развития - формирование спектра предложений, направленных на снижение CAPEX заказчика и предназначенных как для крупного бизнеса, так и для СМБ. Мы предлагаем нашим заказчикам либо корпоративную лицензию, либо ежемесячную подписку на наши услуги.
Важным направлением нашей работы является рост числа поддерживаемых устройств. Понятно, что спектр мобильного оборудования постоянно расширяется, и наша компания решила разработать единое программное обеспечение , позволяющ ее получать доступ ко всему корпоративному функционалу. Это программное обеспечение путем добавления промежуточного ПО будет работать под любой операционной системой.
У Siemens Enterprise Communications есть планы по развитию облачных сервисов, которые будут предоставляться на всей территории Евросоюза. Возможно, этот пример подтолкнет отечественных заказчиков к пересмотру своего отношения к Public Cloud.
Кроме того, мы первыми на рынке занялись созданием приложений для интеграции с социальными сетями. Речь идет о том, что коммуникации постепенно выходят за рамки личного или служебного круга, перерастая в профессиональное общение в социальных сетях. Мы предоставляем возможность интеграции наших решений с Facebook, LinkedIn, Twitter и другими социальными сетями уже сегодня и готовы расширять спектр таких решений.
CNews: Спасибо.