61 % ИТ-бюджетов мирового ритейла приходится на операционные затраты
Ключевой задачей ИТ в торговле остается повышение управляемости розничной сетью, эффективность, прозрачность и гибкость бизнес-процессов. До 39 % от ИТ-бюджетов ритейлеров составляют сегодня капитальные затраты — на внедрение информационных систем и покупку лицензий ПО, в то время как 61 % приходится на установку приложений, адаптирующих приобретенные системы к конкретной информационной среде и бизнес-процессам предприятия.
Напряженная ситуация в мировой рознице стимулирует рост спроса на информационные технологии. Аналитики Gartner в отчете, посвященном автоматизации торговли, указывают, что уровень ИТ-бюджетов розничных сетей составляет, в среднем, около 2,03 % от выручки компании. Это заметно превышает аналогичный показатель в других отраслях, что обусловлено сложностью бизнес-моделей организации розничных сетей, оптимизация которых требует значительных затрат.
Опрос руководителей ИТ-подразделений 300 крупнейших розничных сетей, проведенный Gartner, показывает, что рост затрат ритейлеров на информационные технологии продолжается, хотя его темпы несколько замедлились по сравнению с прошлым годом. Так, 23 % респондентов в ближайшем году ожидают увеличения затрат на ИТ на 5 %. Еще 22 % указали, что затраты на ИТ увеличатся от 5 % до 10 %. Более. 41 % респондентов, опрошенных Gartner, считают, что в текущем году затраты на ИТ останутся на прежнем уровне, но это, вероятнее всего, объясняется первыми результатами аутсорсинговых контрактов и сменой ИТ-стратегии ритейлеров в рамках прежнего бюджета.
Источник: Gartner, 2006
При этом структура расходов на ИТ в торговле за нескольких последних лет практически не изменилась. 39 % от ИТ-бюджетов ритейлеров составляют капитальные затраты — на внедрение информационных систем, покупку лицензий программного обеспечения. 61 % приходится на внедрение и установку различных приложений, адаптирующих приобретенные системы к проблематике конкретного предприятия и текущим задачам. В структуре ИТ-бюджета мирового ритейла, по оценкам Gartner, доминируют расходы на обучение и подготовку персонала — 26 %, покупку аппаратного обеспечения — 25 %, ПО — 19 %. Сравнительно низкими остаются статьи расходов на средства коммуникации и связь — 13 %, ИТ-сервисы — 11 %, средства поддержки антикризисного менеджмента и управления изменениями — 6 %.
Источник: Gartner, 2006
В ближайшие три года Gartner прогнозирует незначительное изменение структуры расходных статей бюджета в сторону капитальных расходов — информационных систем, а также приложений, оптимизирующих отдельные бизнес-процессы компаний.
ИТ-сервисы растут за счет крупных розничных сетей
Хотя удельный вес ИТ-сервисов в общей структуре ИТ-бюджетов ритейлеров остается относительно низким, по разным оценкам, общий объем сервисных контрактов увеличивается на 20-25 % ежегодно. Однако, считать, что рынок ИТ-сервисов в торговле растет однородно, было бы ошибочно. «Локомотивами» роста здесь являются крупные ритейл-сети с большими оборотами, затраты же мелких и средних сетей на ИТ-сервисы сравнительно невелики. Наиболее популярным сервисным направлением в розничной торговле является ИТ-консалтинг — по данным опроса Gartner, около 40 % от общего числа розничных сетей прибегают к услугам сторонних консультантов в области информационных технологий. Среди крупных сетей с годовым оборотом от $10 млрд. доля компаний, обращающихся к консультантам, гораздо выше — 87 %. Компании, годовой оборот которых лежит в интервале от $1 до $10 млрд., в половине случаев прибегают к услугам консультантов, остальные предпочитают искать ресурсы внутри компании.
На втором месте после ИТ-консалтинга в списке наиболее популярных в торговле ИТ-сервисов — кастомизация приложений под задачи заказчика (37 %), затем интернет-сервисы — поддержка веб-страниц и хостинг (34 %), поддержка приложений (33 %), телекоммуникации и сетевое обеспечение (30 %), интеграция и внедрений новых стандартных приложений (29 %), дизайн и развитие веб-страниц (28 %), управление аппаратным обеспечением компании — приобретение и поддержка компьютеров, компьютерной и организационной техники, аутсорсинг дата-центров (9 %).
Интересно, что в сфере аутсорсинга информационных систем и корпоративного ПО акцент постепенно смещается от покупки приложений, полностью разрабатываемых под заказчика («ondemand») в сторону покупки стандартизованных приложений и доработки их под задачи заказчика. Особенно всплеск спроса на подобные продукты характерен для средних и умеренно крупных розничных сетей, лидеры отрасли чаще предпочитают программное обеспечение ondemand, что обусловлено как инертностью стратегий в сфере информационных технологий, так и большими финансовыми возможностями. Кроме того, использование систем и приложений ondemand ощутимо снижает риск копирования бизнес-процессов конкурентами. Как указывает Gartner, наиболее популярными стандартизованные приложения являются в таких сферах, как управление цепочками поставок, финансы или коммерческое планирование производства.
Источник: Gartner, 2006
Аналитики Gartner прогнозируют в ближайшее время дальнейшее снижение уровня потребления ИТ-сервисов, особенно в сегменте мелких и средних ритейл-сетей, которое обусловлено, прежде всего, некоторым снижением доходности отрасли, снижением числа и объемов аутсорсинговых контрактов, переключением мелких и средних ритейлеров на «ин-сорсинг». Ключевыми критериями выбора ИТ в данном секторе является эффективность технологии, с точки зрения управляемости и повышения прозрачности бизнес-процессов, небольшие сроки окупаемости и рентабельность.
Для крупных компаний в качестве основных трендов 2006 года и ближайшего будущего в Gartner указывают резкий рост затрат на ИТ, увеличение расходов на ИТ-сервисы, постепенное смещение акцентов в сторону корпоративных информационных систем, способствующих повышению прозрачности и эффективности бизнес-процессов.