Торговому бизнесу традиционно предлагают два типа решений — полнофункциональные управленческие системы, либо специализированные продукты, автоматизирующие отдельные потребности ритейла. Эксперты и со стороны игроков рынка, и со стороны поставщиков ИТ находят в каждом варианте свои плюсы и минусы. А споры о том, какое ПО эффективней, постепенно сходят на нет — ввиду отсутствия пока однозначного ответа.
Gartner, прогнозируя ключевые направления автоматизации торговли на 2006-2013 гг., выделил четыре основных тренда, в соответствии с которыми будет развиваться сегмент. В частности, коллаборационность (обеспечивающая оперативный доступ к единой обновляемой онлайн информационной базе и позволяющая повысить эффективность взаимодействия ритейлеров с поставщиками), мобильность (состоящая в использовании беспроводных технологий, электронных ценников, КПК и предоставляющая возможность контролировать работу склада, процесс продаж и графики занятости персонала), самообслуживание, а также аутсорсинг. По мнению исследователей, торговые компании все больше должна интересовать передача отдельных бизнес-процессов внешним поставщикам.
К сегодняшнему дню на российском рынке перечисленные тенденции заметны лишь отчасти, поскольку только начинают преодолевать некий «порог востребованности». Интерес к некоторым технологиям во многом поддерживается пока не столько реальными потребностями со стороны заказчиков, сколько активной маркетинговой деятельностью поставщиков этих решений. И если, например, о пользе мобильных технологий в торговле сегодня говорят уже не только вендоры и интеграторы, но и множество отечественных заказчиков, ощутивших эффективность их использования, то особых подвижек в сторону аутсорсинга бизнес-процессов в российской торговле пока не заметно.
Источник: CNews Analytics, 2006
По мнению руководителя российского подразделения Microsoft Businnes Solutions Евгения Воронина, отечественные торговые компании доказали, что вполне способны внедрять самые современные информационные технологии и получать все преимущества от их использования. Руководители российской розницы уже видят необходимость перехода от интуитивного ведения бизнеса к формализации и структуризации бизнес-процессов.
Сегодня уже видна отдача, например, от технологии мерчендайзинга. В течение 2-5 лет ожидается отдача от частных электронных торговых площадок, CRM-систем, решений, обеспечивающих корпоративную бизнес-аналитику и отчетность, систем радиочастотных меток, систем интегрированного планирования спроса и возобновления складских запасов.
10 ключевых технологий в ритейле, 2005
Источник: Gartner, 2005
Что может специализированный функционал
В Microsoft уверены, что совсем скоро в отечественных магазинах будут использоваться «умные» тележки, в которые вмонтируют специальное устройство с беспроводным доступом. Взяв тележку при входе в магазин, покупатель (посредством имеющейся у него чип-карты) будет «опознан» этим устройством, которое, в соответствии с его традиционными предпочтениями, нарисует на дисплее схему прохождения по торговому залу. На дисплее также будет высвечиваться информация о промо-акциях на определенные продукты. А на товарных полках будут так называемые электронные ценники, информацию на которых можно при необходимости мгновенно заменить.
Благодаря беспроводным устройствам, покупатели, выйдя в интернет, могут сравнить цены в магазине со среднерыночными и принять (или не принять) решение о покупке. В свою очередь, продавцы магазина, также «вооруженные» беспроводными устройствами, получат доступ к базе данных по имеющимся товарам, чтобы квалифицированно отвечать на вопросы покупателей.
Используя технологии RFID, можно создать так называемые кассы самообслуживания. Достаточно будет провезти тележку с товарами, оснащенными радиочастотными метками, мимо специальной кассы — и информация обо всех купленных товарах будет считана автоматически. Автоматически может быть выставлен счет и произведена оплата покупки с кредитной карты покупателя, которого идентифицировали сразу при входе в магазин.
Несмотря на некоторую фантастичность картины, в ее основе лежат используемые уже сегодня технологии. Весь вопрос лишь в том, чтобы они были применены в совокупности в одном магазине.
Торговый бизнес достаточно специфичен. По мнению эксперта IBS, в первую очередь, торговым предприятиям присуща большая товарная номенклатура, объемные и сложно структурированные справочники товаров. Во-вторых, в этом секторе на порядок сложнее логистика и управление складами. Сами цепочки поставок у торговых компаний устроены сложнее даже по сравнению с дистрибьюторскими компаниями. В третьих, все ИТ-системы, ориентированные на розницу, должны обеспечивать чрезвычайно высокий уровень надежности: актуальная информация о бизнесе должна быть доступна «день в день». В компании отмечают, что сегодня в автоматизации нуждается целый ряд торговых процессов. Это управление товарным ассортиментом, управление складами и пополнением запасов, управление ценообразованием, планирование и прогнозирование продаж, управление цепочками поставок. Все это обеспечивает непосредственную поддержку розничного бизнеса. Не стоит забывать и о традиционной потребности в финансовом, бухгалтерском и налоговом учете, в том числе финансовой отчетности по МСФО.
В течение ближайших лет будут, по всеобщим ожиданиям, все активнее внедряться и получат большее распространение такие технологии, как RFID, EDI, решения для интеграции «производитель — дистрибутор», «сетевой ритейлер — производитель» и т.п., а также решения класса SCM (Supply Chain Management).
Microsoft, как и большинство производителей бизнес-систем, обеспечивает в своих решениях так называемую горизонтальную функциональность, охватывающую 70-80 %бизнес-процессов внутри организации. Оставшиеся 20 % функциональности, которые отражают отраслевую специфику и специфические бизнес-процессы организации, дорабатывают партнеры. В настоящее время в их решениях для торговых компаний реализована следующая функциональность: штриховое кодирование; управление ассортиментом; различные форматы ценообразования; создание сценариев цен и скидок; управление дисконтной системой; централизованная обработка подарочных карт и сертификатов; организация и проведение распродаж, рекламных акций; оценка эффективности торговых площадей; отслеживание цен конкурентов; POS — терминалы и терминалы сбора данных; POS-системы в online и в offline режимах; POS-функциональность на Pocket PCs.
В комплексе или по отдельности?
Большинство решений крупных вендоров — это, как правило, полнофункциональные ERP-системы, имеющие модульную структуру. Часть российских и западных разработчиков специализируется на отдельных функциональных продуктах, например — системах управления складом или цепочками поставок. Многие отечественные вендоры предлагают наряду с программными решениями продажу оборудования: терминальных решений, систем видеонаблюдения, видеоконференцсвязи и т.п.
Споры о том, какое ПО более эффективно, постепенно начинают утихать. Большинство ИТ-компаний и их заказчиков уверены, что в области управленческих систем трудно найти более удачное решение, чем полнофункциональная ERP. В то же время конкуренцию специализированным решениям, автоматизирующим отдельные потребности ритейловой компании, ERP может составить лишь отчасти. Поэтому есть смысл рассмотреть, интерес к какой функциональности торговые компании проявляют сегодня в большей степени.
Александр Рахманов, руководитель розничного направления компании «Корус Консалтинг»:
Не стоит смотреть на ERP-систему и специализированные ИT-решения как на панацею и средство быстрого достижения желаемых финансовых показателей. Эти технологии позволяют оптимизировать регулярные бизнес-процессы и наглядно предоставить информацию для принятия решений, но интуитивные методы управления не отменяют.
Выбор же единой ERP-системы с широкой функциональностью, либо пакета специализированных решений остаётся вопросом сугубо индивидуальным, сильно зависящим от отрасли, менеджмента, сложившихся правил принятия решений. Опираясь на более чем обширный опыт работы «Корус Консалтинг» с ритейловыми компаниями, я могу заметить, что в подавляющем большинстве случаев торговому предприятию достаточно комплексного решения, состоящего из отраслевого решения на базе ERP и интегрированного с ним фронт-офиса. Плюс блока аналитики для топ-менеджмента и системы электронного документооборота EDI. Для особо крупных ритейлеров также становится актуальной WMS. Под отраслевым решением здесь следует понимать набор готовой к работе функциональности, обслуживающий бизнес-процессы ритейлера с заложенной возможностью масштабирования. В наше собственное отраслевое решение AxaptaRetail мы закладывали только необходимые ритейлерам возможности, поэтому оно не «утяжелено» избыточной функциональностью, как некоторые «сто-в-одном»ERP-системы, и за счёт этого более экономично и удобно в использовании.
У любой компании две ключевые задачи бизнеса — это сокращение издержек и увеличение прибыли, — отмечают в Microsoft. — Решение первой возможно при эффективном управлении финансами и оптимизации движения товарных потоков. Это покрывается стандартным базовым функционалом любой ERP-системы. Поэтому преимущество использования полнофункциональных ERP-систем, с учетом возможности постепенного «наращивания» функционала, очевидно.
В компании «Акселот» считают, что использование полнофункциональной ERP дает заказчикам возможность поэтапного ввода в эксплуатацию подсистем на единой технологической платформе. Важными видятся здесь и такие возможности решений, как адресный учет, поддержка технологии штрих-кодирования и соответствующего оборудования, автоматическое выполнение ряда операций, управление ресурсами в режиме реального времени, возможность интеграции с другими решениями, «плавающая» инвентаризация. В то же время, по мнению специалистов Fly Doc, системы управления складом пока недоступны большинству российских заказчиков из-за высокой стоимости. А наиболее востребованными на рынке в настоящий момент являются CRM и системы управление логистикой.
В «Кристалл Сервисе» также отмечает значимую роль систем управления фронт-офисом. Однако не менее актуальными компания считает мобильные решения, EDI и системы, обеспечивающие работу программ лояльности. В Microsoft и в IBS полагают, что, помимо этого, торговым сетям необходимы системы управления ассортиментом и такой функционал, как категорийный менеджмент. В GMCS считают, что для ритейла очень важно использование единой интегрированной системы управления, включая торговые залы.
Идею же полнофункциональной системы приветствуют далеко не все представители торгового сектора. Так, по словам ИТ-директора «Л`Этуаль» Николай Зайцев, «трудно представить себе всеобъемлющую систему. Разработчик такого продукта должен отлично знать все бизнес-процессы в рознице, а это практически невозможно. Пока специализация на различных участках розничного бизнеса дает лучшие результаты. И, на мой взгляд, в будущем такое состояние сохранится».
Со своей стороны, ИТ-директор компании «Компьютер-Центр «КЕЙ» Олег Вайнберг утверждает, что полнофункциональные ERP — это миф. «Система не может справляться со всеми задачами одинаково хорошо, — отмечает он. — Можно поставить ERP-систему Microsoft Dynamics AX или «1С» или SAP, но финансы все равно лучше «делать» в Cognos, а кассу ставить под управление «Кристалла» или «Супермага». Все хорошо на своем месте».
Говоря о тенденциях развития подходов к выбору систем, г-н Вайнберг отмечает, что и в будущем в качестве основного ядра автоматизации торговые компании будут выбирать ERP (SAP, Axapta или Oracle), а «узкий» функционал будут автоматизировать посредством специализированного ПО.
ИТ-директор торгового холдинга «Лама» Николай Молдован также считает, что понятие «полнофункциональной ERP-системы» является надуманным: бизнес-технологии всегда развиваются быстрее, чем программные продукты, которые их поддерживают. «Бизнес-технология — это локомотив, а поддерживающая ее информационная система — вагоны. Очень сложно, когда вагоны бегут впереди локомотива».
В SAP отмечают, что использование масштабируемого стандартного промышленного программного обеспечения является основным преимуществом ERP-системы. Еще один плюс — это интеграция процессов логистики и финансов. В то же время в компании отмечают, что остается целый ряд специфических для торговых сетей задач (связанных в основном с оптимизацией бизнеса), решить которые может только специализированное программное обеспечение.
Говоря о преимуществах использования полнофункциональных ERP-систем по сравнению с системами, автоматизирующими один или несколько видов деятельности, в IBS обращают внимание на достоверность информации: в случае ERP все документы вводятся в систему один раз, нет потерь при вводе и переносе информации в разные системы. Другой плюс — заказчику нет необходимости поддерживать разнородные системы и многочисленные интерфейсы между ними. Как правило, при «лоскутной автоматизации» речь идет о разрозненных разработках небольших фирм, которые не всегда могут обеспечить высокий уровень поддержки своих решений, не говоря уже об их развитии. Крупная интегрированная система в данном случае явно выигрышней — производитель гарантирует, что будет промышленная поддержка, обновления, отслеживание изменений в законодательстве, — отмечают в компании.
Кроме того, полнофункциональные системы, внедряемые по всему миру, как правило, сосредотачивают в себе опыт реализации бизнес-процессов, накопленный на реальных проектах в конкретных компаниях. Внедрение такой системы позволяет «примерить» этот опыт на себя и в той или иной степени воспользоваться успешной практикой других компаний. Помимо перечисленного, централизованная система управления позволяет реализовывать единые и гибкие механизмы, например, в таких областях, как ценообразование и управление ассортиментом.
В IBS уверены, что полнофункциональная информационная система позволяет владельцам и руководителям компании-заказчика «видеть» бизнес целиком. Причем это видение не ограничивается какими-то географическими рамками. При использовании единой централизованной информационной системы деятельность компании в регионах также будет под контролем: ведь все данные о бизнесе филиалов сразу становятся доступны в корпоративном центре. Обеспечиваемая информационной системой прозрачность бизнеса обеспечивает устойчивость и управляемость компании и позволяют ей успешно конкурировать. Это особенно важно для для крупных розничных игроков, многие из которых уже вышли на фондовый рынок или готовятся к IPO.
В то же время, по мнению IBS, плюс «лоскутных» решений состоит в том, что они разрабатываются под конкретные бизнес-потребности заказчиков и свою узкую задачу обычно решают хорошо. У большинства российских предприятий исторически доминирует «лоскутный» подход. Хотя сейчас наблюдается устойчивый тренд на внедрение интегрированных решений.
Один из немногих российских ERP-вендоров — корпорация «Галактика» — среди главных преимуществ использования систем этого класса также отмечает создание на предприятии единого информационного пространства, отражающего все бизнес-процессы. Это позволяет избежать неоднократного ввода данных, потери и искажения части информации, сокращения сроков ее получения.
Специфические же задачи торговых предприятий (например, считывание штрих-кодов), решить которые можно только с использованием специализированного программного обеспечения, предполагают, что ERP-система должна обладать возможностями для безболезненной интеграции. В России, например, зарубежные бизнес-решения часто интегрируют с бухгалтерскими модулями отечественных программных продуктов. При этом возможность «возврата/исправления» произведенной операции рассматривают как основное конкурентное преимущество. Однако возникает вопрос: как в этой ситуации обеспечить корректность общей управленческой отчетности? Ведь при таком подходе данные финансового и управленческого учета будут расходиться, поскольку бизнес-процесс перестает быть сквозным.
В Microsoft, указывая проблему интеграции в числе ключевых, считают, что необходимо говорить о совместимости ПО в рамках ИТ-инфраструктуры в целом. Довольно часто возникают ситуации, когда новые версии программных продуктов от одного поставщика начинают некорректно работать с СУБД и операционной системой других поставщиков. И здесь, может быть, впору говорить о ценности поставки ИТ-инфраструктуры предприятия от одного поставщика.