Менее четверти российских торговых предприятий инвестируют в ИТ
ИТ-активность предприятий торговли долгое время была несопоставимо мала по сравнению с потенциальными возможностями отрасли. Если учитывать только крупные предприятия, то доля инвестирующих в ИТ не превышает 20 %. Из них менее половины имеют внедренные локальные вычислительные сети.
Удельный объём ИТ-затрат на одно активное, с точки зрения инвестиций в информатизацию, предприятие отрасли составляет порядка 600 тыс. руб. На первый взгляд мало — но действительно ли это так? Например, если предположить, что 20-30 крупнейших сетей ежегодно внедряют у себя ИС на сумму $1-2 млн., то удельный бюджет, рассчитанный по остаточной сумме общих ИТ-затрат, не так уж сильно сократится и будет составлять около $18 тыс. на одно предприятие. Т.е. даже при допущении сверхвысокой активности крупнейших розничных операторов, ежегодно вкладывающих в свою ИТ-инфраструктуру по $1-2 млн. (логичный вопрос — на что конкретно, если всё основное ИТ-обеспечение уже давно установлено и интегрировано?), то на оставшиеся, менее крупные предприятия, всё равно приходятся бюджеты, достаточные для того, чтобы внедрить пусть слабое, но всё же подобие ERP (кстати, в промышленности так и поступают). А может быть и не такое уже слабое — если система внедряется в рассрочку, то за 2-3 года каждое такое предприятие может установить вполне приличное решение стоимостью в $100 тыс. К тому же величина усредненного годового ИТ-бюджета может быть легко дотянута до этой суммы и даже до суммы в 1,5 раза большей, если оставить в числе предприятий, проходящих по статистике как ИТ-активные, только наиболее «продвинутые», имеющие ЛВС и располагающие выделенными каналами связи. Другие «ИТ-активные» предприятия, имеющие в арсенале лишь несколько компьютеров и e-mail, вряд ли вообще являются заказчиками каких-либоИТ-решений.
Таким образом, можно очертить основные ниши ИТ-заказов в российской торговле. В целом по отрасли заказчиками ИТ-проектов ежегодно являются максимум 20 %, а скорее всего, с поправкой на данные о характере использования элементарных средств ИКТ (ЛВС, глобальные сети, электронная почта, выделенные каналы связи), 3-5 % торговых предприятий.
«Элитарные» ниши первого класса — внедрение ИС стоимостью от $1-2 млн. и до нескольких десятков млн. долларов — в торговле локализованы в группе из одного-двух десятков крупнейших розничных операторов. С учётом перенасыщенности рынка, появление новых, столь же крупных операторов маловероятно. Таким образом, данная ниша заказчиков расширяться, скорее всего, не будет. Однако, как мы уже отмечали, в течение ближайших нескольких лет в составе лидеров отрасли ожидается вполне определенная перетасовка — торговые сети будут сливаться, часть из них будет поглощена, и в целом количество операторов возможно даже уменьшится — но за счёт возникновения более крупных аналогов, имеющих к тому же разветвленные региональные сети. Свой вклад в ИТ они сделают после того, как их новый бизнес преодолеет издержки первоначального роста — т.е. не раньше, чем через 2-4 года, когда число сверхдорогих ИТ-проектов вновь может возрасти, как в начале борьбы отечественных и западных сетей.
Ниши второго класса образуются за счет существенно менее дорогих проектов стоимостью каждого до $0,5-1 млн. На сегодня это более распространенный тип ИТ-заказов в торговле. При этом заказчиками являются те же игроки, которые обслуживаются в нишах первого класса. Для них это способ «доразвития» уже созданных дорогих ИС, канал их обновления.
В нише третьего класса обслуживаются существенно менее крупные предприятия — можно сказать, наименее крупные. Доминируют здесь уже информационные системы преимущественно отечественного производства общей стоимостью $50-100 тыс. Такие проекты можно назвать неизменным «фоном» развития отрасли, в которой обслуживаются торговые предприятия с годовым оборотом не более $1-3 млн. Емкость российской торговой отрасли позволяет делать таких проектов от нескольких сотен до 1000 в год.
ИТ-инвестиции российской торговли
На основе анализа динамики ИТ-затрат, даваемых Росстатом, по итогам 2005 года их объем в отрасли может быть оценен на уровне 8 млрд.руб. Сразу стоит отметить, что эти данные почти в 2 раза расходятся с данными Gartner, по которым ИТ-затраты торговых предприятий в 2005 году составили $593 млн. (т.е. порядка 16 млрд.руб.). Не считая $66 млн., приходящихся на рестораны и отели, которые в выборке Росстата отсутствуют. При этом оценки Gartner даны только для розницы, а в выборку Росстата включены также предприятия оптовой торговли
Объём и динамика ИТ-инвестиций в торговле
Источник: CNews Analytics 2006, на основе данных Росстата
Не надо забывать, что для торговли, в отличие от, скажем, промышленности, ИТ-решения не имеют такого серьёзного значения. Бизнес-процессы, а тем более, технологические процессы в торговле гораздо проще. Конечно, возрастающую роль здесь играют CRM и SCM системы. Но такие простые вещи, как географическое положение, во сто крат больше значат с точки зрения конкурентоспособности, чем дорогостоящая ИС. Ситуация такова, что даже ларёк напротив «Атриума», построенный через Садовое кольцо, будет столь же конкурентоспособен, как и сам «Атриум», при том что его хозяин может даже не знать, что такое «информационная система», а слов CRM и SCM, вообще испугается, приняв их за новые требования налоговой инспекции. Однако этот ларёк и так рентабелен! Причина проста — людям просто лень переходить на ту сторону проезжей части, тем более, чтобы сделать это по правилам, на Садовом кольце нужно километр-другой пройти ещё до ближайшего перехода.
Так что высокие технологии для торговли — вещь двузначная. Вроде бы и нужны, да не обязательно. Действительно, по данным Росстата, из 14 тыс. предприятий торговли, использовавших ИКТ, менее 7 тыс. имеют какие-либо локальные вычислительные сети, простую электронную почту имеют лишь около 8 тыс., а выделенные каналы связи — только 2 тыс. Вряд ли при таком раскладе отрасль может осваивать даже указанные (заниженные по сравнению с оценками частных исследовательских компаний) объёмы ИТ-расходов. Получается, что якобы весь этот многомиллионнодолларовый груз ложится на плечи нескольких десятков гипермаркетов. Но у них просто не хватило бы фантазии заказывать каждый год по ИТ-проекту в несколько миллионов, если бы только они не захотели превратить каждый свой магазин в «умный дом», где вместо кассиров и продавцов работали бы автопилоты.
Не стоит преувеличивать также и перспективу роста ИТ-расходов в торговле опережающими темпами по сравнению с другими статьями расходами. Анализ рядов динамики показывает, что доля ИТ-затрат как в оборотных затратах, так и в валовом доходе отрасли неуклонно сокращается от года к году. По итогам 2005 г. доля ИТ-затрат в общем объеме затрат составила чуть более 1 %, сократившись за четыре года в 1,5 раза. Их доля в валовом доходе составила 0,4 %, за четыре года, сократившись в 1,75 раза. И вряд ли в ближайшее время динамика изменится.
Удельный вес ИТ-инвестиций в торговле в общем объёме ИТ-инвестиций
Источник: CNews Analytics 2006, на основе данных Росстата
Причины здесь классические — торговля — типичная капиталоемкая отрасль, требующая высоких материальных затрат (закупку товаров для реализации), которые с ростом отрасли будут только гасить любые увеличение вложений в ИТ. Пропорционально созданию новых торговых точек растут прежде всего затраты на закупку оборудования для новых магазинов, расходы на энергию и топливо, дополнительные объемы товаров на реализацию, полуфабрикатов и т.д. Потребность в этих затратах растет очевидно быстрее потребности в ИТ-затратах. При этом ИТ-затраты имеют во многом разовый характер, а прочие издержки постоянно воспроизводятся в процессе технологического цикла.
При этом, надо отдать должное и нашим торговым предприятиям. Если сравнивать ИТ-инвестиции в торговле с общим объёмом ИТ-инвестиций в экономике, то видно, что отрасль сохраняет достаточно стабильные позиции на фоне других — не опережая их по ИТ-развитию, но и не отставая. Доля ИТ-инвестиций в торговле устойчиво на протяжении уже нескольких лет держится на уровне 3,2-3,5 % от общего объёма ИТ-инвестиций.